20 декабря 2013 (11:34) | Оксана Федотова

Капитально-капельный ремонт

Чего нам ждать от очередной жилищно-коммунальной авантюры
Капитально-капельный ремонт

Очередной «кроссворд» российского правительства для широких масс: безадресный, но обязательный сбор денег за капитальный ремонт. И народ загудел, обсуждая эту головоломку. Должностные лица, засучив рукава, принялись за подготовку местных законов и нормативных актов. В общем, работа закипела. И главное, есть о чем поговорить и что обсудить. Присоединимся и мы…

Итак, жилищно-коммунальной реформе срочно потребовался ремонт. Капитальный. Иначе совсем пропадет наша «девушка». А может, уже поздно? И капельница бесполезна? Лично мне уже сегодня представляется, что очередная реформа – это авантюра федерального уровня. И дело не только в сути самой программы, которая уже сейчас представляется очень мутной и непрозрачной. Дело в нашем печальном жилищно-коммунальном опыте. В диалектике, если хотите. Прошлое и настоящее научили нас тому, что почти от всех реформ в этой сфере, которые спускают нам сверху, становится только хуже. Хотите конкретики? Пожалуйста.

Уроки истории

Как помнится, к началу перестройки жилищный фонд России порядком поизносился. И тогда уже многие дома десятилетиями не знали капитального ремонта. Новостройки пусть не все, но многие строились на песке с небольшой примесью цемента. А «лагутенковские» дома уже являлись серьезной проблемой, которую необходимо было решать. Содержалось жилье за счет бюджетных денег, так как граждане платили копейки. Ну и были ведомственные дома. Особняком стояли ЖСК. Конечно, там и уход и содержание были на высоте. Но то ведь кооперативы, дома которые построены на средства членов ЖСК, они свои деньги берегли и их трату контролировали. Ну а бюджетные средства привычно где-то растворялись, не доходя до места назначения. А потому поток жалоб на плачевное состояние домов тоже не иссякал. В общем, необходимость реформирования в сфере ЖКХ была для всех очевидна. Казалось, все очень просто. Надо дать право на приватизацию жилья. И граждане, став собственниками, будут успешно содержать жилищный фонд России. Так и поступили – скинули с государственных плеч бремя сохранения и содержания жилых домов России. Причем скинули грубо и цинично.

Приватизация жилья должна была производиться в определенном порядке: гражданин должен был получить в собственность квартиру в капитально отремонтированном доме. Был определен процент износа, ниже которого приватизация не допускалась. Но это условие было напрочь забыто. И многие граждане приватизировали «ветошь». А средств на ее ремонт не было. Такая же картина наблюдалась и с ведомственным жильем, которое передавалось в приказном порядке в муниципальную собственность без предварительного ремонта прежними владельцами – заводами, предприятиями и так далее. Разумеется, средств на содержание не хватало.

Тогда была объявлена программа выделения денег из федерального бюджета, которыми бы компенсировались затраты на ремонт ведомственного жилья. Но денег никто не видел. Меры поддержки остались всего лишь намерениями. Благими, но безрезультативными.

Вспомним закон «О ТСЖ», согласно которому созданные товарищества должны получать часть бюджетных средств на содержание жилья. Этого не произошло. Более того, у товариществ была возможность содержать свои дома за счет предоставления своих нежилых помещений в аренду. А при наличии свободных площадок получать средства, сдавая их в аренду. Но власти на местном уровне «прихватизировали» и продали в жилых домах свободные площади, а только потом позволила создавать ТСЖ. В результате у товариществ (не всех, но многих) уже не было возможности «зарабатывать» на аренде, чтобы содержать дом в надлежащем порядке. Содержание и ремонт домов проводились только за счет средств жильцов.

Знаем, что сами граждане практически не в состоянии контролировать сбор и расход собственных денег. Управляющие организации неуправляемы. Об этом писали немало, но ничего не меняется.

И последний пример меры поддержки жилищного фонда страны, которая обернулась намерением. Разумеется, это капитальный ремонт из средств Фонда содействия ЖКХ. Все помнят соотношение: 5% – средства собственников конкретного дома, остальные – из фонда. Единственное, что произошло по этой программе, – ремонт крыш, а иногда и коммуникаций. И то не всегда качественный ремонт, причем чаще всего по завышенной цене. Но спасибо и на этом. Однако в большинстве случаев по этой программе ничего не ремонтировалось, а ставились общедомовые счетчики, что ныне воспринимается как издевательство над жильцами. По логике должны сначала заменить текущие трубы на новые и прочные, а уж потом ставить приборы учета. А поставили счетчики, и те стали считать течи, отчего жильцам пришлось платить за сверхнормативное потребление. Плата увеличилась в разы! С учетом скачков цен на коммунальные услуги и падения уровня жизни бремя содержания жилья, прежде всего старого, требующего больших затрат, становится непосильным. Платить не смогут. А проконтролировать – тем более. И значит, дома будут ветшать, разрушаться, унося под своими обломками чьи-то жизни.

Продолжение следует...


Вопросы юристу

Как сделать, чтобы квитанции за капремонт направляли по месту прописки собственников? / есть ответ

Кто должен оплачивать взносы на капремонт до приватизации квартиры / есть ответ

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить