25 августа 2014 (12:34) | Дмитрий Богатырёв

«Влажный» вопрос – 2

Саратовская мелиорация. Черная труба последнего двадцатилетия
«Влажный» вопрос – 2

«Влажный» вопрос» – так назывался материал, в котором мы начали разговор о прошлом, настоящем и будущем знаменитой некогда саратовской системы мелиорации. Сегодня продолжение темы.

Итак, с наступлением рыночных времен в российском (в том числе и саратовском) сельском хозяйстве могучая, но теперь уже неуклюжая система искусственного орошения начала стремительно исчезать. И здесь, разумеется, не было никакой мистики. Просто мелиоративную технику в массовом порядке стали выкапывать, резать и продавать на металлолом. Так было гораздо выгоднее…

Черные копатели
 

Говорить о том, что этим занимались сами крестьяне, просто наивно. Для этого у них не было практически ничего: ни техники, ни организованной системы транспортировки и сбыта, ни банальной «крыши» правоохранительных и властных структур. Да, главы крестьянских хозяйств с этого что-то имели, но явно немного. Им платили за молчание.
Вот что писал о работе «черных копателей» на территории Марксовского района саратовский журналист Салимжан Гайсин: «...Это люди высокого профессионального уровня. В этой команде собрались высокого класса специалисты, но совершенно из других районов. Например, из Ершовского, Дергачевского. Воскресенского и других. Даже «жигуль», на котором ездит один из руководителей команды, имеет номера с принадлежностью к Ульяновской области. В бригаде мощный бульдозер, кран, большегрузные КамАЗы и уникальный сварочный аппарат. Вернее, не сварочный, а режущий. Его привезли, кажется, из Питера, а купили за валюту. Команда работает средь бела дня. Никого не боится, имея на руках какие-то сомнительные документы. Выезжает в поле, варварски снимает плодородный слой, безбоязненно выдергивает трубы из траншеи, режет их по длине, подходящей для перевозки на имеющихся машинах, и вывозит так же безбоязненно на пристань в селе Орловское...».

Говорить о том, что разграбление мелиоративной техники занимались сами крестьяне, просто наивно. Для этого у них не было практически ничего: ни техники, ни организованной системы транспортировки и сбыта, ни банальной «крыши» правоохранительных и властных структур. Да, главы крестьянских хозяйств с этого что-то имели, но явно немного. Им платили за молчание.

Возможна ли была такая работа без ведома властей, правоохранительных структур? Впрочем, надо отдать должное, сотрудниками прокуратуры все это время велась «активная» работа по пресечению подобных действий. Так, по их официальным данным, «по факту демонтажа трубопровода ЗАО «Металл Альянс» с нарушением установленных правил к административной ответственности по постановлению прокурора в 2007 году привлекался заместитель генерального директора ЗАО «Металл Альянс». За аналогичное нарушение он же был привлечен к административной ответственности в 2008 году. В течение последних пяти лет в этих районах зарегистрировано 37 заявлений и сообщений по фактам демонтажа и хищений труб системы мелиорации (из них 31 – в Ровенском районе, 5 – в Ершовском, 1 – в Пугачевском, ни одного – в Ивантеевском). По всем фактам проведены доследственные проверки, по результатам которых было возбуждено шесть уголовных дел (пять – в Ровенском районе и одно – в Ершовском), при отсутствии в деянии состава преступления принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела...»

Но это все! Ни одного громкого показательного судебного процесса, ни даже намека на организованную преступность. А между тем за двадцать с лишним лет площадь орошаемого земледелия в области сократилась почти вдвое – с 481 до 253,6 тысячи гектаров. Причем реально полив осуществляется на 160 тысячах гектаров. Что означает последняя фраза? Может быть, то, что мелиоративный металл на площади девяносто три c лишним тысячи гектаров ждет своей очереди на подъем и отгрузку? Не верите? А как вам такой факт? На словах проблемой восстановления систем орошения власти озаботились еще в начале нулевых. Была даже принята соответствующая федеральная программа. И уже в 2003 году на финансирование ее мероприятий из федерального бюджета в Саратовскую область поступило 314,1 миллиона рублей, что составило 143% к уровню 2002 года. В 2004-м лимит определили в сумме 195,8 миллиона рублей. И к 2010 году в нашем регионе мелиорация должна была охватить площадь в 350 тысяч гектаров. А уже в 2005-м я своими глазами видел, как планомерно выкапывалась, резалась и вывозилась система орошения в Питерском районе (сегодня она там полностью уничтожена). Точь-в-точь, как описано в статье Салимжана Гайсина. Кстати, она была опубликована в 2010 году. А в июле того же года в том же самом Марксовском районе бывший губернатор Павел Ипатов и заместитель министра сельского хозяйства России Александр Беляев в торжественной обстановке осуществляли пуск новой насосной станции для обеспечения полива сельскохозяйственных культур агрофирмы «Волга»... Одним словом, уничтожая, восстанавливали и, восстанавливая, уничтожали. Интересная игра.

Логика властей

Впрочем, в стремительном разрушении и исчезновении почти половины всей саратовской мелиоративной системы нынешние власти не видят ничего удивительного.
«Это вполне объяснимо, – считает аграрный зампред регионального правительства Александр Соловьев.Потому что когда прежняя система мелиорации развалилась, как юридическое лицо, то все ее локальные части  были «переданы» на балансы хозяйствующих субъектов на конкретных территориях чисто номинально. Причем большую их часть составляла паевая земля, участки которой  нигде не были обозначены и в натуре не выделены. И нередко мелиоративные трубы проходили как раз через паевую землю.

За двадцать с лишним лет площадь орошаемого земледелия в области сократилась почти вдвое — с 481 до 253,6 тысячи гектаров. Причем реально полив осуществляется на 160 тысячах гектаров.

Хозяйствующий субъект также не спешил принять на баланс элементы системы мелиорации, потому имел место конфликт интересов. На тот момент, когда происходило становление аграрных хозяйств нового рыночного типа, они еще не имели ни серьезной прибыли, ни опыта. А в случае принятия на свой баланс элементов мелиоративной системы фермер был вынужден платить все налоги, что становилось для него непосильным бременем. Кроме того, так как участки были разорваны, не работала сама система искусственного орошения, которая должна постоянно находиться под нагрузкой. Вследствие чего система стремительно разрушалась. Именно в этот момент появилась возможность ее разграбления. И все-таки, когда произошел надлом всей системы, удалось сохранить главное – стратегическую магистральную сеть, которая находится в ведении ФГБУ «Саратовмелиоводхоз».

Логика науки

 «Я не хочу разбираться в причинах развала системы искусственного орошения. Какой теперь смысл? – заявляет  в свою очередь заведующий кафедрой земледелия и сельскохозяйственной мелиорации агрономического факультета Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, профессор, доктор сельскохозяйственных наук Евгений Денисов.Я о другом хочу сказать. О том, что сейчас фермеры гробят землю в десять раз хуже, чем мелиорация сделала за 70–80-е годы. Они без мелиорации ее портят.  У нас содержание гумуса за последние десятилетия снизилось на 30%. А им наплевать. Главное сейчас – деньги получить. А что вы детям своим оставите? Пустыню? Страшно падает плодородие почв! Вот вам приблизительная структура посевных площадей среднестатистического района области: 30% – пары, 30% – озимые и 30% – подсолнечник. Многолетние травы сеют? Нет. А без них плодородие никогда не поднимется. Сколько лет засушливый Ровенский район жил на многолетних травах (житняке)! Жил и кормил коров. Теперь житняк не сеют – поливать нечем. И за последние три года почва там высохла не на полметра и даже не на метр, а на два-три метра. И теперь надо два-три года лить дождю, чтобы восстановить запасы влаги в почве. Полупустыня! Еще раз повторяю: не будем поливать – в Заволжье перережут весь скот, люди разбегутся. Останутся одни сайгаки...

Зампред правительства Саратовской области Александр Соловьев: «На тот момент, когда происходило становление аграрных хозяйств нового рыночного типа, они еще не имели ни серьезной прибыли, ни опыта. А в случае принятия на свой баланс элементов мелиоративной системы фермер был вынужден платить все налоги, что становилось для него непосильным бременем».

Сейчас у фермеров задача какая? Получить страховку (если, конечно, застраховали урожай). Спишут сотню-другую гектаров и что-то, наверное, получат. Вот вам и все сельское хозяйство... Сейчас тонна люцерны на рынке по цене сопоставима с тонной зерна. Можно люцерну возделывать на орошении? Можно. Раньше в Балаковском районе она составляла примерно 20% от общего количества посевов. Почему сейчас бросили? А никто не берет ее: скот государственный перевели, а частники его практически не разводят – дорого. Спрашиваю у крестьян: «Что же вы едите?» Отвечают: «Кенгурятину из Австралии». А дальше еще хуже будет».

Чем кормить?

Что будут есть фермеры Саратовской области теперь, после введения двухсторонних продуктовых санкций (в том числе и с Австралией), одному Богу известно. И главное, чем будут кормить нас? Кенгуру у нас не водятся, а все заклинания наших СМИ относительно того, что сегодня для российского крестьянства наступает невероятная благодать, а в случае чего нам помогут латиносы, Китай, Египет и Беларусь, не очень-то вдохновляют. Прежде всего напрягает раздвоение стратегии государства. С одной стороны, ставка делается на отечественного сельхозтоваропроизводителя, с другой – на замещение одних импортеров продуктов питания другими. То есть мы имеем дело с взаимоисключающими направлениями развития. Ну чем, скажите, западноевропейское мясо (фрукты, овощи и т. п.) больше вредит развитию отечественных аграриев, чем бразильское (китайское, белорусское и т. п.)? Кроме того, правительство, видимо, прекрасно понимает: после того, что власть делала с российской деревней последние 24 года, она страну не прокормит. Какая бы ни была распрекрасной рыночная конъюнктура. Да, пока заграница (пусть и другая, более дружественная) нам поможет. Но случись что (тот же обвал цен на энергоносители), и все – труба, причем далеко не мелиоративная. С бедными никто не дружит. Стало быть, продовольственная независимость, безопасность нам жизненно необходима. А значит крайне важно как можно быстрее возрождать искусственное орошение. Особенно в таких климатических зонах, как наша.     

Доктор сельскохозяйственных наук Евгений Денисов: «Сейчас фермеры гробят землю в десять раз хуже, чем мелиорация сделала за 70–80-е годы. Они без мелиорации ее портят.  У нас содержание гумуса за последние десятилетия снизилось на 30%. А им наплевать. Главное сейчас – деньги получить. А что вы детям своим оставите? Пустыню?»

И вроде бы понимание такое у властей есть. Еще три года назад Министерство сельского хозяйства РФ разработало концепцию Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года», рассчитанную на два этапа: первоочередной (с 2012 по 2016 год) и долгосрочный (с 2017 по 2020 год). На первом этапе планируется восстановить мелиоративный фонд (для Саратовской области это означает доведение орошаемого клина до 481 тысячи гектаров). В рамках второго намечено дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в данной области, разработка и внедрение инновационных технологий. Под эти цели закладывалось приличное финансирование. Саратовской области, к примеру, пообещали выделить 1,4 миллиарда рублей. Плюс фермеры должны были получить 172 миллиона на социальные мероприятия.
Финансирование, может быть, и приличное, но не идущее ни в какое сравнение с теми средствами, которые советское государство потратило на создание системы мелиорации – 120 миллиардов рублей, из них пятая часть пришлась на Саратовскую область. Даже если учесть, что сегодня нужно восстановить половину из того, что было сделано в 70–80-е годы, региону требуется в 10 раз больше той суммы, которую дает федеральный центр. Есть в программе и еще один серьезный нюанс. Финансирование будет доступно только тем хозяйствам, которые вложат в восстановление системы орошения 50% собственных средств. Потянет ли такие инвестиции подавляющее большинство хозяйств? Ведь не стоит забывать, что государство у нас очень хорошо умеет давать обещания, но не всегда аккуратно их выполняет. Да и нужна ли крестьянам мелиорация в том виде, в котором она существует? Ведь совсем недавно они от нее с легкостью отказались.
Но, допустим, случится невероятное и к 2016 году площадь орошаемых земель достигнет уровня советского периода. Что дальше? Будет ли эта система работать? Окажется ли она эффективной?

Продолжение следует


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить