2

3 июля 2017 (08:58) | Ольга Бирюкова

«Ямайское» гетто на берегу Волги

Строительство структуры АО «Шелдом» разрушает 140-летний дом при поддержке городских чиновников.
«Ямайское» гетто на берегу Волги

Точечная застройка постепенно убивает Саратов. Действуя точно, жестко, целенаправленно. Уничтожаются скверы зеленые зоны, а порой и целые дома. Это происходит не один год, но саратовские власти озаботились проблемой почему-то только сегодня. Того и гляди примут закон об ограничении этажности. Впрочем, спасет ли это город, который, словно гвоздями, забивают бесконечными «свечками»? Особенно остро стоит проблема в так называемых элитных жилых микрорайонах. Яркий пример – вставленные, как протезы в гнилую челюсть, три многоэтажные башни жилого комплекса «Ямайка» на пересечении улиц Чернышевского и Вольской.

Жизнь на стройке

В редакцию ИА «Стройсар» обратилась собственница квартиры по адресу: ул. Вольская, 2. Это двухэтажный жилой дом постройки 1875 года, в котором 21 квартира. Одна из них – на первом этаже с торца здания – принадлежит нашей героине. Она и еще 20 семей стали заложниками строительных работ, которые развернулись в некогда тихом дворике.

Двор расположен в престижном по нынешним меркам микрорайоне, где каждый квадратный метр земли, наверное, на вес золота - напротив Саратовской юридической академии (СГЮА), около хоть и многострадальной, но все еще считающейся Новой набережной. Жизнь в этом элитном микрорайончике, с некоторых пор, превратилась для обитателей 140-летнего дома в ад. И дело не только в изношенности многоквартирного здания. Несколько лет назад буквально впритык к дому поселился «замечательный сосед» - «Ямайка»… Три очереди 25-этажных домов, одна из которых сдана, вторая сейчас возводится и состоит уже из двух 25-тажных коробок, а третья – состоящая из трех зданий – близится к завершению. Застройщик назвал жилой комплекс красиво – в честь островного государства в Карибском море, однако саратовцы зовут его менее поэтично – гетто: скученность, отсутствие инфраструктуры, парковочных мест и, кажется, вечная стройка.

3 мая в Октябрьском районном суде слушалось дело по иску жительницы дома на Вольской, 2 Марины Литвиновой к застройщикам ЖК «Ямайка» ООО «ФораМонолит» и ООО «ЮСС» о проведении ремонта в ее квартире, расположенной с торца дома. 23-этажные жилые комплексы с однотипными названиями, как бы подчеркивающими разбитное веселье, в котором теперь пребывают жители окрестных домов – «Ямайка», «Ямайка-2» и «Ямайка-3» - жестко наступают на 140-летнего соседа.

Но чтобы погрузиться в эту историю, необходимо переместиться на несколько лет назад. В 2012 году вышло постановление главы администрации Саратова Алексея Прокопенко, в котором говорилось о сносе дома по адресу: ул.Вольская, 2 и расселении его жильцов. Правда, речь в документе шла лишь о здании под литером Б. Более 20 семей – обитателей Литера Ж - живут в доме до сих пор. Земля под домом долгое время находилась в аренде. И вот когда жильцы добились возможности оформить ее в собственность, оказалось, что «чиновники из администрации так перекроили землю, фактически передав ее в руки застройщикам, что жилой дом оказался прямо на стройплощадке», писал в своем блоге несколько лет назад саратовский краевед Денис Жабкин.

Вот как об этом рассказывают сами жители: «Землю под жилым домом отдали в аренду под застройку, не расселив жителей. После многократных жалоб в Росреестр, администрацию, прокуратуру и судов нам наконец-то удалось отстоять свой клочок земли. Но из 1,8 тыс. кв.м., указанных в техническом паспорте, дому оставили всего 1 039 кв.м. Площадь застройки дома составляет 920 кв.м. То есть участок выделили практически по фундаменту. Аренду сняли, и жители наконец стали собственниками земли под домом, но вдвое меньшей, чем она была согласно документам 2004 года». В суде участвовали жители всего дома. Вместе мы оплатили очень дорогую экспертизу   в которой эксперт Цыганова написала, что наш дом площадью застройки 920 метров должен уместится на 670 и 1039 нам вообще много и суд это принял. После этого жители не верят в суды и не видят смысла бороться».

А был ли домик?

В 2010 году ООО «Геостройсервис» (топограф Пастухов) выполнило топографический план местности, где в 2010 обозначило литеры Л и В по Вольской, 2 как разрушенные. По акту литеры были демонтированы в 2013 году, что доказывают экспертные исследования четырехлетней давности. В распоряжении ИА «Стройсар» оказалась фото таблица, прилагаемая к судебному иску, со снимками 2013 года, на которых литеры Л и В присутствуют.

После многократных жалоб жителей в мае 2013 года на место выезжала комиссия в составе представителей архитектуры. Представители комиссии по факту видели литер Л (здание склада – собственность одного из застройщиков и ответчиков по делу – ООО «ЮСС») собственными глазами. Но, судя по всему, глазам топографа Пастухова они доверяют больше, чем себе: раз топограф сказал нет, значит, нет.

Проектная документация с таким заключением прошла государственную экспертизу в ООО «Межрегионэкспертиза». Проект качественного демонтажа литер Л и В разработан не был (ведь домов нет!), и к демонтажу приступили, как выражаются жильцы, «варварским» (а, соответственно, более дешевым) способом. Вместо несущей стены толщиной в 90 см оставили перегородку в 54 см, засыпав часть подвала, нарушив систему канализации и разрушив крышу. «В строительной документации поначалу не было ни одного разрешения на демонтаж, и Пастухов, как мы считали, совершил служебный подлог, на который впоследствии все структуры и ссылались», - сообщают жители. Они, к слову, до сих пор на него ссылаются – очередной письмо из мэрии поступило к Марине Литвиненко в минувшую пятницу.

Саморазрушение как форма демонтажа

В Октябрьском районном суде по гражданскому делу установлено, что литер Л демонтировали в 2013 году. Но ссылаясь на то, что здание было ветхим, суд отказал в ремонте литеры Ж. Заказчиком обследования дома значится ответчик – «ФораМонолит».

В настоящее время комитет по архитектуре Саратова, ссылаясь на то, что он не надзорный орган, реагировать отказывается. А Архстройнадзор утверждает, что он следит только за качеством застройки, и тоже, якобы, ничем помочь не может... Ничего не изменилось даже после заявления о нарушении на строительной площадке - несанкционированном складировании строительного мусора и факте использования стены жилого дома как ограждения стройплощадки.


Истица Марина Литвиненко находится, пожалуй, в самых плачевных условиях проживания. Ее угловая квартира расположена на первом этаже - там, где развернулась «тяжелая артиллерия» застройщиков. От экскаваторов и подъемных кранов ее семью отделяет не строительный забор и несколько метров защитной зоны, а 54 см перегородки!

Со ссылкой на слова истца, в материалах судебного дела говорится: в 2013 году застройщики приступили к демонтажу литера Л (склад), что в течение трех последующих лет привело к повреждению жилого дома (Литер Ж) и квартиры истицы, в частности. Она стала непригодной для проживания. Жительница в исковом заявлении просит ответчиков (для крупных игроков строительного рынка – всего ничего!) провести восстановительный ремонт в квартире и подвала дома: очистить его от строительного мусора, откачать из него воду, восстановить систему водоотведения и вход в подвал.

В суде представитель одного из ответчиков – ООО «ЮСС» отверг эти требования, сославшись на то, что его фирма, хоть и является собственником указанного здания, его не демонтировала, и кто демонтировал – не знает (как позже будет указано в материалах, Литер Л был утрачен в результате «саморазрушения»). По исследованию износ здания был менее 37 %. Представитель ООО «ФораМонолит» исковые требования также не признал, сообщив, что Литер Л не трогал – якобы, на момент получения разрешения на строительство склад был уже ликвидирован, а что до неудовлетворительного состояния жилого дома под литером Ж, то это надо задавать вопросы управляющей организации – ООО УК «Феникс». А сама фирма лишь не возражает против уборки строительного мусора, поскольку граница стройплощадки проходит по стене дома.

Ремонт «экономически не целесообразен»


Суд подтвердил ряд разрушений, которые выпали на долю квартиры истицы: увеличение количества и размера трещин, разрушение потолка, несоответствие температуры воздуха в квартире нормам (температура некоторых внутренних поверхностей опускалась зимой до +2 градусов!)

Но в связи с тем, что на момент выдачи разрешения на строительство состояние дома было неудовлетворительным (капитальный ремонт должен был быть выполнен шесть раз (!) до 2013 года, но никто его, естественно, не делал), наличие стройки по соседству было признано лишь «вторичной причиной» ухудшения технического состояния указанного дома. Ремонт ему, да и квартире, конечно, требуется, но в связи с тем, что (буквально!) «устранение [физического износа здания в целом] в текущей рыночной ситуации экономически не целесообразно и не определено разумными затратами», принято решение по большинству пунктам заявления отказать истице в удовлетворении требований.

И еще один момент. В судебных документах неоднократно встречаются фразы, что состояние многоквартирного дома на момент начала строительства было неудовлетворительным, износ составлял более 55% и прочее. По строительным нормам и правилам, застройщики должны были обследовать здание до демонтажа, заказать проект на защиту существующего жилого дома, выполнить его и только после этого демонтировать. Но сделано этого не было. Было проведено исследование в феврале 2013 года - компания «Стройтехреконструкция» признала дом ограничено работоспособным. А в 2017 году судебный эксперт Афанасьева решила, что в 2012 году он был аварийным.

Выводы эксперта Афанасьевой сейчас проверяет прокуратура. И это правильно, ведь литер Л, якобы, развалился до выдачи разрешения на строительство. Якобы, сам. Ну а то, что на стене здания, которой когда-то соединились литеры Ж и Л (ныне утраченная) отчетливо видны следы перфоратора (снимки 2013 года есть в распоряжении «Стройсара»), это, похоже, никого не интересует.

Суд «построили»?
 

Отметим, что застройщик многоэтажки на Вольской, 2 (2-я очередь строительства, 2 этап, жилой дом №2) – уже названное ООО «ФораМонолит» - аффилировано одному из крупнейших игроков на строительном рынке – АО «Шэлдом». Руководителем «ФораМонолит» в документации, размещенной в базе данных ЕГРЮЛ, указан Владимир Фешин. Его называют зятем гендиректора «Шэлдом» Байтемира Шамхалова. Учредителями фирмы, помимо Фешина, значатся две дочери Шамхалова и его супруга.

В настоящее время благодаря адвокатскому запросу удалось выяснить, что «в пакете документов, представленном застройщиком для получения разрешения на строительство дома, проектная документация на снос зданий (литер Л), примыкавшим к существующему двухэтажному дому (литер Ж), а также информация о влиянии строящегося дома на существующий объект отсутствует». Судебный орган, как бы вставая на сторону ответчика, заявляет, что в настоящее время нет апробированных и научно обоснованных методик определения точного времени возникновения дефектов конструктивных элементов жилого дома. Таким образом, нельзя определить, какие именно повреждения здания получило после начал строительства, а какие - до.

А пару недель назад исследование по демонтажу литеры Л нашлось, выполнено оно было еще в 2013-м. Причем, заказчиком значится «ФораМонолит», представитель которого в суде утверждал, что на момент начала строительства Литер Л уже был разрушен… Удивительное дело, не правда ли? Правда, в этом исследовании про влияние демонтажа Литера Л  на Литер Ж ничего нет. Кроме того, указано что в литере Л нет подвала, а он был, причем, смежный с литером Ж. Имеется он и сейчас, только  завален строительным мусором.

Гетто вместо пляжа

Жителей дома по адресу: ул. Вольская, 2 Литер Ж поддержал председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо. У него строящиеся «Ямайки» давно вызывают массу вопросов и нареканий.

«Береговая зона – это достояние саратовцев и гостей города. А территория ЖК «Ямайка» - это фактически берег Волги. Я понимаю, что там возможно какое-то строительство. Но это должно быть что-то красивое. А у нас что? Очередные «коробки», - возмущается общественник. – К примеру, здесь может и должен быть пляж!»

Также в числе минусов этого жилого комплекса Александр Ландо назвал отсутствие инфраструктуры, парковочных мест и т.д. «Здесь нет ни поликлиники, ни детского сада, ни почтового отделения. По-хорошему, здесь на первых этажах каждого из зданий надо организовать эти объекты инфраструктуры, потому что жилой комплекс очень большой, - поясняет председатель ОП. – Еще один момент – здесь фактически нет дороги. А ведь рядом располагается вуз – СГЮА и общежитие при нет. В итоге студенты вынуждены учиться практически на стройплощадке, а сотрудники вуза – фактически жить на ней. Я видел – там за ограждением есть маленькая детская площадка. Но, с моей точки зрения, там небезопасно».

Общественник в очередной раз выразил мнение, что решать аналогичные вопросы необходимо сообща, подключая как общественность, так и органы власти.

Впрочем, пока органы власти лишь собираются с мыслями для того, чтобы повернуться лицом к жителям дома №2 по ул. Вольской, жители дома продолжают обивать пороги администраций и судов, сражаясь со строительным беспределом фактически в одиночку...


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить