10 февраля 2014 (14:24) | Елена Симонцева
С какой целью создавалась организация, что происходит в ней сейчас, насколько эффективна ее работа, ведется ли она вообще и, если да, по каким направлениям. Всем этим портал «Стройсар» поинтересовался у руководителя центра, члена Общественной палаты региона, председателя Саратовской специализированной коллегии адвокатов Нины Царевой.
– Нина Павловна, недавно вы возглавили региональное отделение национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ. С какими мыслями вы занимали этот пост, ведь сфера жилищно-коммунального хозяйства одна из наиболее «расшатанных» и предполагает огромную ответственность?
– Изначально наши центры создавались в виде проектов, как ответ на пожелание президента страны ввести общественный контроль в сфере предоставления коммунальных услуг. Предложение возглавить местный центр поступило мне из Общественной палаты Российской Федерации. Первой мыслью было отказаться, конечно, забот и так хватает. Но, подумав, я согласилась. Ответственность колоссальная, но кто-то же должен ее на себя взять?
– Расскажите о вашей организации. Сколько человек в штате? Есть ли вообще этот штат? В каких вы отношениях с властью от ЖКХ? Вы партнеры или оппоненты? Или пока рано об этом даже говорить?
– Днем рождения центра официально можно считать 23 апреля 2013 года, когда губернатор Радаев подписал соглашение о сотрудничестве с некоммерческим партнерством «ЖКХ Контроль», регламентирующим нашу деятельность. В первоначальной версии документа региональному правительству вменялось финансирование четырех ставок в центре. Потом соглашение переработали, этот пункт вычеркнули. Сейчас центр функционирует на общественных началах – штата нет, зарплаты тоже. За собой власть оставила право содействовать нам в предоставлении помещения, в освещении работы в СМИ, проведении соцопросов и пр.
В итоге мы назвали себя сотрудниками, сейчас нас 10 человек тут работает, активистов. Меня не оставляет мысль придать центру статус юридического лица, сделать его представительством некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль», но пока не удается, бюрократические проволочки.
Облправительство предоставило нам помещение, два компьютера и пару телефонов. С 6 октября у нас идет текущий ремонт. Но официально мы еще не открылись, пока не было распоряжения министра строительства и ЖКХ Тепина. Надо понимать, что деятельность нашей организации прямо зависит от организационных моментов.
Про отношения с властью… Будут результаты – сделаем выводы.
– Возвращаясь к напутствию президента о необходимости общественного контроля в сфере предоставления коммунальных услуг, мне кажется, основная масса соотечественников просто не верит в возможность влияния на ход ситуации, что сводит на нет любые усилия и власти, и общественников.
– Наша сверхзадача, вы правы, донести до людей мысль о том, что без привлечения гражданского общества и собственников жилья будет очень сложно что-то в сфере ЖКХ исправить. Мы планируем активно просвещать население, издавать справочные материалы, помогать советами. По крайней мере, на сегодняшний день еще ни один человек, обратившийся к нам за консультацией, без нее не остался.
– Что-то конкретно уже делается вами в данном направлении?
– Работа идет, несмотря на отсутствие адекватных условий. Мы провели в аграрном университете круглый стол на тему «Нужны ли нам в регионе социальные нормы?». Кроме того, мы активно участвуем в разработке законопроектов в сфере ЖКХ. В частности, проекта по лицензированию управляющих компаний.
Решено также создать рабочую группу по изданию положения об общественных жилищных инспекторах. Которые, в частности, смогут снимать показания счетчиков, наблюдать за ходом ремонтных работ, а потом делиться своими наблюдениями с представителями правоохранительных органов и госжилинспекции. По данному вопросу мы направили Юлии Абрамовой проект соглашения о сотрудничестве.
Также я выступила на заседании в областной думе, где призвала разобраться с правовым статусом АТСЖ Ленинского района, которую возглавляет Городополов. Этот «монстр» от ЖКХ прихватил себе 360 домов, и законность некоторых его действий вызывает сомнения. На официальный запрос о нем мне, кстати, уже пришел ответ.
Кроме того, специалистами Фонда содействия реформированию ЖКХ после выездной проверки в нашей области выявлен ряд недобросовестных УК, которые отчитываясь за проделанный капитальный ремонт жилья, на деле его даже не начинали. В этой ситуации тоже нужно разбираться.
– Если все так печально, почему же на заре реформирования системы преобладало мнение, что частный бизнес, придя в ЖКХ, непременно оздоровит его?
– Бизнес оздоровил бы ситуацию только в одном случае, если бы в сферу ЖКХ обязали привлекать частный капитал. По факту же получилось, что нынешние управленцы от ЖКХ только лишь собирают мзду с населения. Особо ответственные из них средства распределяют правильно. Но безответственных больше. И за ними нужно наблюдать, контролировать их, имея на это все юридические полномочия.
– В каком еще случае, кроме привлечения частного капитала, система ЖКХ будет эффективно работать в интересах населения?
– Эффективно она будет работать, когда собственники жилья и потребители услуг начнут интересоваться своими правами, когда они преодолеют пассивность и пессимизм. Это прозвучит странно, но львиная доля собственников жилья просто не знает о том, что только они могут повлиять на состояние и качество работы УК, ЖСК, ТСЖ.
На практике как? Пришла квитанция на оплату услуг, кто-то заплатил молча, кто-то возмутился, но все равно заплатил, кто-то не заплатил вовсе. И бороться с этим бардаком нужно сообща и долго, к сожалению.
– Ваше отношение к последним инициативам нашей власти в сфере ЖКХ: введение обязательной платы для населения по капремонту многоквартирных домов, введение соцнорм на потребление электричества, создание института лицензирования для УК?
– Наш регион категорически не готов к введению социальных норм на услуги ЖКХ, это мы обсуждали на круглом столе. Для того чтобы система социальных норм работала, нужно сначала наладить бесперебойные поставки качественных услуг. О чем можно говорить, когда сотни человек в области живут без централизованного водопровода, когда есть перебои с электроэнергией? Что касается платы за потенциальный капитальный ремонт – она имеет место быть, но расходование средств, собранных на эти цели, должно быть под контролем. Иначе получится как всегда: деньги собрали, а куда они утекли – не понятно.
Обязательное лицензирование управляющих компаний нужно, мы «за». На момент, когда я впервые ознакомилась с данным законопроектом, замечаний и предложений не возникло, сейчас же отчетливо вижу, что общественное вмешательство необходимо и в эту процедуру. В этой связи мы предложили проводить в Саратовской области некую предварительную аттестацию УК, еще до их лицензирования. Координацией процесса займется наш центр, в комиссию войдут общественники.
– Неплохо было бы дополнить данный законопроект введением личной уголовной ответственности с полной конфискацией имущества для руководителей управляющих компаний за финансовый и прочий ущерб, причиненный населению. Или это лишнее?
– Нет, не лишнее. Должны быть реальные рычаги воздействия на людей, которые ничего и никого не боятся. Я считаю, только жесткие меры могут прекратить беспорядки в сфере ЖКХ.
– Так как же свести воедино административный, экономический ресурс, интересы жителей, управляющих компаний, их права и обязанности, выстроить в эффективно работающую систему?
– К сожалению, на данном этапе это невозможно. Предстоит очень много работы.