5

26 июня 2015 (16:01) | Роман Репин

Серые зарплаты и черные перспективы

Серые зарплаты и черные перспективы

Депутаты Госдумы выступили с очередным законотворческим «шедевром», призванным пополнить государственный бюджет. Источником дохода, как уже неоднократно бывало, назначили малый и средний бизнес, чьим руководителям вскоре может угрожать серьезный штраф за выплату зарплат в «конвертах». И я не вижу ни одной рациональной идеи в этом предложении, суть которого сводится не к поиску эффективных решений, а к поиску под фонарем.

Резон законодателей, выступивших с «антиконвертной» инициативой, «прост, как молодой редис, и незатейлив, как грабли», по меткому выражению Марка Твена. Малый бизнес в отличие от крупных компаний, с их связями в правительстве и думскими лоббистами, представляется депутатам легкой мишенью. Для иллюстрации этих слов могу напомнить, например, как на волне санкций продуктовые ритейлеры подняли цены на продукты отечественного производства в разы, но никаких штрафов или иных результатов расследований ФАС за этим не последовало.

Явлением другого порядка, над которым, по идее, должны активно работать депутаты Госдумы, является теневая экономика. Я специально не заключил это определение в кавычки, поскольку феномен теневой экономики надо уважать хотя бы в силу его масштабов – всё-таки 45 % экономически активных россиян «заняты неформально». Однако здесь средства для государственной казны взыскать тоже не так-то просто. Во-первых, «теневиков» надо сначала поймать (а такие полномочия только у ИАЗ МВД, а они делать вообще ничего не хотят – им за это палочки не ставят); во-вторых, наказать (максимум на 2 тысячи рублей, и такой штраф никого не останавливает). «Опора России», в свою очередь, вносила законопроект о повышении штрафов до 50 000 рублей, но он уже второй год прокисает в Государственной думе, не находя поддержки у тех же лоббистов крупных компаний.

Таким образом, получается, что пополнить казну не получается ни за счет крупных компаний, ни за счет «неформально занятых» – ведь оба варианта требуют серьезных усилий и реальных перемен в деятельности ведомств. А вот малый бизнес остается на этом фоне наиболее доступной целью, которая не обладает ни большими ресурсами для лоббирования своих интересов, ни привилегиями «теневиков», но зато обладает обширными обязанностями в рамках законодательства. Вдобавок не в пользу малого и среднего бизнеса играет тот факт, что предприниматели достаточно покорно приняли скандальный муниципальный сбор имени депутата Андрея Макарова (хоть и в урезанном объеме).

Не только я, но и многие эксперты сомневаются, что ужесточение законодательства принесет пользу малому и среднему бизнесу. Главный аргумент – «люди уходят от налогов не от хорошей жизни» и «если не «кошмарить» бизнес, то предприниматели были бы только рады работать и платить налоги в соответствие с законодательством». Более того, среди специалистов можно услышать мнение, что в результате подобной инициативы государство добьется лишь увеличения безработицы и закрытия малых и средних предприятий.

Тем не менее ситуацию можно исправить. Сами предприниматели уже давно озвучили предложения по реформированию сбора налогов, где и волки сыты, и овцы целы. Многие годы подряд бывший президент «Опоры России» Сергей Борисов предлагает здравую идею: перенести обязанности налогового агента с предпринимателей на самого работника. Тогда предпринимателям станет выгодно платить белые зарплаты, ведь все выплаченные зарплаты и премии можно будет поставить в затраты предприятия.

Но в этом случае законодатели боятся столкнуться с налоговым нигилизмом граждан, считая, что они не смогут самостоятельно верно рассчитать свои налоги, а то и вовсе не станут заполнять декларации. Аргумент, на мой взгляд, сомнительный, и тому есть ряд возражений. Во-первых, если американцы действительно настолько тупые, как рассказывает нам Михаил Задорнов, то почему вся нация сама расчитывает и уплачивает налоги за себя и за свой бизнес. И наши граждане тоже смогут, не сомневаюсь. А во-вторых, так или иначе, но большинство россиян уже неоднократно сталкивались с заполнением налоговых декларации – при оформлении налогового вычета, получении наследства и т. д. В штате любой налоговой инспекции есть специалисты, которые занимаются исключительно консультациями приходящих граждан по вопросам уплаты налогов, разъясняют законодательство и помогают составить налоговые декларации. При таких переменах количество налоговых субъектов вырастет в разы, и Министерство налогов и сборов не слишком радо подобной перспективе, ведь вместе с собранными налогами у ведомства кратно вырастут заботы по их сбору. Поэтому средний и малый бизнес будет тормозить и упираться всеми четырьмя лапами, как собака, которую дети на поводке волокут купаться.

Так что, просвета пока не видно: законодатели (которые в большинстве своем сами являются крупнейшими предпринимателями или их лоббистами) так и будут нагружать малый и средний бизнес ущербными законопроектами, имеющими целью лишь ощипать малый бизнес догола и выпихнуть его в «тень», не связываясь с нелегальным бизнесом и крупнейшими игроками рынка.

 

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

Вопросы юристу

Как сделать, чтобы квитанции за капремонт направляли по месту прописки собственников? / есть ответ

Кто должен оплачивать взносы на капремонт до приватизации квартиры / есть ответ

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить