1

14 августа 2015 (11:33)

Повышение платы за проезд в общественном транспорте. Мнение экспертов ИА «Стройсар»

Повышение платы за проезд в общественном транспорте. Мнение экспертов ИА «Стройсар»

В конце июля власти Саратовской области заявили о подорожании проезда в общественном транспорте до 19 рублей за поездку. Это обосновано тем, что содержание подвижного состава в Саратове не окупается, перевозчики терпят убытки, а отрасль в целом стагнирует.

Как повышение платы за проезд отразится на перевозках и общественных настроениях, ИА «Стройсар» поинтересовалось у экспертов.

Николай Чуриков, министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области

– По вопросу повышения платы за проезд к нам обращались перевозчики. В то же время перевозчики обращались в другие структуры: общественный совет при нашем министерстве, областную Торгово-промышленную палату, Общественную палату региона. Я дал поручение специалистам просмотреть экономику предприятий. Они выезжали на линии, мониторили количество пассажиров, доходную и расходную часть. Мы пришли к выводу, что имеется отрицательная  разница в себестоимости. Дабы восстановить ее без убытков, требуется повышение стоимости проезда до 19 рублей. Перевозчики, конечно, говорили, что им не только нужно не иметь убытков, но и развиваться, закупать новый подвижной состав. Тем не менее цель – не ухудшить перевозочную деятельность. Я настаиваю, чтобы тариф увеличился не более чем до 19 рублей. Ориентировочно повышение будет с сентября этого года.

Андрей Беликов, генеральный директор ОАО «Автокомбинат-2»:

– В разы повысилась стоимость всех необходимых транспортному комплексу вещей. Сюда входят и горюче-смазочные материалы, и запасные части для транспортных средств. А тариф остался на прежнем уровне, поэтому транспортный комплекс Саратовкой области влачит свое жалкое существование. С повышением тарифа мы сможем провести мероприятия, которые обязаны проводить именно по транспортной работе. Сейчас мы, к сожалению, очень сильно ограничены в этих вопросах. С прошлого года повысились налоговые отчисления на единицу транспорта – это раз, введены обязательные страховки – два, стоимость страхования увеличилась – это три.  

Не стоит забывать, что работники транспортного комплекса составляют большую часть населения области, а зарплата стоит на месте. С подорожанием жизни у нас наблюдается отток ценных кадров, при этом приличный отток. Уходят кадры, способные обеспечить главное – безопасность пассажиров.

Я понимаю, что реакция общественности будет негативная, но у нас нет другого пути. Все компоненты, которые составляют основу транспортного комплекса не только в Саратовской области, но и в России и в мире, сильно подскочили в цене. Подорожание произошло еще в прошлом году, мы и так терпели до последнего.

 

 

Александр Ванцов, депутат Саратовской городской думы:

– Меньше надо воровать. Я это образно говорю – «меньше воровать», меньше злоупотреблять, меньше халатно исполнять свои служебные обязанности и так далее. Я знаю цены за проезд в общественном транспорте города Москвы. Но у них там пенсии и заработные платы в разы больше, чем здесь! Я категорически против. Если необходимо повышение тарифов, повышайте заработные платы, пенсии, социальные пособия, а не так: «Вы как хотите, живите, а мы будем с вас три шкуры драть».

 

Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области.

– Я неоднократно говорил на тему повышения тарифа. Разумеется, увеличение стоимости проезда должно быть обоснованным, просчитанным экономически. Мы должны реально подойти к положению дел и при этом действовать в интересах людей, как бы это ни было неприятно. Из существующего положения есть два выхода: либо ничего не делать, тогда транспорт в Саратове остановится и мы будем ходить пешком, либо все-таки повысить стоимость проезда и ездить. Бензин дорожает, транспортные детали тоже. Кроме этого, существует себестоимость любых услуг. Но нельзя так сразу говорить, что проезд будет стоить 20 рублей или 24 рубля. Предварительно нужно все просчитать, чтобы тариф был прозрачен.

Не так давно я был в Москве, где ехал в метро. Я купил билет на одну поездку, отдал 50 рублей и жду сдачу. Помню, стоимость проезда была 10 рублей, потом 20. А сдачу мне не дают, потому что одна поездка на московском метро теперь стоит 50 рублей – дорого. Достаточно дорого, но от этого количество людей, которые пользуются услугами метрополитена, не сократилось. Появились сложности для семейного бюджета, но реальность такова, чтобы метро функционировало, стоимость повысили.

Александр Журбин, председатель Саратовского областного общественного учреждения «Щит потребителя»:

– Нужна конкретика: из-за чего повышается тариф и нужно ли это делать вообще. Нет никаких документов на эту тему. Не опубликовано также никаких материалов о том, какова задолженность области перед городским общественным транспортом по городу Саратову и по другим городам губернии. С 2009 года о повышении говорилось неоднократно. Чтобы дойти до нынешних 15 рублей, цена повышалась неоднократно. А тарифы, из которых рассчитывалась бюджетная составляющая у областного бюджета на социальные вопросы, касающиеся пенсионеров, пионеров, школьников, студентов, остались на уровне 2009 года. Выходит, что сама задолженность есть, и достаточно большая, и рассчитывалась она по заниженным данным.

Тариф не прозрачный, граждане не знают, из чего состоят начисления. А информации об этом нет по простой причине – в Гражданском кодексе есть статья о коммерческой тайне. Уже устали говорить о том, что понятие «коммерческая тайна» должно относиться к организациям, которые имеют серьезную конкуренцию, а не к монополистам на рынке. Перевозчики – абсолютные монополисты. СГЭТ – монополист на электротранспорте в городе Саратове. Хорошо или плохо к нему относятся – не важно, других организаций, предоставляющих эту услугу, просто нет. Автобусными перевозками занимается  «Автокомбинат-2», руководитель которого выставил требуемую цену в 25 рублей, ничем не подкрепив цифры. Конечно, хочется больше – это ясно. Когда пытаешься уточнить структуру тарифа, в ответ слышишь: «Коммерческая тайна». Я лично считаю, что необходимо внести поправку конкретно в эту статью Гражданского кодекса на уровне правительства России. Поправку о том, что понятие «коммерческая тайна» не распространяется на монополистов, оказывающих услуги населению.

Денис Жабкин, блогер, краевед:

В 2010 году мы платили за проезд в автобусе 8 рублей. В 2004 году – 3 рубля. Если стоимость проезда в автобусах будет повышена до 17 рублей, выходит, что за 6 лет стоимость проезда выросла в 2 с лишним раза, а за 11 лет – почти в 6 раз! Может быть, я не в курсе, но выходит, что за последние 6 лет инфляция составила в России больше 100 %. Еще больше чем в 2 раза выросли зарплаты, цены на топливо. Явно что-то тут не сходится. Никто не знает, сколько реально пассажиров ездит в автобусах, какой процент составляют льготники. Все это больше напоминает «мы тут прикинули и решили, что в Самаре-то цены выше, а в Питере вообще ого-го! Хотим такие же».

Альтернативный выход из ситуации зависит от конкретных видов транспорта и маршрутов. Например, на автобусах № 6, 11, 53, 90 и других «резинящих» маршрутах явный переизбыток подвижного состава. Если скорость движения этих маршрутов увеличить до нормативной, то с сохранением тех же самых интервалов, окажется что десяток автобусов на каждом маршруте – лишний. Нужно работать над расписанием и изменением маршрутной сети, так как некоторые маршруты давно не отвечают транспортным потребностям населения.

Необходима поддержка развития общественного транспорта со стороны федерального центра, а не мифические программы субсидирования по покупке подвижного состава. Нужны дотации и перевозчикам, которые выполняют социальную функцию городов, и своевременная оплата перевозки пассажиров льготных категорий. Для сравнения: в Москве на наземный общественный транспорт по госпрограмме «Развитие общественного транспорта» в бюджете на 2015 год запланировано 13,6 миллиарда рублей.

Иван Куреньков, политолог:

– В условиях реально наступившего экономического кризиса любое стремление властей решать многочисленные проблемы прежде всего за счет и без того тощих кошельков граждан воспринимается последними болезненно. Сейчас Минфин страны верстает проект федерального бюджета на 2016-2018 годы. Так вот, наибольшему урезанию планируется расходная часть по разделу «Социальная политика». Пенсионерам предлагают не мечтать о ежегодном повышении пенсий на уровень инфляции. Официально в этом году она составляет 12 %, а, по оценкам независимых экспертов, приближается к 30-50 % и выше. Прибавьте сюда повышение тарифов с 1 июля 2015 года на услуги ЖКХ, растущие цены на продукты питания и товары первой необходимости… А постоянно дорожающие лекарства? Мизерные пенсии и зарплаты значительного количества населения, высокий процент скрытой безработицы…

Естественно, на таком фоне увеличение стоимости проезда в общественном транспорте до 19-20 рублей за поездку и выше достаточно ощутимо отразится на семейном бюджете. Делать это в нынешних экономических условиях нельзя! Властям следовало бы найти иные источники выпадающих доходов транспортных предприятий. И сделать это вполне можно – было бы желание.

Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы:

– И так понятно, что тариф повышать придется, так как жизнь на месте не стоит: растет инфляция, цены на различные энергоносители. Такие базовые вещи не проходят бесследно для транспортных предприятий. Хочется, чтобы на публичных мероприятиях для изменения тарифов приводили экономическую информацию: себестоимость, прибыль, как сократить затраты и почему нужно увеличить стоимость проезда именно на два рубля, а не на рубль или полтора. Понимаю, что всем не объяснишь, тем не менее те, кто умеет считать и размышлять, смогут понять и объяснить другим, почему это произошло, и что дважды два есть четыре, а не пять. Повышение необходимо, деваться некуда. Только представьте: будет скоро осень, пойдут дожди, а мы все будем размышлять и голосовать с лозунгами: «Не хотим осени! Хотим все время лето!», а другие весну пожелают. Но мы ведь знаем, что осень все равно наступит, она неминуема. Есть законы природы, а это законы экономические.


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить