1 марта 2016 (10:02) | Юлия Гладкая

Начисления на общедомовые нужды. Как взять их под контроль?

Начисления на общедомовые нужды. Как взять их под контроль?

Начисление на ОДН - очень интересный вопрос, как для потребителей, так и управляющих организаций, и является дискуссионным. Скажу сразу, я не являюсь сторонником системы «прямых платежей» ресурсоснабжающим организациям. Ни как юрист, ни как потребитель, поскольку на практике такая система не является прозрачной. Но и в этом и в остальных спектах начислений на ОДН все завист от решения собственников. Далее я разберу каждый аспект отдельно.

Первое, на что хочется обратить внимание, что ресурсоснабжающие организации (далее РСО) имеют право на выставлении платежных документов в адрес потребителей напрямую только в случае, если последними было принято соответствующее решение на общем собрании. п.7-7.1. ст. 155  ЖК РФ

«7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1ЖК РФ и статьей 171 ЖК РФ . п.7.1. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества».

Второе. Все вновь зависит от собственников, а именно из Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» раздел 1 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА» ч.1 следует, что «Состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 ст. 161 ЖК РФ».

ч.8. раздела 1 указывает, что «Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом».

Таким образом, РСО, без соответствующего решения собственников, не имеет права производить начисление за коммунальные услуги используя узел учета, не являющийся общедомовым, при условии, что собственниками не принималось иных решений.

Третий аспект. Общедомовые нужды (ОДН) само по себе понятие не очень ясное. Что такое общедомовые нужды (далее ОДН)? Это электроэнергия, потребленная на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу противопожарной автоматики, подъездных светильников, антенных усилителей, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме и являющегося общей собственностью всех жильцов. Кроме того, если договором с РСО предусмотрены технологические потери во внутридомовых сетях, они также оплачиваются как общедомовое потребление.

Как определяется объем ОДН в многоквартирном доме? 

При наличии общедомового (коллективного) прибора учета из расхода электроэнергии по коллективному (общедомовому) прибору учета, установленному на вводе в дом, вычитается расход электроэнергии по индивидуальным (квартирным) счетчикам и объем электроэнергии, потребленный гражданами, у которых отсутствуют счетчики, определенный по нормативам. При наличии нежилых помещений в многоквартирном жилом доме (магазины, аптеки и др.), их объем потребления также вычитается из расхода по общедомовому прибору учета.

1 шаг — снимаются показания общедомового счетчика на последний день месяца. Допустим, объем электроэнергии, определенный по общедомовому прибору учета.

2 шаг — снимаются и суммируются показания всех квартирных счетчиков в доме, объем по нормативу в квартирах, где не установлены приборы учета, а также объемы потребления юридических лиц, которые отсчитываются от вводного счетчика.

3 шаг — устанавливается расход на нужды дома. Это разница между объемом электроэнергии по общедомовому прибору учета и объемом потребления всех жилых и нежилых помещений.

4 шаг — разница делится на площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.

5 шаг - полученную цифру умножаем на площадь конкретной квартиры и действующий тариф.

В соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с 01.06.2013г. объем коммунальной услуги, потребленной на ОДН, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления. Исключение составляет принятие собственниками помещений на общем собрании решения о распределении объема коммунальной услуги, превышающей нормативное потребление, на ОДН между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади.

Что влияет на величину ОДН?

При отсутствии в многоквартирном доме коллективного прибора учета и определении потребления многоквартирного дома по нормативу потребления величина ОДН зависит:

- от достоверности сведений об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома;

- от достоверности сведений об общей площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.


При наличии в многоквартирном доме коллективного прибора учета на величину ОДН влияют:

- достоверность показаний индивидуального прибора учета по каждой квартире и по каждому нежилому помещению на последний день текущего месяца;

- состояние приборного парка индивидуальных приборов учета в жилых помещениях (квартирах). В настоящий момент большая часть приборов учета, по которым граждане производят оплату за индивидуальное потребление, имеют истекший срок межповерочного интервала;

- случаи несанкционированных присоединений к общедомовым электрическим сетям коммерческих объектов — например, автомобильных стоянок, ларьков, сараев, расположенных рядом с многоквартирным домом, либо наличие на первых этажах домов нежилых помещений, собственники которых не заключили договор энергоснабжения ни с управляющей компанией, ни с гарантирующим поставщиком;

- ветхие электрические сети многоквартирного дома.

Как уменьшить величину ОДН? (наиболее популярные советы из сети Интернет):

1. Например, собственникам жилых помещений следует заменить приборы учета с истекшим интервалом поверки, установить счетчики тем, кто их не имеет. Следует помнить, что нормативы потребления электричества являются усредненными, а при показаниях, снятых с квартирного счетчика, доли ОДН будут распределяться точнее. Тем более, что согласно Федеральному закону № 261 граждане были обязаны еще до 1 июля 2012 года за свой счет установить квартирные счетчики, соответствующие определенным техническим требованиям. При массовом подходе такие меры позволят уменьшить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, до 10 %.

2.  Можно, общим собранием дома принять решение о наделении полномочиями лиц из числа собственников квартир в доме (старший по дому или по подъезду или члены совета дома), которые будут ежемесячно в период с 28 по 31 число текущего месяца снимать показания в каждой квартире и предоставлять эти сведения в абонентский отдел РСО не позднее 2 числа месяца, следующего за расчетным. Точный учет позволит снизить величину ОДН до 15 %.

3.Рекомендуют сделать ревизию проводки (энергоаудит) и выявить совместно с обслуживающей внутридомовые сети компанией недобросовестных потребителей электроэнергии, подключенных к сети в обход счетчиков. Например, с участием представителей управляющей компании, которые если не сами, то путем привлечения специализированной компании, имеющей соответствующий персонал, аттестованный для работы в электрических сетях, проведет все эти работы.

4. С целью повышения энергоэффективности жилья над подъездами установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения.

Четвертый аспект. Если вы являетесь добросовестным потребителем, то вы  вправе затребовать необходимую документацию у РСО и проверить правомерность начисления.

Из моей практики - зачастую, РСО выставляют ОДН к оплате не только потребителям, но и управляющим организациям мотивируя свои требования «сверхнормативным потреблением». То есть, в судебном порядке взыскивается так называемая разница между начисленным потребителю и фактическим потреблением, где начисление ОДН выставленное потребителю почему то оказывается в рамках нормативного потребления. 

В конечном итоге потребитель получает вместо единого платежного документа несколько  платежек, при оплате каждой из них в отдельности будет взиматься комиссия, что также является дополнительным бременем.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить