4

29 апреля 2017 (10:03) | Елена Налимова

Урбанизация с летальным исходом

Проект пешеходной зоны в Саратове уже ударил по бизнесу и в ближайшее время ударит еще.
Урбанизация с летальным исходом

Новый магистральный тренд саратовских властей – урбанистика – набирает обороты. Реконструировать городскую среду в Саратове взялись по быстрому – к 2018-му должны уложиться. Ставшая пешеходной Волжская – только начало. Дальше – больше. В Москве на недавней пресс-конференции, посвященной форуму «Среда для жизни: квартира и город», который состоится в мае в Саратове, врио губернатора Валерий Радаев выступил с программной урбанистической речью. В присутствии министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, генерального директора АИЖК Александра Плутника и некоторых других руководителей федеральных ведомств, губернатор заявил, что в рамках проекта уже выбраны семь приоритетных городских зон, которые будут реконструированы в ближайшее время. К ним губернатор отнес и улицу Московскую, которую ждет расширение тротуаров по примеру улицы Тверской в Москве.

Улицы спонтанных покупок

Один из опорных пунктов проекта насильной урбанизации Саратова - превращение в пешеходную улицу Волжскую было широко разрекламировано властями и поначалу воспринято с воодушевлением многими горожанами. Но проект таил в себе «сюрприз», который никто не предусмотрел. Думая о том, как прекрасно будет гулять по самой протяженной и теперь, пожалуй, самой красивой и ухоженной саратовской улице, никто не подумал о бизнесе, который находился и пока еще остается на Волжской. Ключевое слово здесь «пока». С тех пор, как Волжская стала не проезжей, а прогулочной, поток гуляющих по ней увеличился, но это не привело к увеличению покупательского спроса. Напротив, он резко упал.

«Пешеходные зоны существуют для праздно гуляющей публики, которая гуляет не для того, чтобы что-то купить, - считает предприниматель Михаил Волков. - Ставки на спонтанные покупки себя не оправдывают. Специальные магазины спонтанных покупок на пешеходных улицах есть, но их не так много, они специально рассчитывают свой ассортимент на то, чтобы товар могли купить походя. Это магазины типа «Твое», где майка стоит 200 рублей. Но дорогие костюмы и ботинки никто не покупает спонтанно, такие покупки планируются заранее. Никто не покупает дорогой чемодан, чтобы идти с ним потом 500 метров по пешеходной улице. Поэтому на проспекте Кирова  закрылось несколько предприятий, которые полностью перепрофилируются именно потому, что торговли в том понимании, в котором она была еще 5-10 лет назад, сегодня больше нет».

Есть мнение, что коммерческие предприятия, находящиеся на первых этажах домов на Волжской, уже ощутили на себе падение спроса как минимум на половину. Предприниматели, которые прежде процветали благодаря удачному месторасположению, пришли в уныние: гуляющие не заходят в расположенные вдоль Волжской магазины, а постоянные клиенты не могут припарковать свои авто.

Соседние с Волжской улицы забиты машинами, в том числе – автомобилями сотрудников следственного комитета и прокуратуры, расположенных поблизости. В течение дня и до самого вечера владельцы, которые ранее обустроили рядом со своими магазинами карманы для парковки, не могут подъехать к собственным точкам.

Парикмахерские, студии маникюра и прочие предприятия из сферы услуг тоже сильно потеряли в клиентах. Не имея возможности припарковаться, люди стали менять места своего постоянного посещения, вслед за своими клиентами стали менять места работы и мастера. Страдают и аптеки. Ранее, еще до «пешеходной» эпопеи, на Волжской появилась аптека «Город здоровья». Сейчас ее залы пустуют.

И если следующий год в России планировали сделать годом поддержки бизнеса и предпринимательства, то в Саратове все происходит с точностью до наоборот. В год экологии у нас пилят ели, в канун года предпринимателей – «режут» бизнес или просто забывают о нем.  

Прошло всего несколько месяцев, а на многих домах, которым «повезло» находиться на Волжской, появились объявления о сдаче в аренду. Рассказывают, что владельцы вторых этажей дошли до рекордно низкой цены в 200 рублей за квадратный метр. Многие помещения просто пустуют, поскольку увеличенный в несколько раз в нашем регионе налог на недвижимость сделал арендный бизнес не просто нерентабельным, а откровенно убыточным.

Но проблемы Волжской урбанистов не останавливают. Складывается ощущение, что город воспринимается проектировщиками как холст для набросков, без понимания реальной городской логистики. Теперь серьезный эксперимент ждет предпринимателей с Московской. Уже сейчас они напряженно ожидают начала сезонных работ по расширению тротуаров за счет проезжей части с легкой руки специалистов из столичного института «Стрелка», получивших «подряд» на освоение нашего уличного пространства. Пока официальной информации нет, но по отрывочным сведениям, доносящимся с Московской, 72, транспортные потоки будут перераспределены по соседним улицам, например, по улице Кутякова, которая и без того сильно перегружена и где пропускная способность оставляет желать лучшего.

Равнение на Тверскую

У пешеходов преобразование Московской под стать Тверской наверняка вызывает энтузиазм. Но оборотной стороной медали станет то, что проблема с парковкой на одной из главный городских магистралей усугубится, а вслед за этим с улицы уйдут любимые саратовцами магазины и общепиты.

Для чего на Московской понадобилось расширять тротуары да еще ценой сужения проезжей части, остается загадкой. Даже сегодняшний объем тротуаров на главной саратовской улице позволяет увеличить поток пешеходов в 3-4 раза в сравнении с нынешним трафиком, но без риска для бизнеса.

В КБ «Стрелка» это называют «вывести Саратов из эпохи «индустриального города» в эпоху «города возможностей», где человек находится на первом месте. На каком месте при этом находится бизнес – не уточняется. 18 апреля в бывшем зале кинотеатра «Пионер» в рамках «Недели «Стрелки» в Саратове прошла лекция-презентация «Новый образ Саратова: кто, как и зачем благоустраивает город?». Лекторами выступали руководитель проекта по комплексному развитию среды Саратова Алена Жмурова и директор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев.

Одной из тем стало благоустройство общественных пространств. Было заявлено, как и в каких объемах будут подвергнуты урбанизации привокзальная площадь, набережная, проспект Кирова и улицы Московская и Рахова.

Да, Рахова тоже в деле - проектировщики подсчитали, что в пешей доступности от улицы проживает 70 тысяч человек, которые используют ее как транзит и зону прогулок с детьми и собаками. Но до идеи очистить ее от транспорта и сделать прогулочной зоной для владельцев собак пока не дошло. А вот улицей Московской займутся всерьез.

При этом специалисты КБ «Стрелка» представили примерный план повышения привлекательности пешеходных улиц Саратова. Среди них - дизайн-код вывесок, реставрация фасадов и возвращение исторических элементов. На проспект Кирова предлагается вернуть шестигранные скамейки, на улицу Московскую, которая останется проезжей, но с расширенными тротуарами, «стрелочники» собираются вернуть исторические фонари, которые были в Саратове в послевоенное время.

Комизм ситуации заключался в месте проведения лекции. Кинотеатр Пионер, в бывшем зрительном зале которого проходила встреча со «Стрелкой» - яркий пример формата, не выжившего на пешеходной улице. Поэтому и вывеска, даже крутая и по дизайн-коду ему теперь не нужна. А скоро такая же судьба ждет предприятия на Московской.

Саратовские урбанисты взяли равнение на Москву, но если изучить опыт столицы, улицы с широкими тротуарами и большим количеством пешеходов, не наполняются, а пустуют, все серьезные магазины и общепит с таких улиц съезжает. Яркий пример – Кутузовский проспект, где в былые времена была одна из самых дорогих недвижимостей в столице. Сейчас же, по словам москвичей, значительная ее часть сдается в аренду. То же самое может ожидать и улицу Московскую, предупреждают эксперты. В жертву тротуарам принесут парковки, клиенты сделают выбор в пользу крупных торговых центров, снова пострадает малый и средний бизнес.

Каких еще сюрпризов ждать от насильной урбанизации Саратова и не придется ли потом отменять уже принятые решения? Например из-за того, что центр города не выдержит двух пешеходных зон и задохнется в транспортном коллапсе. Ведь проблема с парковками в центральной части города также не решена. Многие крупные деловые офисы в Саратове не оборудованы парковкой. И если получит жизнь новая набережная, которую обещают сделать рекреационной зоной для туристов и жителей региона, то нас опять же ждет грандиозный транспортная проблема - на набережной тоже отсутствует парковка.

Может быть, прежде чем решаться на столь глобальные изменения городского пространства, стоит спросить самих жителей города и центральных районов, если не посредством референдума, то, по крайней мере, путем соцопросов? Звучит логично, но пока что этого никто не делает. Вот и получается, что молодые «стрелочники» получили в свои руки ключи от города с многолетней историей и ставят над нами эксперимент, как над собаками Павлова, пытаясь построить город-сад без нас. Все мы наблюдаем пошив этого платья для короля и никто не решается сказать о том, что король вскоре окажется голым. Молчат ведущие архитекторы, не спорят со стрелочниками и сотрудники авторитетного «Гражданпроекта».

Ритейл в упадке

У бизнесмена Игоря Михайлова на Волжской помещение, которое он сдает в аренду желающим предпринимателям. С момента «пешеходизации» улицы арендаторы у Михайлова поменялись уже дважды.

 «Раньше место было проходное, и среди арендаторов была даже конкуренция. А сейчас все в один голос жалуются, что трафик резко падает, покупателей становится меньше и на этом месте торговать становится неинтересно», - делится подробностями Михайлов.

Он совершенно уверен, что наличие парковки или транспортной доступности очень важный фактор для торговли - покупатели, по наблюдению бизнесмена, все меньше ходят пешком. В отличие от простых пешеходов, которые не нацелены на покупки.

«Если человек вышел погулять с девушкой или семьей, он идет в кафе - посидеть, пообщаться. А если ему нужна покупка, он садится в машину и едет в крупный гипермаркет или торговый центр, где много бутиков, есть выбор и хорошая парковка. Сейчас даже выбор аптеки зависит зачастую не от цены, а от наличия удобной парковки. Потому что если человеку нужно полчаса искать место для парковки, не найти его,  бросить машину под опасностью эвакуатора, потом идти пешком еще метров 300-400, не найти нужного лекарства, потом выйти на улицу и не обнаружить свою машину или просто долго к ней идти, то зачем ему такая аптека? Не знаю, может я уже ленивый человек, но лично я не хочу так. Человек сегодня выбирает то коммерческое учреждение, где можно пусть с нарушением, но прямо у двери припарковаться, выскочить, купить и уехать. Таковы современные реалии…», - объясняет бизнесмен.

С ним согласен и предприниматель Михаил Волков. По его словам, за последнее время торговая конъюнктура сильно изменилась, уличный ритейл, или стрит-ритейл, находится в глубокой стадии трансформации. Многие предприниматели переходят в торговые центры, некоторые и вовсе уезжают на окраину и открывают свои предприятия там, где есть условия для нормальной парковки. Да и на столичную Тверскую, по его мнению, равняться бессмысленно - на сегодняшний день это единственная улица в стране, где престиж важнее экономики. «Большинство магазинов на Тверской стоят себе в убыток. Там безумные цены на аренду и совершенно нет продаж. Просто конкретному и очень известному брэнду надо стоять на Тверской для того, чтобы  иметь также возможность стоять и на главной улице в Милане и на Пятой Авеню, которые престижны, проходимы и где идут реальные продажи. У нас в Саратове улица Московская не обладает таким уникальным статусом, здесь люди не будут стоять себе в убыток. Понятно, что революции не произойдет, и можно еще несколько сотен бизнесов закрыть, можно еще закрыть одну магистральную дорогу с хорошим покрытием, что такая редкость для Саратова, но бизнес на этой улице умрет», - прогнозирует Волков.

Цель расширения тротуаров при прежнем трафике пешеходов Михаилу Волкову не понятна.

«Я всегда за логику и за аргументы. Приложите к этому проекту аргументы! Потому что пока я их не вижу. А вижу лишь то, что какие-то молодые архитекторы, которые обременены каким-то регалиями там, у себя, в столице, в первый же день своего появления в нашем городе учат нас жить, не зная ни потребностей города, ни его инфраструктуры, ни экономики. Московскую хотят сократить, а где тогда, спрашивается, будет выделенная полоса для скоростного общественного транспорта? Мы все только сокращаем, а должно быть наоборот - транспорт должен ехать быстро!

Проекты, которые касаются генерального планирования, это гигантская работа, которая должна обсуждаться. Собираться нужно всем вместе, сидеть, вычерчивать, спорить до хрипоты, а не вбрасывать нахрапом вещи, которые отдаленно напоминают здравый смысл. Я против такого положения вещей», - объясняет свою позицию предприниматель и член Общественной палаты области.

В качестве рекомендации для организаторов пешеходных зон Волков предлагает обратить внимание на опыт Франкфурта, где на пешеходной зоне созданы большие торговые центры и организованы крупные многоярусные парковки. 

Бизнес «сушит» весла

«Я ухожу с Волжской, решение принято», - призналась изданию известный саратовский ресторатор Виктория Австриевская.

У Австриевской на Волжской два заведения, и если ресторан «Веранда» еще хоть как-то может принять клиентов с личными автомобилями, то с «Лав-суши» это теперь исключено, припарковаться там попросту негде. Ресторан с десятилетней историей приходиться закрывать. Гуляющие люди в подобные заведения не заходят и вот почему:

«Мой сегмент не дешевый, и это не совсем прогулочная история. Раньше у нас были популярны бизнес-ланчи, но пешком на бизнес-ланч ходить некогда, время обеда ограничено. На семейный ужин люди тоже приезжали, как правило, на машинах. Теперь все они к нам больше не ходят, точнее, не ездят. Ставить летнее кафе негде – пешеходная и велосипедная дорожки занимают почти всю территорию. Гуляющие люди любят пить кофе, но это, наверное, должна быть небольшая кофейня с дешевой арендой, тогда бы можно было приспособиться и что-то поменять. Но цены на недвижимость здесь не дешевые, и арендаторы пока не бегут к нам навстречу.  Так что и на кофе в такой ситуации много не заработаешь», - говорит Австриевская. 

Теперь ресторатор ищет для своего заведения другое место, подальше от пешеходной зоны…

А владелец особняка, где 10 лет квартировали «Лав-суши», предприниматель Андрей Федотов, ищет нового арендатора. До этого владелец недвижимости уже снижал арендные ставки для ресторана и даже устраивал каникулы в период, когда платить за аренду совсем было нечем. Но это заведение не спасло.

Кафе-караоке, которое находится в этом же помещении, пока держится. Но как говорит предприниматель со слов хозяев заведения, если раньше люди пели Стаса Михайлова, то сейчас у людей финансы запели романсы. С момента «пешеходизации» Волжской людей в караоке больше не стало, и дело не только в финансовом кризисе, считает бизнесмен.

«Конечно, кризис никак нельзя сбрасывать со счетов, он влияет на весь экономический фон, но когда к нему добавляются еще и проблемы рукотворного характера, такие, как сбой в логистике, которая у нас и так не очень, то проблемы усугубляются. На втором этаже у меня офисы пустуют, и что-то люди не приходят и не говорят, что они мечтают снять помещение на шикарной пешеходной зоне.  

Посмотрим, что будет дальше, может, люди из близлежащих домов будут с удовольствием ходить сюда гулять, это покажет время. Но станет ли Волжская с экономической точки зрения тем культовым местом, что был в свое время проспект Кирова, где люди буквально дрались за каждый метр и где цены за аренду были сопоставимы с московскими, я не знаю», - размышляет Андрей Федотов.

Как выяснилось, нет ответов и у самих проектировщиков из КБ «Стрелка». «Большинство вопросов сводилось к проблемам с парковками, ливневками, общественным транспортом и т.д, которые в городе не решаются. И по мнению горожан их стоило бы решать прежде, чем благоустраивать общественные пространства, - написал по итогам лекции в Пионере блогер Денис Жабкин. - На что директор института «Стрелка» ответил, что на подобные работы нужно совсем другое финансирование».

Любопытно, что и в Москве усилия архитекторов из «Стрелки» вызвали восторг далеко не у всех москвичей. На платформе «Change.org» появилась петиция за отставку мэра Собянина. Авторы петиции приписывают ему сужение дорог, грабительские платные парковки при полном отсутствии строительства необходимых многоуровневых паркингов и бесконечное перекладывание тротуарной плитки, укладываемой с нарушениями технологии. Одной из претензий стало нецелевое, по мнению авторов протеста, использование бюджета столицы на оплату разработки дизайнерских методичек институту «Стрелка» стоимостью в миллиард рублей. Напомним, что именно «Стрелка» сейчас занимается разработкой рекомендаций по благоустройству Саратова, дизайн-кода и формированием комфортной городской среды. 

Фото Дениса Жабкина.


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить