14 декабря 2017 (09:17) | Александр Орлов

Взрывы газа как допустимые издержки

Кто покрывает работу сети незаконных заправочных комплексов?
Взрывы газа как допустимые издержки

Какие ассоциации возникают при слове подпольная автозаправка? Большинство, вероятно, представят себе глубоко законспирированную станцию, например, в глубине гаражного кооператива. Или за высоким забором промбазы - только для своих. Случайный человек туда не попадет. Во-первых, не узнает о ней, а во-вторых, вряд ли доверится сомнительному качеству продаваемому там топлива. Но, как удалось выяснить журналистам ИА «Стройсар», в Саратовской области уже более года действует целая сеть сомнительных автозаправок. При этом расположены эти объекты вдоль оживленных маршрутов областных и даже федеральных трасс и ведут свою деятельность вполне явно и открыто.

Экономия на качестве

Отправной точкой для нашего расследования стало обращение одного из недовольных клиентов, для которого заправка в случайном месте обернулась дорогостоящим ремонтом. «По дороге из Петровска домой в Саратов я заметил, что газовый баллон почти пуст, и бензина у меня тоже было мало, поэтому решил заправиться на 200 рублей. Но стоило отъехать от заправки на несколько километров, как в работе двигателя появились проблемы, - вспоминает автовладелец Михаил, - Я не сразу обратил внимание, подумал, что топливо может быть некачественным. Решил, что заправлю баллон на проверенной станции и проблема уйдет сама собой. Но в итоге пришлось перейти на бензин, и ехать прямо на СТО».

Михаил рассказал «Стройсар», что когда проезжал мимо этой заправки в следующий раз, то не постеснялся сфотографировать и документы. Хотел прийти с жалобой на некачественный газ в организацию по защите прав потребителей или управление Ростехнадзора. К его удивлению оказалось, что в кассовом чеке указано ИП Ревякина. В то время, как на информационном стенде заправки сообщалось, что лицензия на «эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов» выдана ООО «Циклон».




«Юрист, к которому я обратился, рассказал, что получить компенсацию в этой ситуации будет сложно. Даже если я смогу доказать, что некачественное топливо стало причиной поломки, то не факт, что получится взыскать деньги. Окажется, что ИП - арендатор с мизерным уставным капиталом. А истинный владелец заправки, для которого проверка ОБЭП или Ростехнадзора может стоить лицензии, передал свое оборудование в пользование. И потому не знает, какие бензин и газ заливают арендаторы, значит ответственности – никакой». - рассказал пострадавший автовладелец.

Он также прислал другие документы, которые смог сфотографировать на заправке. 




Описанный юристом вариант - лишь одно из возможных последствий. При детальной проверке может оказаться, что бизнес и вовсе ведется незаконно. По крайней мере, на это указывает целая коллекция серьезных технических нарушений в работе этой АГЗС и ряда других. Которые были недопустимы еще несколько лет назад.

Государство ослабило контроль

Технический директор компании «Еврогалс» Роза Гордеева отметила, что в последние годы был принят ряд нормативных актов, значительно изменивших процедуру согласования при строительстве автозаправочных станций:

«На сегодняшний день при проектировании и строительстве автозаправочных станций стоит руководствоваться Сводом правил 13130 2014 «Станции автомобильные заправочные». И сводом правил 156.13130.2014 «Требования пожарной безопасности». Эти нормы пришли на смену НПБ (Нормы пожарной безопасности) 111-98 «Автозаправочные станции».

Нормативными документами утверждены требования для автозаправочных станций, работающих как на бензине, так и на СУГ - сжиженных углеводородных газах. Документы предусматривают целый ряд требований. Например, установку двухслойных резервуаров для топлива или однослойных, но с обязательной теплоизоляцией. Другим важным требованием эксперт назвала наличие обязательных охранных зон. Так как заправочная станция является потенциально опасным объектом, который размещается на значительном отдалении от жилья и иных посторонних объектов. В отдельных случаях охранная зона может достигать 60 и даже 100 метров.

Эксперт ИА «Стройсар» отметила, что важные изменения прошли в процессе согласования нового строительства:

«Ранее представители пожарной инспекции и Ростехнадзора в обязательном порядке участвовали в приемке новых объектов. Более того, проект заправочного комплекса подлежал согласованию с их стороны. Но сейчас многое отдано на откуп экспертам, готовящим проект.

Полноценная экспертиза проектов, проводимая с привлечением пожарных служб, теперь заменена подготовкой технической документации. Эксперт самостоятельно проводит  расчет пожарного риска. Но неквалифицированный специалист может неверно рассчитать пожарный риск или безосновательно занизить опасность. Благодаря этому распространение получили модульные и мобильные автозаправки, которые стоят недорого, быстры в установке, но не в полной мере отвечают всем требованиям противопожарной безопасности».

Наплевав на опасность и здравый смысл

АГЗС на Петровском тракте, расположенная приблизительно в середине пути между Петровском и областным центром, по своему уровню оснащения и сервиса больше напоминает бизнес 90-х годов. Автоцистерна, с которой идет заправка, установлена на бетонной плите и ржавом куске металла. На резервуаре нет маркировки.

Заправщиком на объекте работает пенсионер, даже без форменной одежды. Он рассказал, что подрабатывает на объекте буквально несколько дней. Его даже удивил вопрос, о том, долго ли он учился на заправщика: «А чему тут учиться, присоединяй шланг и готово! Если не дурак, за полдня все сам поймешь».

Говоря о заправочных комплексах, фигурирующих на фото, технический директор «Еврогалс» выразила сомнения в законности их установки:

«Судя по фото, в данном случае речь идет, скорее всего, не о модульных или мобильных конструкциях, а о самовольно установленных объектах. Предполагаю, что в данном случае у хозяев этого объекта вовсе нет проекта. Допущен, на мой взгляд, ряд серьезных нарушений. Недопустимо соединение топливного резервуара и топливной колонки при помощи гибких шлангов. Такое соединение может быть применимо только для кратковременного слива топлива из автоцистерны».

Специалист обратила внимание и на другие серьезные нарушения:

«В качестве топливного резервуара используется обычная автоцистерна для транспортировки, что не допускается даже в модульных станциях. Топливная цистерна расположена на траве, поблизости от зеленых насаждений, что также противоречит действующих СП. Даже не знаю, какой эксперт мог бы согласовать подобные заправочные станции», - отметила Гордеева.


Сеть разрастается

Другой подобный объект находится в районе села Клещевка на федеральной трассе Сызрань - Саратов - Волгоград. Еще один - на Саратовской кольцевой автодороге, между селами Пристанное и Дубки. Вопреки требованиям безопасности хозяева станций не стесняются ставить автоцистерны прямо на траву, неподалеку от деревьев и придорожных кафе. Подключаются к электросетям подобные «мобильные заправки» от ближайшей доступной линии.


В этом свете вести речь о таких мелочах, как пожарные щиты, поверка манометров, а также требовать наличия онлайн касс - излишне. При этом, по словам местных жителей, подобные заправки спокойно работают около года.

Этот факт особенно примечателен, так как за все это время потенциально опасные объекты не попали в поле зрения полиции и профильного надзирающего ведомства – управления Ростехнадзора по Саратовской области. Тем более, что в соответствии с законом за каждое из нарушений требований противопожарной безопасности подобные заправки должны были быть оштрафованы на сотни тысяч рублей. Кроме того, существует правовой механизм, позволяющий приостанавливать деятельность подобных объектов через суд на срок до 90 дней или до устранения всех нарушений.

Обращает на себя внимание тот факт, что появление большинства таких заправок совпадает по времени с началом руководства региональной структурой Ростехнадзора выходцем из налоговых органов - Сергеем Бурлиным. Ранее он уже был героем публикации ИА «Стройсар» «Новое лицо Ростехнадзора».

Но, возможно, работникам Ростехнадзора (многие из которых теперь – выходцы из налоговых органов) проще покрывать подобного рода полулегальный, а возможно и вовсе преступный бизнес и получать с этого доход, чем бороться с ним. Не исключено, что в эту компанию стоит добавить структуры УБЭП региона, а также прокуратуру.
Не интересуются работающими на их территориях заправками и участковые полицейские. Или институт участковых в регионе умирает (не верится, что подобный бизнес на МКАД пропустили бы местные правоохранительные органы), или есть что-то, что делает наших полицейских слепыми. Таких заправочных станций в Саратовской области не менее пяти, расположены они на довольно оживленных трассах. На каждой из таких АГЗС наш эксперт насчитал не менее пяти серьезных нарушений. Уже исходя из этого можно сделать вывод о степени слепоты полиции и Ростехнадзора.

Важно то, что в данном случае речь идет не просто о коррупции. И не только о системе двойных стандартов в силовых и контролирующий структурах, когда штрафами обкладывают предпринимателей, ведущих работу по нормам закона, а незаконный бизнес как будто не замечают. В этом случае речь идет, в первую очередь, о потенциально опасном объекте, ЧП на котором чревато пожаром или взрывом, который по своим последствиям может оказаться сродни теракту. Неужели у саратовских силовиков настолько крепкие нервы?



Редакция ИА «Стройсар» просит считать этот материал официальным обращением в прокуратуру Саратовской области, ГУ МВД области, а также региональное управление ростехнадзора.

Мы сообщим читателям о реакции официальных структур на публикацию.

 


Вопросы юристу

«Нас заливает, а ТСЖ бездействует. Как быть?» / есть ответ

Что делать, если у одинокой соседки «не все в порядке с головой»? / есть ответ

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить