9 ноября 2017 (11:46)

ГЖИ: «Значительное снижение качества коммунальных услуг приводит к полному освобождению от оплаты»

ГЖИ: «Значительное снижение качества коммунальных услуг приводит к полному освобождению от оплаты»

Ранее ИА «Стройсар» сообщал о судебном прецеденте, созданном Двенадцатым арбитражным апелляционным судом Саратовской области. Речь шла о споре между энергетиками и управляющей организацией УК «Стимул», обслуживающей дома в Ленинском районе Саратова. Суд признал, что жители должны заплатить за некачественное горячее водоснабжение.

Подробности судебного спора были отражены в публикации Суд признал чуть тепленькую воду горячей
Как стало известно редакции, такую же позицию заняла коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда, которая своим определением от 1 ноября 2017 года поддержала позицию арбитражного суда и, по сути, признала теплую вод, которую получали жители, горячей.

По просьбе ИА «Стройсар» ситуацию прокомментировала государственная жилищная инспекция по Саратовской области:

«Судебная практика по вопросу перерасчета за некачественное горячее водоснабжение складывается в субъектах РФ неоднозначно, так Арбитражный суд Астраханской области (решение от 26 мая 2016 года по делу А06-11968/2015) поддержал в споре доводы организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, а Арбитражный суд Уральского округа (постановление от 16 октября 2015 по делу А50-5530/2014) принял решение в пользу ресурсоснабжающей организации. Кстати, по решению Арбитражного суда Уральского округа  имеется определение Верховного суда от 29 марта 2016 года №309-ЭС16-847, из которого можно отметить, что,  оспаривая судебные решения, организация управляющая домом, упускает такой предмет спора как неправильное применение норм материального права.

В споре по перерасчету за некачественную коммунальную услугу основным камнем преткновения, который в принципе и приводит к разной позиции судов, является неоднозначное трактование методики перерасчета за данные услуги, а если точнее периода, подлежащего перерасчету. 

Говорить о предвзятости судов в данном случае некорректно, судебные решения складываются из доказательной базы сторон и опыта юристов, отстаивающих права участников спора, и инспекции не известны все аспекты данного разбирательства.

Если у жилищной инспекции есть вопросы к проведению экспертиз и мнению экспертов, которое легли в основу решения: к тому какая температура считалась отклонением и почему, к периоду который брался за основу перерасчета и  в принципе правильности применения и трактовался экспертами, исходя из норм Правил предоставления коммунальных услуг (далее - Правила №354), присутствовали ли  случаи при оценки экспертами, когда вода в точке водоразбора была ниже 40°C или данный показатель не анализировался, почему использовались при расчетах Правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года  №1034 и Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые не подлежат применению к данным отношениям и т.п.

Следует отметить, что Правительство Российской Федерации, обеспечивая исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, определило условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, утвердив Правила №354.

Федерального закона или иного акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, не имеется.

При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года №124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, согласно которым в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. «д» пункта 22 Правил).

Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов и Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность,  том числе установления периода предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, определены разделами IX и X Правил №354.

Согласно пункту 101 Правил №354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам №354 (в данном приложении согласно пункту 37 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу), подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением №1 к Правилам №354.

При этом, учитывая что речь идет о горячем водоснабжении, а в Саратовской области комитетом государственного регулирования тарифов области установлены двухставочные тарифы на горячую воду, следует учитывать требования пункта 102 Правил №354,  согласно которым при применении двухставочных тарифов плата за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением №1 к Правилам №354 продолжительность, в том числе в связи с проведением ремонтных и профилактических работ, - снижается в отношении всех составляющих платы за коммунальную услугу.

Приложением №1 к Правилам №354 определено, что  за каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам (месяц), за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил №354. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Разъяснения по применению Правил №354 согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 может давать только Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 10 февраля 2015 года №2875-01/04) применительно к Правилам №354 расчетным периодом, согласно пункту 37 Правил №354, является календарный месяц.

При определении размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества следует руководствоваться пунктом 101 Правил №354. Согласно указанному пункту Правил №354, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за  такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложение №2 к Правилам №354 подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой услуги коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением №1 к Правилам №354.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам №354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Кроме того, Министерство строительства и ЖКХ в письме от 28 января 2015 года №1909-ОГ/04 указало, что законодатель установил достаточно жесткие требования к обеспечению качества коммунальных услуг, снижение качества ниже установленных параметров влечет за собой снижение оплаты в размере, установленном приложением №1 к Правилам №354. При этом порядок перерасчета размера платы за услуги ненадлежащего качества установлен таким образом, что значительное снижение качества коммунальных услуг в течение продолжительного периода приводит к полному освобождению от оплаты за услугу ненадлежащего качества (пункт 98 и 150 Правил №354). Тем самым обеспечивается право потребителя на получение качественных услуг».

Аналогичное требование содержится в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», согласно которого при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения).

Ранее, до принятия указанного Пленума у судов была практика, согласно которой они ссылались на решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2013 года по делу №АКПИ13-394 которым якобы допускалось применение пункта 5 приложения №1 к Правилам №354 к случаям, связанным с изменением размера платы за коммунальную услугу при ненадлежащем качестве этой услуги и не допускающей полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.

«Управляющая компания ООО УК «Стимул» вправе и дальше  добиваться в судах списания либо уменьшения  задолженности, поскольку факт предоставления некачественной  коммунальной  услуги не оспаривался ни одной из сторон, и был также признан решениями судов.

Необходимо отметить, что  самое главное для жилищной инспекции  в данной ситуации, чтобы, как управляющие компании, так и ресурсоснабжающие организации  соблюдали свои обязанности в отношении потребителей коммунальных услуг, которые должны быть обеспечены бесперебойной подачей в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества и в необходимых объемах».

В настоящее время истец намерен обратиться в Президиум Саратовского областного суда с жалобой. Редакция продолжит следить за развитием событий. 

 

 

 

 

 


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить