56

23 июня 2017 (09:00) | Сергей Любимов

Реновация по-энгельсски

Энгельсские чиновники принудительно выселяют жителей дома ради частной стройки.
Реновация по-энгельсски

Столичные власти с трудом пытаются продавить проект реновации, уже изрядно урезанный под напором протестующих. Одновременно в середине мая федеральные средства массовой информации сообщили, что президент Владимир Путин наделил ФСБ правом изымать земли для госнужд. О необходимости реновации заявил губернатор Саратовской области Радаев, видимо желая подхватить федеральные тренды. А в тоже самое время в тихом провинциальном Энгельсе эти проекты давно реализуются местными властями. Правда, жилье и земельные участки изымаются не для государственных нужд, а для улучшения благосостояния местных депутатов. Кстати, энгельсским властям не понадобилось менять для этого законодательную базу. Рецептура реновации по-энгельсски предусматривает всего два ингредиента: полное игнорирование законов, добавить немного фальсифицированных документов.

Театральная история

Театральная улица расположена в самом центре исторической части Энгельса. Здесь много домов, связанных с историей города. Дом №10, о котором пойдет речь, построен в 1870 году потомками немецких переселенцев. Рядом до недавнего времени располагался  дом, в котором находилась первая в городе электрическая подстанция.

В доме №10 всего 6 квартир. Но собственники этих квартир оказались достаточно активными людьми и приватизировали не только все квартиры, но и участок земли, прилегающий к дому. Само строение занимает 152 квадратных метра, а общая площадь участка приватизированной земли составила 852 метра. Вид права – общедолевая собственность с разрешением на малоэтажное строительство.

В 2013 году с жителями дома начал переговоры представитель администрации Энгельсского района Виктор Агеев. Он рассказал жителям, что на весь квартал, где в том числе расположен и их дом, будет застроен большим жилищным комплексом. Квартиры предполагалось выкупить, а дом расселить. Новострой должно было возводить ООО «ТСУ «Энгельсстрой», и почему чиновник администрации занимается урегулированием вопросов коммерческой организации, жителям было тогда непонятно. Видимо, обитатели дома мало интересовались политикой, иначе причины активности администрации стали бы им ясны сразу.

Согласно информации, размещенной на сайте Энгельского муниципального района, округ №17 представляет Анна Сеноженская – управляющий трестом ООО «ТСУ» Энгельсстрой». Анна Александровна – не рядовой депутат, а председатель комитета по бюджетно-финансовой, инвестиционной политике, налогам и экономическому развитию. Надо заметить, что Сеноженская неплохо справляется с этими обязанностями и успешно экономически развивает несколько строительных компаний.

Деловую хватку представители «ТСУ» Энгельсстрой» продемонстрировали сразу. За первые 4 месяца 2014 года были выкуплены 5 квартир из 6, проживающих в доме. Застройщики предлагали неплохие варианты обмена или выкупа квартир. Цена по договорам на покупку нового жилья достигала 2,3 миллиона рублей. Семьи, покинувшие дом на Театральной, поселились, в основном, в центре города. При заключении сделок люди, прежде всего, смотрели на предлагаемые условия, а не на контрагента по договору. А согласно заключенным договорам, сделки с ними заключало не ООО, а частные лица. Так три дамы: Лилия Андреева, Оксана Давыдова и Татьяна Васильева – стали обладателями пяти квартир в доме 10 по улице Театральной. Соседний дом по адресу Театральная площадь, 10А с единственной коммунальной квартирой площадью 56,9 квадратных метров был выкуплен за 7,5 миллионов рублей.

Казалось бы, чтобы освободить площадку для строительства, осталось договориться с одной семьей. Но планы застройщика внезапно изменились. Владельцы последней, не отселенной квартиры Валентина Хаецкая и ее дочь Екатерина Быстрова внезапно узнали, что их дом... аварийный.


Квартира «аварийного дома».

 

Изменить прошлое

В 2014 году комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района обратился в суд с иском о принудительном выкупе жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, на основании того, что дом 10 по улице Театральной находится в аварийном состоянии. Владельцы квартиры внезапно узнали, что живут в аварийном жилье с 2002 года. Представители администрации предъявили в суде копии постановления главы энгельсского муниципального района от 2002 года и акта признания дома аварийным. Предъявить подлинники документов истцы в суде не смогли. Несмотря на это, судья Светлана Никишова приняла ксерокопии в качестве доказательств по делу.

В результате рассмотрения дела судья удовлетворила исковые требования администрации. Хаецкая и Быстрова пытались обжаловать решение суда в апелляционной инстанции. Туда представители администрации также представили копии документов, и апелляционная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда под председательством судьи Александры Кучминой приняла эти бумаги в качестве доказательств, не сверив с подлинниками. Однако не нужно быть экспертом, чтобы увидеть, что копии, представленные в Энгельский районный суд и в областной суд, имеют ряд отличий. Они выполнены разным шрифтом, на одной копии постановления имеется подпись главы Михаила Лысенко, на другом – подпись отсутствует, зато есть печать, пустые графы в актах заполнены разными почерками, различается количество и расположение печатей под актами. Наличие разных копий с документов, имеющих один номер и дату, может говорить о том, что по крайней мере одна из копий была сфальсифицирована.

Кроме того, дом, якобы признанный аварийным в 2002 году, странным образом не вошел в «Программу переселения граждан из авариного жилья на 2013-2017 годы»

Тот факт, что подлинников акта и постановлений до сих пор не обнаружено ни в Энгельской администрации, ни в архиве города, наводит на мысль, что их не было вовсе, и скорее всего, сфальсифицированы оба комплекта копий. А то, что судьи принимают копии в качестве доказательств без обозрения подлинников, указывает на степень их профпригодности или коррумпированности.

Интересно, что в иске администрации указано – выкуп земельного участка и квартиры производится для муниципальных нужд. В чем же, по мнению чиновников, заключается нужда муниципалитета? В освобождении участка для коммерческой застройки? Или чиновники и судьи воспринимают нужды депутата Сеножинской как муниципальные?

Новые соседи

Пока администрация города билась в судах за интересы депутатского ООО, «Энгесьсстрой» времени даром не терял. На освобожденной территории закипела работа. Еще не до конца расселенный дом оказался посреди стройплощадки. Как там соблюдались строительные правила – тема для отдельной статьи. Достаточно сказать, что сторожка, сваренная из железных листов и вплотную примыкавшая к газовой трубе, вскоре стала местом обиталища бомжей и поджигалась не менее десяти раз в течении года. Как складировались стройматериалы ООО «ТСУ «Энгельсстрой», можно увидеть на фото.

А рядом с семьей Хаецкой и Быстровой поселились новые соседи. И это были не дамы-собственницы отселенных квартир. Опустевшие квартиры заполнились строителями. Около 30 приезжих из районов области поселились в 4-х квартирах в непосредственной поблизости от места работы. Квартира, расположенная непосредственно над квартирой №2, обрела довольно своеобразных постояльцев. Это были трое мужчин, своим видом и поведением напоминавших наркоманов. По словам Быстровой, один из них, находясь в состоянии опьянения, признался своей новой соседке, что поселили их здесь, чтобы сделать нижние соседи съехали побыстрей. Надо признать, что для этого они приложили немало усилий. Достаточно сказать, что естественные надобности они справляли зачастую на пол своего нового жилища.

Обращения Быстровой в полицию по поводу очевидного нарушения правил временной регистрации результатов не дали. За полчаса до приезда полиции появлялось несколько автомобилей, которые эвакуировали строителей. Приехавшая полиция фиксировала отсутствие незаконно проживающих в доме, а еще через полчаса дом опять заполнялся временными жильцами. Такая синхронность действий нарушителей режима и полиции поселила в Быстровой уверенность в сговоре между стражами порядка и лицами, заинтересованными в дешевой рабочей силе. 

Новые собственницы выкупленных квартир, Андреева, Давыдова и Васильева, тоже недолго оставались номинальными соседями последней семьи старожилов. Вскоре новые владелицы расстались со своими квартирами и получили взамен жилье по программе переселения из аварийного жилья. Заметим сразу, что квартиры, полученные новыми владелицами, располагались в районах, удаленных от центра Энгельса, и их рыночная стоимость была меньше, чем цена, уплаченная ими ранее за квартиры на Театральной. То есть с виду это выглядит так, что три опытные бизнес-леди, внезапно утратив деловое чутье, покупают 5 квартир в одном доме, который вдруг попадает под расселение, и наши незадачливые инвесторы теряют значительные средства на этих сделках.

Однако если учесть, что все они на момент заключения сделок были так или иначе связаны с «ТСУ «Энгесльстрой» и лично с Сеножинской, то картина представляется совсем другой. Гораздо проще представить, что дом признан аварийным задним числом, а через подставных покупательниц «ТСУ «Энгельсстрой» получил частичную компенсацию за отселение жителей с будущей стройплощадки. Факт связи наших покупательниц с «Энгельсстроем» очевиден. На момент совершения сделок Андреева числилась директором ООО «Строй проект». На конец мая по данным базы данных basis.myseldon она трудится директором ООО «Ника», где Сеножинская ранее числилась соучредителем с долей в 90 процентов. Давыдова на момент покупки квартиры работала начальником отдела ООО «ТСУ «Энгесльсстрой», а  Васильева – главным бухгалтером ООО «Завод строительных изделий и конструкций «Энгельстрой». Все указанные предприятия зарегистрированы по одному адресу – город Энгельс, проспект Строителей 7 «А».

Предложение, от которого нельзя отказаться

В итоге за трехкомнатную квартиру в центре Энгельса и участок земли по мнению администрации Быстрова и Хаецкая должны были получить 2 миллиона 200 тысяч рублей. Такую оценку сделало ООО «Галактика» по заказу чиновников. Судя по всему, эксперты «Галактики» в ходе проведения оценки из офиса не выходили. Описание дома экспертом не совпадает с реальностью. Так, крыша, по описанию специалиста, шиферная, хотя на самом деле – металлическая. Кроме того, не совпадает количество и материал дверей в квартире и другие «мелочи». Видимо для устранения этой очевидной несуразности судья Никишова при рассмотрении дела назначила другую экспертизу по оценке квартиры и земли. При этом, по соглашению сторон, сумму в 20 тысяч рублей за работу эксперта должны были оплатить обе стороны процесса: администрация -12 тысяч рублей, Хаецкая и Быстрова – 8 тысяч. При оглашении решения Никишова возложила всю оплату на ответчиков, хотя никаких ходатайств со стороны истцов не поступало. Представители администрации были не готовы к подобному подарку и заранее перечислили свою долю на счет экспертного учреждения. Это был не единственный подарок Никишовой администрации. Судья согласилась с оценкой нового эксперта. Хотя и экспертное заключение, и сам эксперт были весьма неординарны…

Экспертом в этом процессе выступил Сергей Савинов, ныне отбывающий наказание за покушение на мошенничество. Это дело широко освещалось в саратовской прессе. А осудили Савинова и его подельника Романа Пожидаева за то, что они требовали от директора строительной компании 1 миллион 500 тысяч рублей за решение вопроса о положительном заключении строительной экспертизы. Однако Савинов, по-видимому, вызывал отторжение не у всех руководителей строительных компаний.

Исходя из заключения Савинова, представленного Энгельскому суду, квартира, подлежащая выкупу, находится в лучшем состоянии, чем по мнению эксперта «Галактики». Однако по оценкам Савинова, квартира Хаецкой и Быстровой стоит еще меньше, чем оценила ее эксперт «Галактики». Савинов оценил трехкомнатную квартиру в центре Энгельса в 1 миллион 300 тысяч рублей. Предыдущий специалист был «щедрее» на 300 тысяч.

Готовясь к апелляции, владелицы недвижимости заказали еще одну оценку. Эксперт, кандидат технических наук Иван Хохолин в заключении отметил, что дом в-целом находится в состоянии, пригодном для проживания. Недвижимость Хаецкой и Бастровой эксперт оценил в 4 миллиона 500 тысяч рублей. Эту экспертизу областной суд не принял. И в основу решения легла экспертиза Савинова – экспертиза, исполненная мошенником.

В настоящее время Быстрова и Хаецкая ждут, когда приедут судебные приставы и выбросят их семью, состоящую из пяти человек, на улицу. Так будет выглядеть исполнение решения суда иску администрации с целью изъятия их земли для муниципальных нужд. 


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить