1

30 мая 2014 (13:03) | Дмитрий Богатырёв

«Римский раб» говорит

О послании губернатора Радаева
«Римский раб» говорит

Итак, это случилось – губернатор Радаев впервые обратился к своему народу с открытым посланием и… И ничего не случилось. Мир не перевернулся. Откровений, после которых происходит полная переоценка ценностей и становится ясной прекрасная и великая цель, не прозвучало. Даже ожидаемых слов: «Я принял решение идти на досрочные выборы губернатора в сентябре 2014 года» мы не услышали. Спрашивается: зачем же господин Радаев обращался к населению? Зачем время тратил?

Третий Рим

Затем, чтобы сказать, что он трудится как римский раб (не работает, только когда спит), но этот режим его не угнетает? А почему бы и нет? В этой фразе, друзья, ряд скрытых символов и посылов. Давайте поиграем немного в Пелевина и разберем ее на составляющие. Итак, Радаев в тот момент, когда от него ждут либо добровольной отставки, либо досрочных выборов, заявляет, что он – римский раб. Заметьте, не просто раб (например, раб на плантациях или даже раб на галерах), а конкретно римский. Почему не древнегреческий, не древнеегипетский? Как пришло в голову, так и сказал? Невольный экспромт? Не может быть. Это даже не оговорка по Фрейду. Данная фраза есть в тексте доклада, который Валерий Васильевич наверняка писал не сам. Причем, судя по стилю послания, его автор (авторы), скорее всего, имеет не саратовскую прописку. Итак, какой же Рим имеется в виду? Уж не третий ли? Уж не стольный ли град Москва? Так вот чей раб саратовский губернатор? Вот где находятся его хозяева, которые и будут решать, уходить Валерию Радаеву или повременить с этим. И народ здесь совершенно ни при чем.

Еще один момент. Если губернатор – раб, то что говорить о простых саратовцах? О каком свободном волеизъявлении, честных выборах и прочей демократии может идти речь?! Работать и спать, спать и работать! И ничего более…  Не должно в этом режиме, графике жизни быть места вредным мыслям. Вообще желательно, чтобы мыслей не было.

Вперед в прошлое

Еще одной важной отличительной особенностью радаевского послания является многократная подмена понятий. Вот лишь один пример. Сравнивая Саратовскую область начала ХХ века с началом века XXI, губернатор отдает бесспорное первенство первому периоду. «Напомню, что в начале XX века население Саратовской губернии превышало 3 миллиона человек, а Саратов по числу жителей был третьим городом страны и крупнейшим в Поволжье. Нашу территорию называли «зерновой фабрикой России» – вместе с соседями Самарой и Симбирском мы давали 10% от всего валового сбора зерна империи. И это притом что сеяли «от руки», а убирали косами и серпами. Край был лидером в мукомолье, в производстве подсолнечного масла. К началу XX века, наряду с бурным экономическим ростом испытав культурный взрыв, Саратов становится одним из культурных центров России, заслужив славу «столицы Поволжья», – заключает Радаев.

Если губернатор – раб, то что говорить о простых саратовцах? О каком свободном волеизъявлении, честных выборах и прочей демократии может идти речь?! Работать и спать, спать и работать! И ничего более…  Не должно в этом режиме, графике жизни быть места вредным мыслям. Вообще желательно, чтобы мыслей не было.

Тут, конечно, стоит обратить внимание на то, что сравнивать население Саратовской области столетней давности с сегодняшним днем не совсем корректно с исторической точки зрения, учитывая то, какую территорию она занимала тогда и сейчас. К тому же не стоит забывать, что основной прирост населения давала деревня, где семьи имели в среднем по пять-семь детей. Но это не главное. Главное, какой ориентир для достижения ставит нам Радаев. Это Саратовская область начала прошлого века. Именно тогда мы якобы достигли наибольшей крутизны, а не к началу 80-х годов того же столетия, когда регион стал промышленным и сельскохозяйственным гигантом с огромным количеством заводов, фабрик, развитой системой мелиорации, социальной инфраструктурой и несравнимо более высоким уровнем жизни. Посмотрите на фотографии старого (начала XX века) Саратова, и вы увидите, что это был за город. Прочитайте или перечитайте еще раз замечательную книгу Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», и вам станет ясно, в какой страшной нищете жило подавляющее большинство жителей Покровска (ныне Энгельса), в каких ужасных условиях они работали. К таким горизонтам устремляет нас саратовский губернатор?

О предшественниках

Еще пример: «Движение мы ведем не с нуля и два года назад также не с чистого листа начинали свою работу…

Каждый из моих предшественников внес свою лепту в жизнь региона. Первый губернатор Дмитрий Аяцков неистово работал над имиджем Саратовской области. Несмотря на условия конца 90-х, выдвигал амбициозные идеи и проекты. В период руководства Аяцкова, и лично я это хорошо помню, можно было действительно поверить, что Саратов – «столица Поволжья» или «Париж на Волге».

Губернаторство Павла Ипатова запомнится прежде всего своевременно и качественно разработанной антикризисной программой, за счет которой регион удержался на краю экономической и социальной пропасти, сохранив некую устойчивость с 2008 по 2010 год. Другой вопрос, какой ценой. Ценой политического раздрая, многомиллиардной закредитованности, нигилистического отношения населения к власти как таковой, неопределенности по поводу будущего региона и его позиционирования на карте России».

Прежде всего удивляет то, что Дмитрий Аяцков назван здесь первым губернатором. Как будто не было до него других губернаторов до революции 1917 года (в том числе Петра Столыпина), Юрия Белых, первых секретарей обкома советского периода. Их наследие, опыт, достижения, ошибки вообще предлагается не учитывать. Забыть, стереть из памяти.

Главное, какой ориентир для достижения ставит нам Радаев. Это Саратовская область начала прошлого века. Именно тогда мы якобы достигли наибольшей крутизны, а не к началу 80-х годов того же столетия, когда регион стал промышленным и сельскохозяйственным гигантом с огромным количеством заводов, фабрик, развитой системой мелиорации, социальной инфраструктурой и несравнимо более высоким уровнем жизни.

Теперь что касается благодати и оптимизма аяцковского периода. Да, такие настроения в обществе действительно имели место, но лишь до 1998 года. Все же остальные годы политика правительства Аяцкова вызывала у большинства саратовцев непонимание и плохо скрываемое раздражение. Вообще, странная память у Валерия Васильевича. Вот про «Париж на Волге» он помнит (а лично я – нет), а про деяния таких «орлов», как Аксененко, Пипия, Джлавян, Марон, Малясов и многих других, предпочитает не вспоминать. Будто как-то сразу из «столицы Поволжья» мы очутились на краю политической пропасти.

Кстати, про край пропасти времен Ипатова. Здесь мы сталкиваемся с каким-то смысловым несварением. С одной стороны, Радаев нам заявляет, что не свалиться в пропасть нам удалось благодаря «своевременно и качественно разработанной антикризисной программе» ипатовского правительства. А с другой – что удалось это «ценой политического раздрая, мнгомиллиардной закредитованности…» и т. д. Да уж, хороша была антикризисная программа… Между прочим, губернатор почему-то умолчал о том, кто были главными разжигателями политического раздрая и кто провоцировал правительство Ипатова брать многочисленные кредиты в коммерческих банках. Забыл, наверное. Или поскромничал.

Ряд других

Продолжаем приводить примеры подмены понятий, чудовищной подмены. «Да, с промышленной карты области за последние полтора десятка лет исчезли авиационный и метизный заводы, энгельсское «Химволокно» и ряд других предприятий, – говорит с серьезным видом губернатор. – Но было создано новое вагоностроительное направление, куда сегодня входят три действующих и два строящихся предприятия. Регион улучшил позиции в производстве газового оборудования, которым занимаются полтора десятка предприятий и два научно-исследовательских проектных института…»

Валерий Васильевич, вы всерьез полагаете, что с промышленной карты области исчезли «…и ряд других предприятий»?! «Ряд других» – это десятки, а то и сотни комбинатов, заводов, фабрик! А вот создано как раз «ряд других», которые по своим масштабам и значимости просто несопоставимы с уничтоженными. То же самое можно сказать и про сельское хозяйство, и про другие отрасли экономики региона.

Оборот рублей в природе

Cледующая замечательная фраза. Про положение дел в торговле: «Одна из основных ниш, в которой себя реализуют предприниматели, – это торговля. И надо отметить, что на протяжении последних трех лет население области не ощущало дефицита каких-либо товаров, в том числе продовольственных. В этот результат внес свою лепту и бизнес.

В минувшем году оборот розничной торговли в области составил 264 млрд рублей, что почти на 3% больше уровня 2012 года. На фоне этого роста отмечается и изменение потребительского поведения населения. Покупатель становится более требовательным, соотношение цены и качества выходит для него на первый план».

Валерий Васильевич, вы всерьез полагаете, что с промышленной карты области исчезли «…и ряд других предприятий»?! «Ряд других» – это десятки, а то и сотни комбинатов, заводов, фабрик! А вот создано как раз «ряд других», которые по своим масштабам и значимости просто несопоставимы с уничтоженными.

На первый взгляд, все верно и логично. Но если повнимательнее посмотреть… Не испытывали мы дефицита каких-либо товаров последние три года? Не испытывали. Молодцы члены правительства? Наверно. Хотя не совсем понятно, при чем здесь они. Но мы и пять, и десять, и пятнадцать лет назад этого дефицита не испытывали. А последние три года (и даже больше) большинство населения Саратовской области ощущало и продолжает ощущать только один дефицит – наличных средств. Вот лично размер моей зарплаты находится в замороженном состоянии уже пять лет. А цены-то растут ежегодно, и еще как растут. И  почему сказано, что «в этот результат внес свой вклад и бизнес»? Это прежде всего заслуга бизнеса! 

Теперь что касается увеличения оборота розничной торговли… Скажите, а почему этот рост представлен в рублевом выражении, а не в количественном? Вот если бы сказали, что мяса, рыбы, масла, одежды или чего-то еще было продано на 3 % больше, тогда это серьезно. А рост в рублях – это исключительно результат инфляции, которая с каждым годом увеличивается на 7-10 %. Таким образом, мы имеем реальное снижение покупательской способности и, следовательно, уровня жизни населения, а не наоборот. Но об этом в послании губернатора ни слова.

Реалии дня

Про инвесторов. «В стратегическом же плане ориентироваться надо на внутренних инвесторов, к этому нас подталкивают политические и экономические реалии сегодняшнего дня. До недавнего времени область делала упор на привлечение инвесторов из других регионов и из-за рубежа. В условиях неустойчивой экономической ситуации в мире такой подход не может быть основополагающим», – заключает Радаев. Как это пафосно сказано: «политические и экономические реалии сегодняшнего дня»! И как это изящно подмечено про неустойчивую экономическую ситуацию в мире. И все же хочется спросить: почему, когда данная ситуация была устойчивой, к нам тоже мало кто из внешних инвесторов заходил? И почему тогда на инвесторов внутренних никакого особого внимания власти не обращали и только мешали им? А сейчас вдруг вспомнили, когда инвестиционный имидж области опустился ниже плинтуса. Вот так на человеческий язык можно перевести фразу про «политические и экономические реалии». А что до внутренних инвесторов… Остались ли они вообще в природе? И если да, то сколько их и на что они способны? Об этом также не сказано ничего.

Мутный омут

Тема управления жилищным фондом. От этого тезиса в послании хочется просто выть от отчаяния. Признав весь уровень беспредела, который творят управляющие компании уже более десяти лет, Валерий Васильевич мудро замечает: «Кто-то из жильцов все еще искренне верит, что ему обязано государство, пеняет на власть, вместо того чтобы ответственно подходить к управлению своей собственностью и повышать правовую грамотность. И опять же, не виню наших граждан. Они плохо информированы и не всегда быстро ориентируются в этом пока еще довольно мутном омуте под названием ЖКХ».

Валерий Васильевич, никто из жильцов уже давным-давно не верят государству. Потому что прекрасно понимают, что этот омут замутила прежде всего существующая власть. И население, несмотря ни на что, совершенно справедливо обращается к этой власти с требованием прекратить этот узаконенный жилищно-коммунальный грабеж. Но не слышит власть свой народ. Все про правовую грамотность твердит…  Знаете, Валерий Васильевич, правовая грамотность активного населения – это опасная штука. Большевики в 1917-м были очень образованными людьми, в том числе и в плане управления собственностью…  

Выводы

Очень забавно было слышать про поборы в медучреждениях. Губернатор сообщил, что они до сих пор есть. Вот это сенсация! И дальше: «То, о чем я только что сказал, – отнюдь не мелочи. Так что призываю министра здравоохранения области Алексея Николаевича Данилова делать соответствующие выводы, чтобы не допустить дискредитации социальной политики государства, для которого здравоохранение – один из приоритетов». Мне вот интересно, какие выводы должен сделать милейший Алексей Николаевич? Что может противопоставить он системе, которая создавалась десятилетиями, в которую вложили душу и мозги тысячи и тысячи отборнейших воров и мошенников?! Ни-че-го! Тем более находясь внутри самой системы. Так что не нужно делать никаких выводов главе минздрава. Социальная политика государства уже давно дискредитирована.

Туда, сюда, обратно

Еще один шедевр: «За 2013 год более чем в половине районов области обязанности администраций райцентров были возложены на районные администрации, что позволило, во-первых, направить на решение вопросов местного значения около 200 млн руб., во-вторых, устранить ситуацию, когда гражданин должен для решения своего вопроса ходить по нескольку раз и в районную, и в городскую администрации. Эта работа будет продолжена».

Ах, какие молодцы! Какие эффективные управленцы! Вот только зачем вы совсем недавно проводили реформу, благодаря которой как раз и появились такие совершенно никчемные бюджетные присоски, как администрации райцентров? Сейчас на пороге очередная реформа, которая предполагает организацию депутатских собраний в районах крупных городов. Саратовский губернатор эту идею также поддерживает.

Энгельсская карта

Не избежал Валерий Радаев и традиционного для всех саратовских губернаторов сравнения областного центра и Энгельса. И как всегда, это сравнение не в пользу Саратова: «По благоустройству Энгельс лидер не только в области, но и на федеральном уровне.

Кстати, когда время от времени всплывает идея объединения Саратова и Энгельса, а логика в этом есть, именно население города-спутника больше противится такой перспективе. Почему? А потому что каждый житель Энгельса – патриот, а все вместе они осознают себя самодостаточной монолитной общностью, не желающей растворяться в агломерации. В Саратове патриотов не меньше: и масштаб, и все преимущества регионального центра тому способствуют. Но того единения с властью, той включенности в дела по развитию города, того уровня сознания, как у соседей через Волгу, к сожалению, пока не наблюдается».

Никто из жильцов уже давным-давно не верит государству. Потому что прекрасно понимают, что этот жилищно-коммунальный  омут замутила прежде всего существующая власть. И население, несмотря ни на что, совершенно справедливо обращается к этой власти с требованием прекратить этот узаконенный жилищно-коммунальный грабеж.

Валерий Васильевич, я вот уже 13 лет живу в Энгельсе и тоже не являюсь большим сторонником агломерации. Но то, что вы сказали, это уже явный перебор. Какой, к шуту, лидер по благоустройству, когда в самом центре города стремительно исчезают тротуары?! Какое единение с властью, когда средний и малый бизнес уже который год стонет под гнетом местных властей?! Говорю об этом не голословно, сам встречался и общался с местными коммерсантами. Все они не сговариваясь заявляли, что такого давления при прежнем руководстве района они не испытывали, и что именно тогда и была эта пресловутая спайка населения, бизнеса и власти. Вообще, и на мой взгляд, и по мнению других жителей Энгельса, город во многом до сих пор живет тем, что было сделано при Лысенко.

Да, понятно, что Валерий Радаев как-то особенно хорошо относится к главе Энгельсского района и не всегда хорошо к руководству Саратова, но все-таки при сравнении городов хотелось бы более реальных оценок и объективности.

Капитан очевидность

Ну а в целом послание Валерия Радаева сделано в стиле «капитан очевидность». Масса банальных вещей по ходу всего доклада, с которыми не поспоришь, но которые совершенно непонятно, когда и как будут реализованы. Ну и в конце выступления – призыв к гражданам быть патриотами своей области и делать все для ее процветания. Все это очень напоминает атмосферу времен раннего Аяцкова (не случайно Дмитрий Федорович сегодня трудится советником у Валерия Васильевича). Вот только тогда губернатор призывал граждан сделать Саратов столицей Поволжья, а цель Радаева – чтобы Саратов не путали с Самарой или Саранском. И при Аяцкове такие призывы поначалу вызывали искреннее чувство патриотизма. А сегодня не вызывают ничего.

Фото Валентина Васина.


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить