25 марта 2014 (14:06) | Дмитрий Богатырёв

Ремонт моста Саратов – Энгельс. Как мы будем жить?

Версия власти
Ремонт моста Саратов – Энгельс. Как мы будем жить?

И все-таки это решили сделать. С 15 апреля знаменитый старый автодорожный мост Саратов – Энгельс закрывают на ремонт. Этого события мы ждали десять лет. Ждали с надеждой и одновременно со страхом. Десять лет нас кормили обещаниями сделать капремонт в самое ближайшее время. Но на деле максимум, на что решалась власть, – это латание дыр и косметическое обновление сооружения. Причины этой нерешительности назывались разные, но в основном все сводилось к дефициту финансов. И потому, когда в прошлом году губернатор Радаев твердо заявил, что капремонт возможен только при условии выделения львиной части средств из федерального бюджета, стало ясно: о закрытии моста в ближайшие годы можно забыть. Хотя бы потому, что Москва нам ничего не обещает. И вдруг как гром среди ясного неба: ремонтировать будем в этом году и исключительно на деньги областного бюджета…

Что же случилось с руководством губернии, откуда столько смелости, стремительности действий? Откуда вдруг взялась в остродефицитном и страшно закредитованном областном бюджете столь внушительная сумма (около полумиллиарда рублей)? Какие именно работы собираются провести на мосту в этом году? Как будет решена транспортная проблема на время ремонта? На эти и многие другие острейшие и волнующие граждан вопросы в конце прошлой недели на пресс-конференции ответил председатель областного комитета дорожного хозяйства Николай Чуриков. Вот эти ответы.

О причинах решимости проведения капремонта

– Почему это было сделано? Еще в прошлом году губернатор дал поручение полностью обследовать мост и представить заключение, потерпит мост еще или он нуждается в немедленном ремонте. Поэтому мы провели обследование, и результаты показали – ремонт необходим. Они не говорят о том, что уже завтра мост упадет, но если его в этом году сделать, то, образно говоря, он простоит еще 18-20 лет, если не делать – 12 лет, если еще 2 года не делать – 8 лет. Эти результаты были доведены до губернатора, и он, даже с учетом сложного бюджета региона, принял решение о проведении ремонта. Но думаю, что он руководствовался не только этим заключением. Все мы прекрасно видим, какое недовольство высказывают люди состоянием моста, его проезжей части.

Откуда взялись деньги?

– Этот ремонт будет проведен исключительно на средства областного бюджета (это 461 миллион рублей). Из федерального центра мы ничего не получили. И тем не менее, несмотря на очень трудный бюджет текущего года, было принято решение о начале ремонта. Откуда взялись такие деньги? Дело в том, что в этом году мы сконцентрировали на мосту все средства дорожного фонда, которые обычно тратятся на капремонт старых и строительство новых дорог. То есть в 2014-м мы будем вести только ямочный ремонт.

Что предполагается сделать на мосту в этом году?

– У нас остался небольшой (метров 300) кусочек по левой от Саратова стороне моста, где нужно заменить перильные ограждения и тротуары. Эти работы уже ведутся. Как только с этим заканчиваем, переходим на ездовое полотно. Там, во-первых, предстоит замена всех деформационных швов (это те металлические конструкции, которые находятся между пролетными строениями, они нужны для того, чтобы в период перепада температур конструкции не сломались при сужении или расширении). Во-вторых, мы снимаем все асфальтобетонное дорожное покрытие и всю старую гидроизоляцию. Вплоть до монолитной железобетонной плиты. Затем вскрываем бетон до тросов, которые, собственно, и держат конструкции моста,  смотрим, в каком они состоянии. В принципе то предварительное обследование, которое мы уже проводили, показало, что разрывов тросов и, следовательно, отклонений по прогибам моста нет. Но наглядно окончательно мы в этом убедимся, только когда вскроем железобетонную плиту. И если убеждаемся, что все нормально, то приступаем к ремонту ездового полотна. А именно делаем новую гидроизоляцию, чтобы вода с моста не переходила на железобетонные конструкции и не разрушала бы их. И поверх новой гидроизоляции будет положен новый слой асфальтобетона. Этими работами мы приостанавливаем дальнейшее разрушение моста, продлеваем срок его службы и улучшаем техническое состояние.

Как будет организовано транспортное сообщение?

– С 15 апреля мы ограничиваем транспортное движение по мосту. По нему будет проходить только общественный транспорт (автобусы) и автомобили аварийно-спасательных служб. Они будут передвигаться через аппарели (временные металлические эстакады). Автобусы будут работать в штатном режиме. Но если мы увидим, что пассажиров стало больше (за счет владельцев транспортных средств, которые не пожелают передвигаться через Пристанский мост), то добавляем количество автобусов: такая техническая возможность есть. Регулировщики будут стоять по обе стороны моста и регулировать в режиме онлайн движение автобусов. Также организуем их реверсивное движение, когда сначала проходит транспорт с одной стороны моста, затем – с другой. Я думаю, для тех, кто передвигается на общественном транспорте, проблем вообще никаких не будет. Даже лучше покажется. Что касается остального транспорта, то он будет передвигаться через Пристанский мост.

Уже проведена работа по организации движения. В городах на всех дорогах будут установлены информационные щиты, которые подскажут автомобилистам возможные пути объезда. Да, поначалу будет трудно, пока люди не поймут, например, что чем стоять в пробке в Усть-Курдюме, лучше по Ленинскому району выехать за город на объездную. Но надеюсь, что потом это все наладится.

Насколько безопасно передвижение транспорта через аппарели (эстакады)?

– Передвижение транспорта через аппарели абсолютно неопасно. Мы просто вынем старые деформационные швы, и там появятся, грубо говоря, дыры. Вот над ними и будут установлены аппарели. Они запроектированы под тот тип автобусов, которые будут двигаться (то есть под те же самые, что возят пассажиров сейчас). Опасно это или нет? Ну вот скажите, опасно переехать бугорок на дороге? Конечно, нет. Вот это то же самое.

Будут ли ходить через мост ночью дежурные автобусы?

– Здесь препятствий никаких нет, но это, наверно, невыгодно для самих транспортников. В любом случае окончательное решение за ними.

Будет ли разрешено движение через мост для такси и автомобилей со спецпропусками?

– Повторяю, мост будет открыт на время ремонта только для автобусов и для автомобилей аварийно-спасательных служб. Моя позиция такая: чтобы никаких пропусков и т. д. не было. Если мы начнем какие-то пропуска выдавать – для правительства, для силовиков, еще для кого-то, то могут возникнуть серьезные трудности. Нельзя во время такого ремонта лишний раз, без необходимости нагружать мост. Так что, если сотрудник ФСБ едет, скажем, в гости к теще в Энгельс, то он должен передвигаться по Пристанскому мосту, а вот если он едет на спецоперацию на спецмашине с мигалкой, то тогда по старому.

Кто будет регулировать движение по мосту?

–  Регулировать движение пассажирского транспорта будут представители транспортного комитета. А кому можно ехать, а кому нельзя, будут отслеживать работники ГАИ.

Будет ли разрешено движение по мосту для пешеходов и велосипедистов?

– К началу пляжного сезона тротуары по обеим сторонам моста будут готовы, по ним можно будет беспрепятственно передвигаться и велосипедистам, и пешеходам. А в местах проведения работ установят специальные ограждения.

Относительно возможности речных пассажирских перевозок между Саратовом и Энгельсом

– Насколько я понимаю ситуацию, потребности в речных перевозках не будет. То есть человеку сначала нужно будет приехать на берег, дойти до пристани и т. д. Думаю, это не очень удобно. К тому же любое плавсредство движется медленнее автобуса. Но вариант с теплоходами прорабатывается транспортным комитетом как запасной.

Когда будет закончен ремонт моста?

– Нормативный срок ремонта – до 1 ноября. Но перед подрядчиками поставлена задача, чтобы максимально сократить сроки ремонта. Мы сейчас разрабатываем графики круглосуточного проведения работ. За просрочку для генподрядчика (ОАО «Волгомост») предусмотрены серьезные штрафные санкции. Поэтому ему невыгодно будет что-то задерживать. Хотя я думаю, что мы не только уложимся до 1 ноября, но и сократим этот срок на месяц-полтора.

Это что касается нынешнего года. В следующем году останется провести еще ряд работ, которые не требуют срочного выполнения и ограничения движения транспорта. Но основной комплекс будет сделан в этом году. Общая стоимость работ за два года – 552 миллиона рублей. Еще 120 миллионов было освоено в прошлом году. Итого, 672 миллиона рублей.

Возможно ли непредсказуемое «поведение» моста во время ремонта?

– У меня нет опасений, что при вскрытии дорожного полотна мост поведет себя непредсказуемо. Такая уверенность у меня возникла после прошлогоднего обследования. Кстати, в прошлом году мы уже обследовали подводную часть. Там вопросов в принципе нет.

Будет ли в этом году работать саратовский городской пляж?

– На работе пляжа «Городские пески» ремонт никак не скажется. Он будет работать в обычном режиме.

Насколько качественные и современные материалы будут использованы при ремонте моста?

– Ну, давайте сравним. Что собой представляет старая гидроизоляция? Это когда на литое железобетонное основание наносили слой битума, затем все это стелили мешковиной и еще раз промазывали слоем битума. На сегодняшний день существует специальный материал для гидроизоляции мостов, который мы и намерены применить. Если старая гидроизоляция могла пропускать в каких-то местах воду, то новая на 100 процентов исключает протечки.

По дорожному покрытию. Если раньше оно было из обыкновенного асфальтобетона, то сегодня это щебеночно-мастичный асфальт (как на Московской). Этот тип материала и достаточно прочный, и эластичный, и устойчив к деформации.

Что будет с саратовским мостом через двадцать лет?   

– Через двадцать лет заново ремонтировать его, как сейчас, будет бессмысленно. Нужно будет либо делать его полную реконструкцию, либо… Могут ли снести мост? Все возможно. В этой жизни ничего вечного нет. Но это необязательно. Если несущая способность будет позволять, то можно  сделать там пешеходную зону… Нужно ли будет реконструировать мост через двадцать лет? Я считаю, что более целесообразным было бы строительство нового моста. Ведь машин с каждым годом все больше. Возможно, новый мост будет платный на срок окупаемости проекта (20 лет).

От редакции. Ну что же, до начала эпохального ремонта осталось всего три недели. Вопросы заданы, ответы получены. Насколько оправдаются прогнозы и обещания наших властей, покажет самое ближайшее время.


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить