23 августа 2019 (13:09) | Евгений Краснов

Школьный автобус Саратов-Пенза

Как будут учиться жители новых ЖК, или Во что обходится Саратову алчность застройщиков
Школьный автобус Саратов-Пенза

В середине нулевых в соцсфере в Саратове появился острый дефицит мест в детских садах. Многие советские садики были разбазарены властью, переданы «нужным» людям или проданы по программам приватизации. Одним из новых обитателей бывших детсадов стала, например, прокуратура области, успешно занявшая ряд детсадовских зданий. А новых построить не успели. Но не надо быть гением стратегического мышления, чтобы понимать: если демографический подъем в Саратове уже уперся в проблему нехватки детсадов, то через положенный срок он неизбежно придет к нехватке мест в школах. Ведь новые школы в Саратове долгие годы тоже никто не строил. Что делали местные строители, когда уже стало понятно, что населению Саратова остро нужны объекты соцсферы? Они продолжали клепать огромные многоэтажки и целые поселки, в которых нет ничего, кроме магазинов на первых этажах. Теперь переполненность школ в Саратове стала символом жажды наживы, которую местные застройщики без угрызений совести противопоставили целям развития. С одобрения той же прокуратуры, которая за это время подзабыла, как поселилась в бывших детсадах и что долги надо отдавать. И мы столкнулись с новой реальностью - в пример Саратову по развитию социальной инфраструктуры ставят даже бывшего аутсайдера – Пензу.

В начале лета в музее «Россия - моя история» прошло «расширенное совещание на тему реализации национальных проектов на территории Саратова в 2019 году». Замглавы Саратова по строительству Павел Мигачев (который за лето вырос до должности министра строительства области) рассказал, что в рамках нацпроектов и госпрограмм в 2019 году в городе запланировано строительство восьми детских садов и двух школ.

Решат ли эти намерения проблему нехватки мест для детей? Судите сами. 

В микрорайоне «Авиатор» в Заводском районе планируется строительство детского сада на 160 мест при очереди в 196 человек. 

На 9-й Дачной запланирован детсад на 240 мест при очереди в 257 детей.

Детский сад на Миллеровской, 59 в Заводском районе: вместимость планируется на 100 мест, а очередь в микрорайоне - 183 ребенка.

Реконструкция детсада №5 в Кировском районе позволит ввести 100 дополнительных мест. А очередь в микрорайоне - 164 юных жителя.

Из этих цифр и соотношений напрашиваются три простых вывода.

Вывод первый: запланированное строительство, вероятно, не решит проблему детсадов  на будущее. 

Например, застройщик «УМ-24» строит пять жилых комплекса и ни одного детсада или поликлиники. Это «ЖСК Авиатор 2», «ЖСК Авиатор 3», «ЖСК Авиатор 4», «ЖСК Авиатор 5», «ЖСК Авиатор 6». Каждый из этих домов – это от 250 до 280 новых квартир (судя по информации на сайте застройщика). То есть, речь идет о тысячах новых жильцов только в «Авиаторе». Детсад на 160 мест проблемы жителей этих домов не решит. То же самое можно сказать и о других жилых комплексах, появляющихся как на периферии, так и в историческом центре.

Вывод второй: во всех перечисленных случаях строительство детсадов уже не просто «желательно», а жизненно необходимо - в очередях стоят сотни семей. Если власть вместе с подрядчиками не построят и не введут здания вовремя, можно гарантированно ожидать значительного роста социальной напряженности.

Вывод третий: во всех случаях «мина замедленного действия» в виде отсутствия детсадов закладывалась еще на этапе строительства нового жилья. Застройщики - взрослые люди, зачастую с большим советским прошлым, и они отлично понимают, в какой пропорции возводимый ими объем жилых метров должен быть обеспечен объектами социальной сферы. 

Все всё понимают, но реакция на проблему в городе по-прежнему происходит в пожарном режиме.

Это доказывает, в частности, ситуация, сложившаяся и со школами. Как сообщили на том же совещании, в рамках нацпроекта «Образование» на территории города планируется строительство двух школ. В микрорайоне «Звезда» - на 825 мест. На территории бывшего авиазавода в жилом комплексе «Авиатор» - на 1100 мест. Если не знать реальную ситуацию, то можно даже восхититься - молодцы, мол. Строят же школы, прямо как во времена СССР. На самом же деле ситуация крайне напряженная. Дошло уже до того, что на днях проблему озвучил прямо на праздничном мероприятии спикер Госдумы Вячеслав Володин. 

«Сейчас мы сталкиваемся с тем, что в Солнечном-2 построили комплекс без школы и поликлиники. В «Звезде» построили комплекс, который почти 10 лет застроен, и люди сталкиваются с проблемами садика, школы, водя детей в другой район, а это время и сложности. Это микрорайон «Ласточкино», где забыли благоустроить территорию, и построить дороги. Это район САЗа. Коллеги, так нельзя, - заявил председатель Госдумы. - …. мы не имеем права так относиться к людям».

Но городская и областная власть демонстративно избегают обсуждения проблемы переполненности некоторых школ в тех словах и выражениях, которыми уместны в сложившейся обстановке. Происходит это по понятной причине: тогда придется признать свои же недоработки, поскольку застройщики возводят огромные новые жилые башни и целые леса многоэтажек если не с благословения чиновников, то уж точно — с их ведома. Именно власть выдает разрешения и предоставляет строителям землю для их коммерческих проектов. Она надзирает, согласовывает, регулирует и контролирует.

Что же касается саратовских застройщиков, то их стремление урвать максимальную прибыль на строительстве и продаже квадратных метров жилья без вложений в объекты соцсферы привели к действительно кризисной ситуации, в которой сейчас оказался город. Не трудно предположить причины, по которым застройщикам удается закладывать в экономику проектов исключительно собственную выгоду. Опыт Саратова подтверждает - благодарность в виде квартир может помочь прокурорам, судьям и чиновникам закрыть глаза на отсутствие объектов социальной сферы, дворов, парковок и развязок. 

Цена безответственности

Целый комплекс многоэтажек «Авиатор», о котором говорил спикер ГД, был  возведен в том месте, где в советские годы никакого жилья, а значит и школ не существовало. «Сейчас в Авиаторе пять тысяч жителей, среди которых 900 детей. Микрорайон растет и дальше. Поэтому школа и детский сад здесь жизненно необходимы», - рассказывала каналу «Саратов 24» по весне мать второклассницы Людмила Долина.
Многие родители вынуждены водить своих детей в ближайшие учебные заведения. Одна из них, школа №43, находится в нескольких километрах от жилого комплекса. Другая - 15-й лицей, ближе, но там небезопасная дорога. «Обычно один из родителей собирает трех-четырех детей и ведет в школу», - пояснила журналистам мама первоклассника Юлия Акульшева.
Другой пример в Заводском районе - школа №5: времени на обед - в обрез, занятия в спортзале - для двух классов одновременно (!). В таких спартанских условиях там учатся 1200 учеников. А здание рассчитано на 800 человек.


        Дети из комплекса зданий ЖК «Авиатор» пойдут учиться...


                                                                            ... в Лицей №15 Заводского района, построенный в 1932 году.

Зимой 2018 года большую статью о саратовских бедах школьников и их родителей под заголовком «Понарожали, но не понастроили» опубликовала федеральная «Новая газета». В ней говорится в том числе о том, как жители Саратова собрали тысячу с лишним подписей под обращением к президенту с просьбой построить новую школу в поселке Солнечный-2. На тот момент в имеющемся здесь учебном заведении было всего 100 свободных мест, а в первый класс должны пойти почти 600 (!) человек.

Описания того, как школьники и их родители, живущие в этой части города, вынуждены добираться до школ, выглядят так, будто Солнечный-2 - это глухое, забытое Богом и людьми село, а не огромный новый район Саратова, к тому же построенный с нуля «в чистом поле». Стартовые условия, в которых застраивалась эта часть города, позволяли сделать там образцовые кварталы для комфортной жизни горожан любого возраста. 

На деле же жадность застройщиков привела к тому, что дети и родители вынуждены тратить драгоценные часы , чтобы попасть в школы. Кстати, там их тоже не разбежались принимать с распростертыми объятиями, поскольку своих учеников тоже хватает.

Фрагменты из упомянутой статьи красноречивее любых заявлений власти: «Выходим из дома в 7.00. Десять минут идем до ближайшей остановки. Если повезет, с первого раза втиснемся в маршрутку — они всегда полные, транспорта здесь мало. Едем 40 минут, если без особых пробок». «Нас прикрепили к школе № 101 Ленинского района. Это восемь остановок на автобусе и еще полкилометра пешком». 

Новая школа «Солярис» в Солнечном вместила в себя 1500 человек вместо1100, на которые она была рассчитана. И лишь стараниями родителей в Солнечном-2 появилась вторая школа – «Аврора». Но и этих двух школ в этой части города явно недостаточно.

        Дети из ЖК «Ямайка» пойдут учиться...


                                                                                               ... в Среднюю школу №62, построенную в 1977 году.                                                                                                                                                            
То же можно сказать о расширении Гимназии №7 в поселке Юбилейный. Нового, только что сданного корпуса, уже не хватает учащимся одного микрорайона. 
«Два года назад моя дочь пошла в гимназию №7 в поселке Юбилейный. Мы сделали такой выбор не только потому, что это хорошая гимназия, но и потому, что нам обещали, что вскоре дети пойдут учиться в новый корпус гимназии, где современные условия, хорошие, большие светлые классы. Я знаю, что многие родители отдали детей в гимназию именно по этой причине.
Тогда нам говорил, что все дети из гимназии №7 пойдут в новый корпус, а старый превратят в детский сад или еще под что-то отдадут. Все классы с 1-го по 11-й. И родителей, с самого нашего первого дня в первом классе, отправляли туда мыть классы, готовить школу к открытию. 
Но потом что-то переиграли в верхах и было решено перевести в новое здание только с 5-го по 11-й класс, а начальную школу оставить в старом здании. Многих это очень возмутило. А особенно возмутило то, что нам стали врать, что именно так и было изначально решено, а мы просто не правильно поняли. Но люди не дураки. 
Наверное мест просто не хватило. Потому что количество жителей в микрорайоне растет с каждым годом»,
- рассказала ИА «Стройсар» жительница микрорайона Юбилейный Мария.   

Уплотнение алчностью

Как уже писало ИА «Стройсар», у проблемы нехватки школ есть целый ряд причин и предпосылок, львиная доля которых напрямую связана с действиями крупнейших строительных компаний, работающих в Саратове.

Существуют регламенты, предписывающие строительство в черте города не выше 10 этажей. Но застройщики это требование игнорируют, снова и снова возводя повсюду в городе огромные многоэтажные башни или дома, похожие на фрагменты Великой китайской стены или Стены из сериала «Игра престолов». 

К примеру, жилой комплекс компании "Шелдом" в районе 3-й Дачной, за бывшим Торговым центром, названный застройщиком почему-то милым словом «Черемушки», - это сразу несколько громадных зданий с сотнями квартир. Способна ли находящаяся рядом 36-я школа обеспечить учебные места для детей, которые будут жить в «Черемушках»? Хватит ли в ней мест для детей тех семей, которые будут жить в строящемся доме, который возводят внутри квартала через дорогу от «Черемушек» - на Лунной? Есть ли лимит учебных мест в 36-й школе и 108-й гимназии для детей из «Черемушек» или высотки, построенной сравнительно недавно компанией «Зодчий» за зданием администрации Ленинского района? 


       Дети из квартир ЖК «На Мичурина» пойдут учиться...

                                                                                                 ... в Среднюю шолу №2, построенную в 1965 году.

Судя по всему, застройщиков это совершенно не волнует. Более того: рекламируя на своих сайтах новые дома, они указывают действующие школы, построенные во времена СССР, в качестве аргументов в пользу своего жилья.  

«Социальная инфраструктура «Ильинского» уникальна. Торговые, культурные, деловые объекты находятся в шаговой доступности от дома. Рядом есть детские сады, школа №6, лицей №62, Педагогический колледж, один из корпусов института управления РАНХиГС», - перечисляет компания «Шелдом» у себя на сайте преимущества новых высотных домов, унылый архитектурный облик которых способен вызвать любые эмоции, кроме радости. Не только обитатели этих огромных муравейников поведут своих детей в две старых школы, построенных еще при СССР - №6 и №62. Туда же должны отправиться и юные жители башен ЖК «Крылья» (застройщик ИСК «Союз-С», которую связывают с именем Аркадия Евстафьева).

«Жилой комплекс «Прометей» на углу улиц Чапаева и Бахметьевской - это новые и современные квартиры Саратова в самом его сердце. 16-этажный дом возводится в центре делового города с предприятия, различными учреждениями, вузами. В относительно небольшом радиусе новостройки располагаются детские сады №3, 8, 14, 15, 23, школы № 2, 6, лицеи №3, 37, 62, гимназия №1», - расписывает у себя на сайте свой очередной огромный дом «в самом сердце Саратова» компания «Шелдом». Согласитесь, это удобно - указывать в качестве преимуществ школы, к строительству которых сама компания не имела никакого отношения.


       Дети жителей ЖК «Нота» пойдут учиться...

                                                                                     ...в Гимназию №4, построенную в 1913 году и достроенную в 1964-м. 

Удивительно, но против несоразмерных для городской среды Саратова домов «Шелдома» не протестуют, за редчайшим исключением, ни журналисты, ни краеведы, ни блогеры-градозащитники. 

Юные жильцы домов ЖК «Улеши» (ЗАО «УМ-24», две 25-этажных башни и одна 16-ти этажная), 25-этажки от компании «Новый дом», ЖК «Дом на Волге» (три свечки от 22 до 25 этажей) - все они претенденты на места в школе №53 и в старой школе №45 в районе стадиона «Спартак». 

В Октябрьском ущелье работает только одна школа - №77. В ней учится весь поселок, а в скором времени туда нахлынут со своими детьми те, кто купит квартиры в ЖК «Молодость» и ЖК «Царицынский».

Во всех этих и многих других случаях вложения застройщиков в развитие социальной инфраструктуры составили ноль рублей. Это удобно - сокращение издержек увеличивает прибыль.

Непомерные аппетиты

Немногим более года назад в статье «Новый Саратов проживет без школ, детсадов и поликлиник» ИА "Стройсар" уже подробно анализировало ситуацию с обеспечением новостроек и целых новых жилых кварталов в Саратове объектами социальной сферы. 

Увы — минувший год показал, что обстановка остается крайне напряженной, а системных мер принимать никто не пытается. Под системными мерами нужно понимать действия, благодаря которым можно исправить ситуацию на ближайшую перспективу и заложить основы того, чтобы она не повторялась в будущем. Пока планы, озвученные чиновниками, выглядят как попытка минимизировать ущерб «здесь и сейчас», но не далее.

Более того: последние события с будущими проектами «Шелдома» показывают, что  социальная напряженность в Солнечном, Юбилейном и других районах города никого ничему не научила. Местный строительный гигант планирует создать новую проблемную точку и спровоцировать очередной социальный взрыв. На этот раз в Волжском районе, возле старого моста через Волгу. Речь идет о проекте жилого комплекса «Нота», состоящего из трех 27-этажных (!) зданий, которые «Шелдом» задумал возвести в районе старых саратовских улиц Чернышевского и Б. Горной.

Проект сразу превратился в скандальный, поскольку преимущества и выгоды он несет, по-видимому, только своим бенефициарам. Начнем с того, что эти здания, построенные на естественной возвышенности, нанесут урон историческому облику Саратова. Прежний проект «Шелдома» - «стена» из жилых домов в Глебучевом овраге, уже изменила ландшафт, окружающий Музейную площадь Саратова, и восприятие самых ценных культурных и исторических памятников города - Троицкого собора, Краеведческого музея, старой гимназии и управления железной дороги.

Новые здания «Ноты» окончательно задавят своим масштабом Музейную, станут видны из многих точек исторического центра, доминируя в пейзаже. Сооружение таких каменных глыб противоречит планам правительства Саратовской области по ограничению высотной застройки в городах областного центра. «Мы перед собой ставим задачу сохранения исторического центра. Высотное строительство в центре недопустимо. Будем заключать соответствующее соглашение с четырьмя крупнейшими муниципальными образованиями. Мобилизовав всю нашу инфраструктуру, транспортные потоки, будем решать, куда двигаться дальше, как развиваться Саратову», - говорил ранее губернатор Валерий Радаев.

Однако, невзирая на планы правительства Саратовской области и мнение ведущих архитекторов, «Шелдом» и его владелец продавливают строительство «Ноты», не особенно обращая внимание даже на требования прокуроров и решения судов. Притягательность участка очевидна – на этом месте находилась автостоянка, значит застройщик был свободен от расселения. Но и этого оказалось мало и вместо скромной 7-9 этажки возник проект трех громадных домов в историческом центре.

Украденное будущее

«В Пензе 50% стоимости школ и детсадов оплачивает застройщик. Микрорайон, который построен в центральной части, благоустройство, общественное пространство реализуют застройщики. Они говорят – если раньше наши квартиры продавались хуже, то сейчас, когда мы развиваем общественное пространство, у нас продажи выросли. Мы не оставляем эти объекты, а дальше занимаемся эксплуатацией. Такие подходы нам было бы правильно перенимать», - заявил Володин на упомянутом выше собрании по случаю Дня строителя. Руководители и владельцы крупнейших строительных компаний Саратова и области послушно кивали из зала, привычно отделяя слова от реальности. А реальность такова, что решают только деньги. Не всесильный Володин, не законы, не прокуратура, не суды и даже не Валерий Радаев.

Экономика находится в стагнации. На исправление ошибок средств может не найтись ни у застройщиков, ни у государства. Это значит, что плохая ситуация будет продолжаться еще долгое время. Даже если в самое ближайшее время будут приняты серьезные меры, эффект от них семьи с детьми-школьниками ощутят далеко не сразу и нынешние 7-летки за это время успеют дорасти до института. 

Значит о том, чтобы догнать Пензу или, например, Тамбов речь вообще не идет. Волнует ли это строителей? Скорее нет, чем да. Они не живут в построенных ими домах, не водят детей и внуков в местные детсады и школы. Это всего лишь циничный бизнес, съедающий город и его структуру, созданную еще в далеком советском прошлом.

Учитывая все это и разложив все экономические обоснования, правительству Саратовской области давно пора принять волевое решение и организовать трансфер наших детей на учебу в соседние регионы. Школьный автобус "Саратов - Пенза" поможет решить вопрос без больших вложений, и ни одного застройщика не пострадает.

Кстати, звучит это более реально, чем детский сад на 100 мест в микрорайоне с пятью 16-этажками.


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить