29 апреля 2021 (16:21) | Елена Налимова
Тема развития в Саратове проката электросамокатов началась со скандала. В соцсетях возник вопрос об адекватности размещения стационарной стоянки электротранспорта на исторической площади Саратова, вблизи сада «Липки» и памятника писателю Чернышевскому. Все эти объекты, согласно законодательству, имеют зоны охраны, как исторические памятника города.
Редактор ИА Стройсар задала вопросы руководителю профильного управления областного правительства.
- Владимир Валерьевич, вчера, 28 апреля на брифинге Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Саратовской области вы отвечали на один из вопросов, который задала я, журналист Елена Налимова. Вопрос касался размещения стоянки электросамокатов на площади Чернышевского. После вашего ответа у меня возникли дополнительные вопросы.
- Да, я помню. Какие вопросы?
- Вы говорили о том, что ажиотаж, поднятый вокруг этой темы, вам не понятен и что вы подозреваете здесь интерес неких конкурирующих структур.
- Я сказал не так, давайте будем точными. Я сказал, что мне кажется, это чьи-то взаимоотношения, кто-то выясняет отношения друг с другом, я не знаю кто это, мне абсолютно все равно, это не моя тема и не тема сохранения памятников.
Это просто мои личные ощущения по поводу того, что, как мне кажется, на пустом месте пытаются использовать тему памятников. Там тему-то другую надо использовать. Скорее всего, администрация муниципального образования должна руководить такими процессами, когда в городе открываются коммерческие точки. И это, наверное, сопровождается какими-то разрешительными документами. Вот там надо это искать, а вовсе не связывать с объектами культурного наследия.
- Я хочу объяснить вам, кто поднял эту тему. Вы засомневались – я отвечаю: эту тему подняла я. У меня нет никаких коммерческих интересов в области проката самокатов. И я рада, если в Саратове будут новые развлечения для горожан. Единственное, что меня удивляет – почему они размещены на исторической площади Саратова? Вот поэтому возникла привязка к памятнику.
Я шла по исторической площади им. Чернышевского и обратила внимание, что этот объект – стоянка электросамокатов - находится буквально на самой площади. С видом на консерваторию, на памятник. То есть, он находится не на ул. Волжской, и не на проспекте Кирова, как вы сказали – в этом месте он еще не начинается, я специально проверила.
- Я этого не говорил, я сказал, что он находится на пешеходной зоне.
- Нет, стоянка находится четко на площади Чернышевского.
- Понятно. Вот смотрите. У нас часто бывает подмена понятий. Вы профессионал в своей области, а мы профессионалы в своей. Ко мне часто обращаются, потому что люди говорят «историческое здание» и воспринимают это определение, как объект культурного наследия. А я пытаюсь объяснить, что ОКН – это юридический термин. Не все старые здания могут быть объектами ОКН. И я думаю, что в данном случае такой резонанс из-за памятника возник в связи с тем, что люди читают и думают – как там было написано в соцсетях, - «давайте еще на нос повесим Чернышевскому» - что это именно памятник, что застроили его территорию. Но там же просто какая-то желтая штука, которая переносится – метр ближе, метр дальше.
- Штука, о который мы с вами сейчас говорим, не переносится. Она вмонтирована стационарно в асфальт. А желтая – это другое, это стоянка велосипедов.
- Я про желтую говорю. Там есть желтая и есть стационарная. Так вот, если мы говорим о площади и размещении на площади, на которой стоят памятник Чернышевскому, рядом находится храм иконы «Утоли моя печали», Саратовская консерватория, архиерейское подворье – это один вопрос. Но то, что на этой площади размещены объекты торговли – это самому памятнику никак не вредит.
Другой вопрос - моральный, нужно ли в таких местах что-то размещать.
- Подождите, а почему вы говорите о морали если в Постановлении областного правительства четко указано, что в этой зоне запрещена любая хозяйственная деятельность?
- В каком постановлении?
- В Постановлении Правительства Саратовской области от 9 августа 2002 года №70-П. В нем указано, цитирую: «охранная зона - от точки пересечения условной линии в створе западной ограды сада «Липки» (от основного входа) и осевой линии дороги ул. Волжской по оси этой дороги. Далее по осевой линии дороги ул. Радищева до пересечения с условной линией в створе ограды северной стороны стадиона «Динамо»».
Обратите внимание – от осевой линии улицы Волжской. Описано пространство, в которое полностью входит площадь Чернышевского. И то место, где размещена стоянка самокатов.
В документе написано, что здесь запрещен любой вид хозяйственной деятельности. Прокат электросамокатов – это хозяйственная деятельность. Как вы это прокомментируете?
- У вас есть определение хозяйственной деятельности?
- Конечно. Процитировать вам? Вот оно: «Хозяйственная деятельность — это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и / или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и / или через свои обособленные подразделения».
Прокат самокатов даже по ОКВЭД имеет четкий код. ОКВЭД – это утвержденные виды экономической деятельности в РФ.
- Я повторюсь – разрешения на такую деятельность выдаю не я.
- Я понимаю. Но документ, который я цитирую, относится к зоне охраны объекта культурного наследия. Это ваша зона ответственности.
- Вы описание границ охраны памятника как-то на месте определяли?
- Я прочитала в документе: осевая линия улиц Волжской. Осевая – это центральная. Найти определение понятия «осевая»? Осевая - это линия, проходящая в середине улицы.
Стоянка самокатов находится радом с розарием. Этот розарий – примерно в 20 метрах от осевой линии улицы Волжской. То есть, внутри площади Чернышевского. А вся площадь определена, как зона охраны. Поэтому и возник вопрос к вам.
Конечно, отдельный запрос в мэрию я отправила – о разрешительных документах, о законности размещения, и о его условиях. Я согласна, это вопрос мэрии.
Но я сейчас касаюсь только вашего вопроса – охранная зона, границы которой определены Постановлением правительства 2002 года.
- Ну мы тогда разберемся с тем, что там находится.
- Знаете, я посмотрела историю этой площади. Она сформировалась еще до революции. Сначала она называлась Соборной, там стоял памятник Александру Второму, потом она называлась площадью им. Кирова, потом в 1953 году, там появился памятник Чернышевскому и сложился ее архитектурный облик, который мы знаем сейчас. На 400-летие Саратова там появилась еще панорама города. И все, больше ничего. Памятник, два розария и панорама.
И только при нас с вами, в нашем поколении возник еще один объект – стоянка электросамокатов или как его называют «кикшеринг».
Мы хотим именно этим войти в историю?
- Я не знаю, кто хочет войти в историю прокатом самокатов… И не знаю, они его поставили, возможно, только на летний период. Зимой-то кому нужны самокаты?
- Но стоянка вмонтирована в асфальт.
- Я этого не знаю, я его не разбирал.
- Я видела, как ее монтировали, сделала фото.
- Хорошо, может, как монтировали, так и снимут. Поэтому запрос такой мы в администрацию города обязательно сделаем. Если прокат самокатов находится необоснованно, разберемся
. Меня лично больше интересует, что мэрия ларьки ставит, которые загораживают объекты культурного наследия.
- Я с вами абсолютно согласна. Но есть ракурсы площади Чернышевского, которые часто встречаются на фото туристов – с видом на розарий и консерваторию, которые теперь искажены видом стоянки самокатов. Я не скажу, что она закрывает весь вид, но она вторгается в этот исторический облик. Теперь там торчит вот такой новый объект.
- Это хорошо, что у нас есть такие неравнодушные граждане. Значит будем эту ситуацию поправлять.
- Мне, как неравнодушному гражданину и журналисту, кажется, что пространства там много. И можно разметить стоянку так, что она не будет вторгаться в исторический контекст площади и мешать пешеходам.
- Вот здесь я с вами согласен на сто процентов. Можно было сделать чуть ближе к парку «Липки». Но тут надо с городом поработать. Ситуация понятная. Мы с ларьками боремся, попробуем с администрацией и по поводу этой стоянки поговорить. Посмотрим, что нам скажут. Я думаю, найдут они место, где ее сделать.
- А вторую стоянку хотят разместить на площади Кирова, у цирка. Вы знаете об этом? Об этом писали в СМИ.
- Я не все отслеживаю, к сожалению. Если там что-то будет, мы напишем в администрацию соответствующее обращение, чтобы они проверили эти факты. Так же, как мы обращаемся по ларькам. Не всегда они отслеживают наши постановления, которые принимает правительство, поэтому нам приходится писать дополнительные уведомления о том, что что-то нарушается. В том числе, с вашей помощью.
- Спасибо! Вы же согласны со мной, что архитектурный облик площади Кирова сформировался и там тоже есть охранные зоны памятников, а новые объекты будут вызывать вопросы – и с точки зрения закона, и с точки зрения эстетики?
- Я с вами согласен, я вам даже больше скажу. Эти вопросы должны регулироваться не только, когда что-то запрещено. К сожалению, пока не у всех исторических объектов утверждены зоны охраны. Многие вещи должны оцениваться с точки зрения морали и эстетики. Этого, к сожалению, часто не происходит.