4 марта 2014 (11:00) | Дмитрий Богатырёв

Александр Джашитов: «Порядок в ЖКХ возможен только после мощнейшей чистки правоохранительной системы»

Александр Джашитов: «Порядок в ЖКХ возможен только после мощнейшей чистки правоохранительной системы»

ИА «Стройсар» продолжает обсуждать последние изменения в федеральных и региональных жилищно-коммунальных законах, которые либо уже приняты, либо будут приняты в ближайшее время. Это и социальные нормы на электроэнергию, и обязательное лицензирование управляющих компаний, и создание региональных фондов капитального ремонта и т. д. Наш сегодняшний собеседник – доцент СГТУ им. Ю. А. Гагарина, член Общественной палаты Саратовской области, председатель АТОС «Ассоциации самоуправляемых территорий г. Саратова» Александр Джашитов.

«Фонд капремонта ждет участь МУДЕЗов»

– Александр Эммануилович, в последнее время в ЖКХ происходят постоянные реформы. Причем проводятся они настолько стремительно, что люди просто не успевают разобраться что к чему. Но они прекрасно понимают, что качество ЖКУ становится хуже, а их стоимость дороже. Я не прав?

– Абсолютно правы. В последние годы законодательные и исполнительные органы (как федеральные, так и региональные) принимают законы и постановления, которые усложняют, а чаще ухудшают тяжелую ситуацию в сфере ЖКХ. Примеров масса. Возьмем хотя бы введение ОДН (общедомовые нужды). К чему это привело? К большим проблемам в вопросе платежей, особенно в плате за электроэнергию (скрытый перенос платежей недобросовестных на добросовестных собственников помещений). В то же время сроки реализации решения об установке общедомовых и индивидуальных счетчиков несколько раз переносились, и это решение до сих пор не реализовано в полной мере.

– А к чему может привести введение социальных норм на потребление электроэнергии?

– В ближайшее время – ни к чему. Эксперимент с введением «социальных норм» (скрытое повышение тарифов) провалился, и решение по их введению заморожено.

– Что вы скажете по поводу обязательного взимания платы с населения за капремонт многоквартирных домов и создания регионального фонда для аккумулирования этих средств?

– Здесь сложнее. Потому что речь идет не просто об увеличении финансовой нагрузки на население, а еще и о состоянии самих домов. Ведь если и дальше их не ремонтировать, то последствия могут быть весьма печальные. Поэтому что-то делать все равно придется...

Теперь по сути вопроса. Создание региональных фондов капитального ремонта, очередное желание залезть в карман собственников, с программой этого ремонта до 2043 года (!?) очень похоже на создание так называемых МУДЕЗов. К чему это приведет? К тому же, что и в случае с МУДЕЗами. К такому же концу. А именно к банкротству в очень недалеком будущем и капитальному ремонту для большинства многоквартирных домов по схеме Мавроди.

«Обязательное лицензирование УК лишь усугубит коррупцию»

– Поговорим теперь о замечательной идее первых лиц нашего государства – о введении института обязательного лицензирования для управляющих компаний. Этот идея давно витает в воздухе, но именно сегодня, когда она так близка к реализации, обязательность лицензирования вдруг подверглась довольно жесткой критике в обществе. Почему?

– Государственное регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в первую очередь через лицензирование, приведет к дополнительной коррупции в сфере ЖКХ, дополнительной финансовой нагрузке на граждан и значительно усложнит и так не слишком эффективную деятельность Государственной жилищной инспекции.

– Можно конкретнее?

– Пожалуйста. Давайте проанализируем вышеназванный проект федерального закона. Читаем.

Статья 194 п. 4: «Лицензия имеет приложение с указанием адреса (адресов) многоквартирного дома (многоквартирных домов), в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению… Лицензия без приложения недействительна».

Что это означает? Да то, что сменить управляющую компанию будет сложно. То есть по существу надо получить новую лицензию или создать ТСЖ в одном многоквартирном доме. Далее.

Статья 195 п. 2: «Должностное лицо соискателя лицензии должно иметь квалификационный аттестат».

Таким образом, появляются три барьера: лицензия, приложение к лицензии (многоквартирный дом), квалификационный аттестат. А чем больше бумажных барьеров, тем больше коррупция.

Статья 196 п. 6: «Внеплановые выездные проверки лицензиата могут, в частности, проводиться на основании... поступления в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан… юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, а также требований законодательства».

Заявлений и обращений в Государственную жилищную инспекцию много (около 20 000 в 2013 году), а будет еще больше. И если сейчас инспекция просит увеличить штат на 5 человек, то реализация процедур, предложенных в проекте закона, потребует десятки новых инспекторов, а следовательно, и немалых бюджетных (наших) средств. Кроме того, через подачу ложных заявлений и обращений возможно создание условий для рейдерских захватов управления многоквартирными домами.

Статья 196 п. 8: «В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических лиц в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований, а также требований законодательства, которые должны были быть установлены органом государственного жилищного надзора в ходе проведения мероприятия лицензионного контроля, но не были установлены и... не выдавались соответствующие предписания, должностное лицо органа государственного жилищного надзора несет уголовную или административную ответственность…»

Это полный волюнтаризм. Инспекторы будут бегать по всему городу, проводить мероприятия лицензионного контроля и выдавать соответствующие предписания, чтобы не нести уголовную или административную ответственность. Должностные лица управляющих организаций будут прятаться от инспекторов, чтобы не получать предписаний. Вот такая игра в «кошки-мышки», а снег с крыш будет падать на головы граждан независимо от того, есть предписание или нет.

Статья 204 «Квалификационный аттестат» также вызывает много вопросов. Во-первых, не решены вопросы порядка проведения экзамена, перечня вопросов и требований к претенденту, количественный и качественный состав комиссии по приему экзамена. Во-вторых, одно из условий при отказе в выдаче квалификационного аттестата – это, если «на дату сдачи квалификационного экзамена прошло менее трех лет с момента аннулирования лицензии» (то есть лицензия и аттестат жестко связаны друг с другом (!), хотя аттестат «выдается на срок 3 года», а лицензия может быть ликвидировано в любой момент).

Статья 4 проекта устанавливает нереализуемые штрафы по отдельным нарушениям: от 300 000  до 500 000 рублей при уставных капиталах большинства управляющих компаний в 10 000 руб.

Статья 5 вносит в Уголовный кодекс РФ дополнительную статью 185.7, в которой перечисляются на трех страницах деяния и наказания за них, большинство из которых можно реализовать в рамках действующего законодательства. Другой вопрос, что это по каким-то причинам раньше не делалось.

– Какой же можно сделать вывод?

– Такой, что проект федерального закона сырой, и в данный момент его принимать преждевременно или совсем не нужно.

Что делать? Реализовывать действующее законодательство, но для этого нужна эффективная борьба с коррупцией и независимый суд, а это возможно только при «мощнейшей чистке и глубочайшей реформе судебной системы, всех правоохранительных органов» (Алексашин С.) и образования. Но в России это случится не тогда, когда нам об этом скажут, а когда мы сами поймем по конкретным решениям и действиям.

«Главное – неотвратимость наказания»

– Я бы по-другому сформулировал: это случится тогда, когда народ доведут до ручки. И мне кажется, этот момент не за горами. Уже сегодня в обществе ощущается радикальный настрой. В том числе и в отношении ЖКХ. Кстати, в сентябре прошлого года наш портал предложил ряд решительных мер по изменению федерального законодательстве в сфере управления жилищным фондом. Александр Эммануилович, мы хотели бы, чтобы вы их прокомментировали...

– Пожалуйста.

– Итак, на наш взгляд, за финансовый и прочий ущерб, причиненный населению, для руководителей управляющих компаний необходимо ввести обязательную личную уголовную ответственность с полной конфискацией имущества (последнее касается и их ближайших родственников).

– Да не надо изобретать велосипед. В Уголовном кодексе все уже есть. Самое главное – это неотвратимость наказания, а ее нет.

– Уставной капитал УК должен быть не менее 100 тысяч рублей в расчете на один дом. Ваше мнение?

– Это сложный вопрос, так как многоквартирные дома отличаются друг от друга по многим параметрам. Да, уставной капитал нужно повышать, но дифференцированно.
– Следующее предложение: управляющая компания должна иметь материальные и технические активы, профессиональные кадры, необходимые для обслуживания того объема жилищного фонда, на который она претендует.

– Любая управляющая компания должна иметь материальные и технические активы, профессиональные кадры, необходимые для обслуживания жилищного фонда, на который она претендует. Но есть предел объема жилищного фонда, который может обслуживать эффективно одна компания. И это тоже зависит от параметров многоквартирных домов.

Руководители УК, ТСЖ или ЖСК, а также их ближайшие родственники должны по примеру депутатов и госчиновников обнародовать ежегодные декларации о доходах и расходах в Интернете. Там же должна быть представлена вся финансовая документация этих организаций.

– Это крутое предложение. Не уверен, что оно даст ожидаемый результат. Что касается финансовой документации этих организаций, то по закону  УК, ТСЖ или ЖСК должны предоставлять ее любому собственнику помещений многоквартирного дома, в котором он проживает. За непредставление информации – штраф, и немалый. К сожалению, таких конкретных примеров пока нет.

– Платежки, выставляемые населению, а также перечень услуг, обозначенных в них, должны быть стандартными на территории всей страны. За нарушение этого пункта руководители УК, ТСЖ и ЖСК несут уголовную ответственность.

– Платежки, выставляемые населению, не могут быть стандартными на территории всей страны и даже на территории одного города по причине различных параметров многоквартирных домов и различной городской инфраструктуры. Что касается перечня услуг, то они определены постановлением правительства РФ

– Оплата любой коммунальной или жилищной услуги взимается только по факту ее предоставления. За нарушение этого пункта, а также за непредоставление той или иной услуги – отзыв лицензии, административная или уголовная ответственность.

– Предложение хорошее для оплаты коммунальных услуг по счетчикам. Что касается жилищной услуги, то это предложение вряд ли реализуемо, так как для текущего ремонта, содержания жилья и капитального ремонта нужны материальные ресурсы и оплата труда до, во время и после оказания этих услуг.


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить