27 декабря 2018 (08:40) | Елена Налимова

Олег Афонин: «Программа развития опорного университета - это основная наша программа»

И.о. ректора Саратовского технического университета рассказал о том, какие обновления происходят в вузе и какие направления будут сохраняться.
Олег Афонин: «Программа развития опорного университета - это основная наша программа»

В уходящем году Саратовский технический университет пережил значительные изменения – поменялось руководство вуза, кардинально сменился состав ректората, входящих в состав вуза институтов. Вокруг старейшего и одного из самых крупных вузов региона стали появляться разнообразные слухи. Спустя несколько месяцев после обновления мы беседуем с исполняющим обязанности ректора университета Олегом Афониным. И главная тема нашей беседы – каким путем университет собирается идти дальше. Ждать ли нам крутой смены курса или речь идет об укреплении традиций.

- Олег Александрович, в Саратовском техническом университете недавно полностью сменилось руководство. Означает ли это, что изменится и программа развития самого вуза?

- У нас есть программа развития опорного университета - это основная наша программа. Мы в ходим в число 33-х университетов РФ, которые имеют статус опорных. «Опорный» - это вуз, который работает на регион. В России есть федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а третья ступень – это ведущие вузы региона, которые являются одновременно центром подготовки кадров, имеют широкий спектр образовательных программ. Это научные центры, которые имеют основу в виде фундаментальной науки и благодаря связям с предприятиями регионе, ведут прикладные исследования. А также осуществляет международное и внутрироссийское сотрудничество. 
В Саратове два таких крупнейших вуза –Технический университет, как опорный вуз, и Классический университет (СГУ имени Чернышевского), который имеет статус национального исследовательского. 

- Расскажите об основных направлениях программы развития опорного вуза, которые определяют его дальнейшую судьбу. На сайте СГТУ указано, что их шесть, давайте поговорим о каждом.

- Прежде всего это профессиональная ориентация, различные виды дополнительных профпрограмм. Наша задача - привлечь в университет молодежь, заинтересовать ее техническими специальностями. Экономика не должна базироваться только на сырьевой основе, нужно реально что-то производить, чтобы Россия была экономически независимой, особенно в современных международных условиях. Мы привлекаем молодежь через различные формы дополнительных общеразвивающих программ. В рамках этого направления мы создали технопарк для детей и молодежи «Технариум», это направление ведет директор института прикладных информационных технологий Ольга Долинина. У нас есть площадки для обучения в других институтах нашего университета – школа робототехники в институте электронной техники и машиностроения, школа юного архитектора в институте «УРБАС» и другие. Все это входит в систему, которая объединила ранее распределенные центры обучения в единый «Технариум».
Ведется активная профориентационная работа в привязке к деятельности приемной комиссии. У нас каждый год проходит массовая приемная кампания, которая как раз и начинается с различных мероприятий профориентации. Это выезды в школы, привлечение детей в наш «Технариум» и так далее. 
Плюс широкий спектр программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Когда специалист, уже работая в той или иной профессиональной сфере, хочет повысить свою квалификацию, получить дополнительные компетенции к тому, что он умеет, либо сменить вид профессиональной деятельности. В год по таким программам мы готовим порядка четырех тысяч человек. Это цифра – одна из самых внушительных среди вузов нашего региона. По этому направлению мы также находимся в числе лидеров среди других технических университетов России.

- Второй пункт предусматривает модернизацию образовательных программ в вузе. Что это означает конкретно? 

- Прежде всего это введение в образовательный процесс технологий проектного обучения. Это предполагает выбор какой-то одной темы – исследовательской или производственной. Например, мы продвигаем технологию так называемых мини-заводов. Из студентов создается группа, моделирующая реальный производственный процесс на том или ином предприятии. Допустим, нужно изготовить какую-то деталь. В группе есть дизайнеры, они разрабатывают модель, есть программисты, есть конструкторы и есть те, кто работает с металлом, технологи. И все это вместе – цепочка,производственного процесса, он идет от начала и до конца. На выходе должен быть готовый продукт, не просто документация, а изделие. Здесь можно идти двумя путями: первый – чисто учебный мини-завод, когда он функционирует внутри вуза, мы сами ставим задачу и получаем результат; второй – когда процесс связан с внешним предприятием и задачу ставит предприятие, являющееся нашим партнером. Допустим, нашему партнеру нужно отработать какой-то технологический процесс, но самому заниматься этим некогда. Наша лабораторная база позволяет взять такую задачу на себя, привлечь студентов. Потом мы можем передать технологию, отработанную студентами, предприятию-заказчику. 

- По каким еще направлениям развивается вуз? Мы логично дошли до третьего пункта программы развития…

- Третье и четвертое направления связаны с наукой. Одно из них – это нейро-технологии. У нас есть группа профессора Александра Храмова. Она развивает различные теоретические модели применения искусственного интеллекта, искусственных интерфейсов, исследуя процессы, которые происходят в головном мозге и нервной системе человека. Проводится теоретическая и экспериментальная работа по взаимосвязи тех сигналов, которые можно снять, допустим, по импульсам головного мозга. На этой основе можно построить некий интерфейс по управлению различными процессами. Группа имеет хороший фундаментальный задел и сейчас активно движется к созданию так называемого коробочного продукта - устройства для исследования интеллектуальных способностей. 

- Сколько ученых входит в группу?

- Это порядка двадцати человек. Главное, что это молодые ученые, средний возраст – 30-35 лет. Сейчас как раз есть федеральная программа, которая поддерживает ученых в возрасте до 39 лет. Группа Храмова в эти параметры укладывается и получает хорошую федеральную поддержку. Кроме того, у нас в университете есть внутренние гранты, когда мы стараемся поддержать исследования наших молодых ученых, имеющие задел на перспективу. Эти гранты пусть не очень большие - от нескольких сот тысяч до одного-двух миллионов рублей, но, тем не менее, они позволяют молодому ученому приобрести оборудование, материалы. Группа Храмова - одна из лидеров университета в этом плане. 

- Кого еще из ученых вы можете привести в пример? 

- Второе перспективное направление, которое развивает группа Александра Гороховского, это нано-материалы. Они имеют самое различное применение - их используют в датчиках, в различных катализаторах улучшения горения топлива, в красках и так далее. Ученые  создали базовый продукт на основе полититанатов калия, который можно модифицировать с помощью специальных добавок – легировать – и тем самым менять его свойства. Вещество имеет широкий спектр применения. Сейчас мы в университете создаем небольшое опытное производство, которое позволит отработать различные технологические процессы на малых партиях этого вещества. Когда этот технологический процесс будет отработан, можно будет передать технологию на реальное предприятие, запустить крупномасштабное производство, получить большой экономический эффект.

Активную работы ведут и другие научные группы. Например,математического моделирования профессора Вадима Крысько, экологического мониторинга и прогнозирования состояния природных экосистем профессора Елены Тихомировой,  технологических процессов и систем для сварочного производства профессора Игоря Родионова, социологических исследования профессора Валентины Ярской-Смирновой, моделирования генераторных и усилительных систем в радиоэлектронике профессора Вила Байбурина, фундаментальной и прикладной фотоники профессора Дмитрия Зимнякова и другие.

- Это то, что касается науки. Как будет развиваться университет в стратегических проектах?

- Один из стратегических проектов - это проект саратовской агломерации. Здесь исследуются различные аспекты существования города и прилегающих территорий – транспортные проблемы, логистические, комплексные урбанистические и проблемы связанные с экологией.  Создаются модели, карты, которые позволяют оптимизировать эти процессы. Это направление предполагает широкое взаимодействие с властью. 

- Кто ведет направление по развитию агломерации в СГТУ?

- В основном, этим занимается институт «УРБАС», а из ученых - группа под руководством Александра Страхова. Это молодой ученый, он возглавляет этот институт. Страхов давно занимается этим направлением, но назначен недавно, так как в университете произошло значительное омоложение директорского корпуса. Я считаю, это правильно, потому что есть энергия, есть новые идеи, они должны развиваться. 

- Что заложено в шестом, последнем пункте программы развития опорного вуза? 

- Это так называемый бизнес-акселератор, связанный с развитием бизнес-компетенцийдетей, молодежи и студентов. В СГТУ есть лекторий для школьников, студентов, молодых предпринимателей и для взрослого населения. 

- Как развитие этого направления соотносится с закрытием института ИРБИС СГТУ?

- ИРБИС закрылся только номинально. Потому что те направления, которые существовали, перешли в Институт социального и производственного менеджмента (ИСПМ). Это логично, потому что, фактически, существовали две параллельные структуры, связанные с экономикой и финансами: ИРБИС и ИСПМ. В этом не было смысла, потому что это однонаправленные структуры. Более того, в последние годы ИРБИС фактически изжил себя, превратившись из института в колледж. Если раньше большую часть занимали программы высшего образования, то постепенно таких студентов становилось все меньше и одновременно росло количество тех, кто обучается по программам среднего профессионального образования. В итоге из 850 студентов 150 были с высшим образованием и 700 - со средним профессиональным.  

Поэтому мы приняли решение о реорганизации. Теперь эти 150 студентов и, соответственно, кафедры и преподаватели переведены в ИСПМ. А те студенты, которые учились в ИРБИСе по программам среднего профессионального образования, перешли в ППК и остались в прежнем здании. Плюс к ним добавились студенты, которые обучаются в Профессионально-педагогическом колледже. О какой-то ликвидации говорить не приходится, все осталось в университете. СГТУ от реорганизации ничего не потерял. 

- Скажите, с чем в целом связана смена руководителей направлений, которая прокатилась целой волной в последние несколько месяцев? Исследование агломерации, ИРБИС и многие другие направления получили новых руководителей, почему?

- Люди, которые возглавляли эти направления приняли решение уйти. Так часто происходит при смене руководства вуза. У них было свое видение, у новой команды руководителей свое - обычное явление. Но хотя пришли новые люди, преемственность осталась. Ведь не один человек ведет то или иное направление. Остальные специалисты, общеуниверситетская идеология – все остается в рамках подразделений. Директора Института электронной техники и машиностроения Бровкову заменил Астахов – молодой, перспективный  руководитель. То же касается и других новых руководителей направлений.

- Инновационное развитие вуза - какие возможности для СГТУ вы видите в этом направлении?

- Инновационное направление как раз и связано с наукой. Потому что наука и инновации – это две взаимосвязанные вещи. Сейчас указом президента запущены национальные проекты. Один из них –  цифровизация и цифровая экономика. Это направление не является для университета новым, потому что у нас есть Институт прикладных информационных технологий, это пожалуй крупнейшая, наряду с Саратовским госуниверситетом, структура по подготовке специалистов в ITтехнологиях в регионе. Сейчас в рамках европейской программы ERASMUSмы вместе с нашими иностранными партнерами запустили международный проект по подготовке специалистов по технологиям умного города и «интернета вещей». Это та самая цифровизация, о которой говорится в национальном проекте. 

- Расскажите подробнее, что это такое?

- «Умный город» включает управление различными процессами в городе, например, логистическими, процессами энерго - и тепло обеспечения. Все это можно автоматизировать, поставить датчики и эффективно управлять.
Что касается интернета вещей, то это некая сеть, в которую объединены вещи, имеющие связь с интернетом, например, автомобили, бытовая техника, система отопления дома и т.д. Все это сможет «общаться» друг с другом без участия человека при помощи передаваемых данных. Не выходя из дома или находясь вдали от него, вы можете контролировать самые различные действия и управлять самыми различными процессами.

Кроме того, в рамках национального проекта «Наука» мы будем участвовать в создании в регионе научно-образовательного центра и заниматься подготовкой молодых ученых. Пока еще конкурсы не объявлены, есть только паспорта национальных проектов, где показано, по каким направлениям следует двигаться. Мы ждем конкретики и, думаю, вместе с нашим региональным минпромом примем участие в конкурсе. 

- Раньше в СГТУ была налажена – хотя это необычно для вузов города – военно-патриотическая работа. Вы будете продолжать развивать это направление?

- Эта работа получила новое развитие. У нас есть военно-инженерный институт на базе военной кафедры, мы единственный вуз в регионе, который готовит сержантский и офицерский состав по ряду военно-учетных специальностей. Другие вузы проходят обучение у нас. Налажено тесное взаимодействие с Саратовской юридической академией. На нашей базе их студенты получают воинские звания и потом это засчитывается им, как служба в вооруженных силах. Это направление мы будем развивать. 
Что касается патриотического воспитания, вы, наверное, знаете, что есть такое движение «Юнармия». Это военно-патриотическое объединение, создание которого было инициировано министром обороны Сергеем Шойгу. Отряды юнармейцев создаются в школах, они имеют единую форму, проходят обучение военно-патриотической направленности. Эти ребята, учась в школе, постепенно понимают, что такое служба в армии, что такое защита отечества. У них формируются четкие жизненные позиции. 
В нашем вузе работает Антон Михайлович Демченко - это новый директор военно-инженерного института им. Тимакова. Он является координатором движения «Юнармия» в Саратовской области. И теперь на базе СГТУ создан центр этого движения.  Фактически, в регионе это направление координируем мы. 

- В Техническом университете сложная разветвленная структура. Но в других вузах мы наблюдаем обратную картину – кризис заставляет сворачивать некоторые направления. Недавно мы видели это на примере СГАУ им. Вавилова, там были закрыты ряд специальностей. У вас пока обратный процесс? 

 - Мы не только не сворачиваем направления, наоборот. Сейчас мы возрождаем диссертационные советы, которые были закрыты в последние несколько лет. Есть определенные формальные критерии их деятельности, и если все время не работать по поддержанию нужного уровня этих критериев, то постепенно показатели ползут вниз и совет закрывается – нет защит, нет диссертаций. Совет без диссертаций -  мёртвый. Должен быть определенный уровень публикаций, уровень специалистов с учеными степенями, которые работают в диссертационном совете. Сейчас мы это возрождаем.
Кроме того, за это время появились новые требования. Если раньше совет создавался в одном вузе, то сейчас создаются объединенные диссертационные советы, когда два, а то и три вуза дают своих ученых для того, чтобы они вошли в состав объединенного совета. 
Сейчас мы как раз объединяемся с Волгоградским техническим университетом и возрождаем докторский ученый совет по машиностроению. Наши коллеги-партнеры с предприятий давно говорят нам о том, что ликвидация такого совета в СГТУ была большой потерей. 
Будет, конечно, воссоздано еще несколько диссертационных советов, я привел лишь один пример. 

- Скажите, образовательная составляющая, сложившаяся за последние годы, насколько соответствует нынешнем у времени и что нужно менять?

-  Образовательная составляющая будет претерпевать изменения во всех вузах Российской Федерации. Сейчас мы переходим на обновленные образовательные стандарты. Это связано с тем, что в соответствии с указом Президента от 2012 года были разработаны и внедряются профессиональные стандарты. В отношении образования есть федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Они определяют те компетенции, тот перечень дисциплин, знаний умений, которые должен получить студент. Работодатели в профессиональных стандартах сформулировали свой перечень компетенций, они называются «трудовыми функциями». Конечно, в идеале компетенции, предписанные ФГОСом и набор трудовых функций должны совпадать. ФГОСы нового поколения предполагают, что мы, формируя  образовательную программу, учебный план и набор дисциплин, должны учитывать эти профессиональные стандарты. И, соответственно, весь учебный процесс будет настроен на то, чтобы после обучения выпускник мог соответствовать квалификационным требованиям, которые предъявляет к нему работодатель. 

- Как развивается информационно-образовательная среда (ИОС), созданная в вузе?

- Вообще говоря, наличие информационно-образовательной среды не является чем-то уникальным. Это предписано законом об образовании 2012 года, где четко сказано, что информационно-образовательная среда обязательно должна быть создана в каждом вузе. Другой вопрос, что платформы для нее могут быть разные. До последнего времени вид этой платформы не был строго регламентирован и каждый вуз решал это для себя. Такая платформа есть и у нас. Может быть, она не самая современная, но, тем не менее, работа по переводу всех наших образовательных программ в электронный вид уже проделана. Студент может прямо из аудитории или удаленно войти в ИОС и найти, например, перечень вопросов к экзамену, структуру учебного плана, содержание той или иной дисциплины, набор лекций, набор презентаций, набор типовых заданий и так далее.

Это общемировая тенденция, когда образование становится максимально открытым. Сейчас Министерством науки и высшего образования РФ, в рамках национального проекта «Образование», разрабатывается для вузов единая платформа по созданию ИОС. Например, общий инструмент создания учебных планов, электронного документооборота, некая оболочка для наполнения контентом образовательных программ. То есть происходит унификация. Если стандарт единый, легче обмениваться информацией и контролировать контент. Но происходит унификация не содержания, а форм представления учебных материалов. 

Еще одно направление, которое будет развиваться – открытые массовые онлайн курсы. Это когда записываются видео-лекции, 
СТГУ тоже к этому готовится. В области дистанционного образования вуз в последнее время отставал. Но мы разработали методики, внедрили программное обеспечение и сейчас идет активный процесс обучения преподавателей. С тем чтобы наши студенты имели возможность обучаться не только в стенах университета, но и дистанционно, в том числе и из других субъектов. 
Эффективное внедрение электронно-дистанционных технологий это большой труд для преподавателей вуза. Они должны не только владеть предметом, но иметь электронную культуру, знать методику подачи материала в электронном виде, чтобы сделать электронные курсы максимально интересными и понятными для студентов. Преподаватель должен быть сам увлечен этим делом. Мы должны увлечь студента, ему должно быть интересно учиться. 

 - В вузе мне рассказывали, что сейчас в СГТУ идет процесс контроля над качеством лекций с целью их унификации и, якобы, это выливается в жесткий надзор… Есть такой процесс?   

 -  У нас есть два процесса. Первый – это контроль за посещаемостью. Все-таки студенты, если они учатся, должны ходить на занятия. Сейчас нам удалось добиться в этом определенных успехов. Хотя имелись проблемы. Мы представляем мониторинг посещаемости раз в две недели на ректорате и он показывает, что ситуация улучшилась. А что касается качества контента – это второй процесс. Например, тот же самый ИОС. Можно открыть дисциплину, которую подготовил один преподаватель и там будет все прекрасно – лекции, дополнительный материал. А можно открыть контент его коллеги и там все будет формально: вместо развернутой лекции конспект  с тезисами и пара слайдов. То есть, это борьба с формальным подходом со стороны преподавателей и со стороны студентов. 

- Вы исполняющий обязанности ректора университета – как  происходит ваше общение с учредителем и какие задачи ставятся перед вами?  

- Безусловно, общение с учредителем происходит. Например, задачи, которые связаны с реализацией нацпроектов, требуют обратной связи. У меня была встреча с министром образования Михаилом Котюковым. Я вкратце рассказал ему о перспективах развития вуза и представил один из проектов –  строительство студенческого общежития на 400 мест. У нас есть площадка, где это общежитие можно расположить. Сейчас мы приступаем к разработке проекта, без этого невозможно войти в программу. К концу лета 2019-го года мы этот проект закончим. У университета есть шанс войти в программу в 2020 году (она будет запущена в рамках нацпроекта «Образование») и начать строительство. 
Общежитие позволит нам, во-первых, улучшить проживание наших, российских студентов, во-вторых, привлечь дополнительно иностранцев. Потому что нацпроект предполагает увеличение иностранных студентов до 2024-го года в два раза по сравнению с показателями 2018-го года. Сейчас в СГТУ обучается 500 иностранцев, соответственно, к 2020-му, у нас их должно быть не меньше 1 000. Им нужно обеспечить хорошие условия проживания. 
Общежитие – это современный проект, 14-ти этажное здание, рекреационные зоны, тренажерный зал, помещения для отдыха, возможно, зимний сад и солярий. Работа над проектом уже началась. 
Кроме того, мы говорили с министром об идее взаимодействия с научными организациями. Есть проект объединения вузов со структурами Академии наук. Это перспективное направление, но есть ряд правовых и структурных вопросов, которые еще предстоит решить. Министр одобрил нашу работу и сказал, что если у нас получится, это станет хорошим опытом.

- Вы сказали, какие идеи представили учредителю, а какие задачи министерство поставило перед вами?

- Все направления, над которыми нам предстоит работать, четко обозначены в национальном проекте и его программах. В начале 2019-го года начнется практическая работа. Вот вам конкретный пример взаимодействия. Мы только что – 11-12 декабря провели общероссийскую конференцию по противодействию коррупции Она была поведена во взаимодействии и по поручению учредителя – министерство выбрало СГТУ в качестве площадки. И я считаю, мы справились с поставленной задачей. К нам приезжали участники из 69 субъектов РФ, всего около 500 человек.
Почему-то многие считают что обсуждать тему коррупции можно только в правовом поле и только в юридическом вузе. В конференции участвовали представители разных вузов. Как раз юридических было меньшинство. Национальный план противодействия коррупции касается любой образовательной организации, любой ее структуры. 

- Много разговоров ведется вокруг такой должности, как президент вуза. Президент СГТУ Дмитрий Аяцков -  фигура привлекающая внимание. Что вы думаете об этой должности в свете обновлений кадровой верхушки университета? Коснется ли реформа и этого руководящего поста?Насколько актуальная эта должность и насколько необходимы расходы на нее? А расходы, как мы знаем, немалые.

- Вопрос имеет право на существование. Есть вузы, где президенты не проявляют активности. А у нас президент не такой человек, он бывший губернатор, он очень активен, у него есть свои идеи. Многие из них достаточно интересные и могут помочь развитию вуза. То есть, вопрос не однозначный. У президента СГТУ есть служебный автомобиль, есть помощники, есть свои командировки, на него тратятся определенные деньги. Но президент назначается не ректором вуза, а учредителем. В вузе существует всего два человека, с которым заключает контракт непосредственно министерство науки и высшего образования – это ректор и президент вуза. А остальные расходы определяет сам университет, как и для всех своих сотрудников.
Я знаю, что была критика в прессе по поводу содержания президента в СГТУ, но реагировать на каждую критику невозможно и я считаю, что решение должен принимать учредитель. Если министерство посчитает, что институт президентства не эффективен, значит примет соответствующее решение. 

- От президента давайте перейдем к ректору. Кто возглавит Саратовский технический университет? Как я понимаю, несмотря на ваш статус исполняющего обязанности, по формальным данным вы не можете претендовать на этот пост. Значит, будут другие кандидатуры? Иди будет переписан устав вуза и изменятся критерии?

Я считаю, вопрос несколько некорректен, но я на него отвечу. Соответствует или не соответствует кандидат на пост ректора формальным критериям, определяет учредитель. Я не могу сказать заранее, кто будет ректором, будет объявлен конкурс. Пока этот вопрос остается открытым. Я могу сказать только то, что этот человек должен быть признан вузовским сообществом. Вряд ли это будет кто-то извне, где еще в Саратове можно найти технаря, если не в СГТУ? И я убежден, что хватит Саратовскому техническому университету руководителей–гуманитариев. Должен прийти руководитель с естественно-научным или техническим образованием.     

    
 


Вопросы юристу

Как сделать, чтобы квитанции за капремонт направляли по месту прописки собственников? / есть ответ

Кто должен оплачивать взносы на капремонт до приватизации квартиры / есть ответ

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить