18 июня 2014 (15:58) | Мадина Магамедова
Проблемы сохранения и реабилитации исторической застройки, создания правил проектирования и строительства с каждым днем становятся актуальнее, признали федеральные власти. В настоящее время в кулуарах правительства РФ разрабатывается законопроект о поддержке и развитии гармоничного архитектурного облика российских городов.
Стоит ли ждать возрождения исторического образа Саратова и будет ли развиваться местное градостроительство в этом контексте, выясняло ИА «Стройсар».
Архитектура, как искусство в массы
«Архитектура – это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно», – сказал когда-то известный архитектор Луис Генри Салливан. И никто не посмеет оспорить утверждение, что облик города, как первая доступная большинству современных людей окружающая среда, отчасти формирует и самого человека.
Дом книги – центральный книжный магазин Саратова, построенный в 1937 году по проекту саратовских архитекторов В. В. Дыбова и Д. В. Карпова. По сей день считается лучшим архитектурным произведением советского периода.
В мае этого года на официальном сайте президента РФ был опубликован проект «Основ государственной культурной политики», подготовленный рабочей группой во главе с руководителем Администрации президента Сергеем Ивановым и находящийся на стадии общественного обсуждения. Ни цифр, ни конкретных планов относительно определенных объектов в законопроекте пока не уточняется. Среди расплывчатых формулировок явно прослеживается одно – он подразумевает поддержку «архитектурного творчества для восстановления статуса архитектуры как искусства».
«Государственная культурная политика призвана вернуть понимание того, что формирование эстетически развитой, творческой личности в антиэстетической архитектурной среде, в окружении агрессивной и лишенной даже минимальной эстетической ценности рекламы, в безликих или безвкусных интерьерах общественных пространств невозможно», - также многозначительно отмечается в тексте документа.
А это может означать, что государство наконец-то обратило внимание на прогрессирующую архитектурную безликость русских городов со всеми вытекающими последствиями.
Дома «на показ»
Саратовская архитектура довольно разнообразна и формировалась в течение 300 лет. В нашем городе есть здания, построенные в разных стилях: барокко, классицизм, модерн. С Саратовом связано много имен выдающихся архитекторов и меценатов, вкладывавших средства в строительство объектов.
Стоит вспомнить и такое позабытое явление, как «показательные» дома - объекты, когда-то служившие застройщикам ориентиром, примером стиля, этажности, оформления, цвета.
И.Я. Славин (12 января 1851 – 24 июня 1930), саратовский адвокат и общественный деятель, гласный городской думы. Среди заслуг Славина –- открытие в городе художественного музея им. Радищева в 1885 году, строительство городской больницы в 1890-м и родильного дома в 1905 году, 2-й мужской гимназии в 1897-м, консерватории, университета в 1909-м, Высших сельскохозяйственных курсов в 1913-м и Учительского института в 1914 году.
«Что, по сути, есть показательные дома? Это всего лишь название, которое кто-то придумал намного позже появления самого явления. В России никогда не строили архитектурные объекты, которые намеренно служили бы другим строителями образцом и примером для подражания. Люди просто строили, вкладывая в камень и дерево душу, красоту и эстетику, они строили для потомков, на долгие времена, вот и все. А кто-то потом придумал понятие «показательных домов», которое является относительным, то есть никто не строил для примера. Показателями они являются лишь для тех, кто ставит в пример или берет этот пример (и чаще всего, не те, кто чертил и строил). Другое дело – понятие «типовое строительство», которое появилось при Петре I, но и их нельзя считать примерами. Царь просто решил, что для низших и средних слоев населения необходимо возводить специальные кварталы, тем самым сэкономив деньги, обезопасив город от пожара и обеспечив людей дешевым жильем.
И уже через несколько лет по его же указу были разработаны типовые городские застройки. Предназначенные для всех слоев населения. Потом такое направление стало развиваться при Екатерине. Причем типовые дома служили не столько примером, сколько обязанностью следовать правилам застройки. Например, по инициативе Петра были введены красные линии, по которым нужно было соблюдать правила планировок и строек домов (не выше двух или трёх этажей). Но это были самые необходимые правила, а все остальное воспринималось примером строительства не в буквальном, а в контекстном плане. Тот же условный контекст касается и образцовых, показательных домов. При СССР эти понятия уже выветрились. В Саратове можно назвать показательным Дом книги - это действительно хороший образец, но его строили таким не с целью примера для архитекторов», – рассказал экс-председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрация города Саратова Владимир Вирич.
Дом Д.В. Карпова – жилой пятиэтажный дом, находящийся на перекрёстке улиц Горького и Кутякова, построенный в 1940-е годы по проекту саратовского архитектора Д.В. Карпова.
«Образ Саратова, как старинного богатого купеческого города, составляли здания постройки 19 и начала 20 века. Прежде всего, это особняки известных купцов и известных деятелей, которые и по сей день радуют глаз горожан и туристов в центральных районах города. Например, могу выделить дом Скворцова, так называемый дом со сфинксом на пересечении Некрасова и Григорьева. Дом и сегодня остается жилым, правда перенес некоторую реконструкцию в виде пристройки, но выглядит она вполне гармоничной и уместной. Дом Бореля, ныне Волжский ЗАГС, тоже претерпел ремонт и реставрацию, когда ему сменили цвет фасадов. На ул. Московской мы можем наблюдать дома по питерскому проекту в стиле классицизма», -– отметил саратовский архитектор и дизайнер Дмитрий Назаров.
Ищите…деньги
Согласно статистике, 74% жителей России проживает в городах. Порядка 108 млн. человек ежедневно видят, как рушатся старые здания, а на их месте воздвигаются новые – типовые. Помните закадровый монолог из культового советского кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром»? Где звучали такие слова: «До какой нелепости доходили наши предки? Они мучились над каждым архитектурным проектом!..». Современные застройщики в большинстве своем не озабочены такими мелочами, и, если ситуация не изменится, то последующим поколениям саратовцев останется лишь щёлкать «семки в кепках».
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, в январе-марте 2014 г. в Саратове построен 681 жилой дом общей площадью 120,6 тыс.кв.метров, ни один из которых не имеет архитектурной ценности и едва ли хотя бы треть выделяется из общей массы жилых новостроек.
«Собственно, чего-то масштабного за последнее десятилетие в нашем городе построено и не было. А жилые дома, которыми сейчас застраивают весь центр – один и тот же набор каких-то элементов. Их перетасовали – один проект готов, потом смешали заново, переставили местами – другой проект, третий... Есть перетасовка, но нет архитектуры. А ведь деньги у людей есть, можно же вложить чуть больше и построить то, что хоть немного приближено к исторической достоверности, красоте», – поделился мнением председатель регионального Союза фотохудожников Геннадий Савкин.
«Почему у нас все больше появляется безликих зданий? Дело в финансировании. Раньше было как: есть определенный бюджет, по которому можно было построить либо 5 неприметных объектов, либо 2 красивых. Тогда предпочитали второй вариант. Именно так и появились Дом книги и дом Д.В. Карпова. Но дело в том, что это было по заказу государственному. Сейчас же основное число застройщиков – частники, им не до красоты»,–- отметил Владимир Вирич.
Тоже касается и общественных зданий. Ярким примером является новый ТЮЗ им. Киселева, который проектировали 7 раз, строили четверть века, а в результате в центре Саратова появилась огромная стеклянная коробка, даже на взгляд дилетанта не вписывающаяся в исторический архитектурный облик.
«Сегодняшним строителям важнее побольше построить и побыстрее продать, а на всякие завитушки времени, денег и желания нет. У меня недавно был наглядный пример: пришел застройщик, сказал: нужен красивый дом. Мы рисуем ему дом с витражами, колоннами, различной лепниной, чертеж в стиле русского классицизма, одним словом. Застройщик в восторге, но как только доходит до дела, он все это убирает. Потому что для всего этого требуется время и квалифицированные рабочие, чьи услуги влетают в копеечку», – продолжил Владимир Вирич.
Что имеем, возможно, сохраним…
Соблюдение необходимых правил застройки – еще один подводный камень при сохранении архитектурного единства. По мнению экспертов, сегодня в Саратове не соблюдаются нормы этажности зданий, часто нарушаются красные линии. И, конечно же, отсутствует комплексное проектирование, что, по мнению экспертов, является едва ли не главной проблемой местной городской застройки.
Д.В. Карпов – известный саратовский архитектор, общественный деятель. Автор множества проектов общественных и жилых зданий, такихх как кинотеатр «Темп», корпуса погранучилища (ныне Высшего военного училища МВД им. Ф.Э. Дзержинского) и танкового (ныне училища ракетных войск им. Лизюкова), угловые жилые дома на ул. Советской и М. Горького, Рабочей и Яр. Галана, Радищева и пл. Коммунарной, Чапаева и пл. Кирова, Большой Казачьей,43, Московской,32, учебные корпуса и общежития зооветеринарного института. Он же оформлял фасады главного корпуса СГТУ.
«Конечно, проектировщик, застройщик, а больше всего надзорные и разрешительные органы должны соблюдать и этажность, и цветовую гамму и стилистику того района, где будет новое строительство. Существует много зданий в плачевном состоянии, но проблема современной архитектуры в другом: появляются очаги точечной застройки в ущерб проектированию кварталами, и, порой, даже строя стеной к стене, разные застройщики создают абсолютно разные здания и по назначению, и по этажности, и стилистике! Каждый хочет урвать как можно больше прибыли от вложенных в кусочек земли в центре города средств. Так и получается архитектурная солянка», – отметил Дмитрий Назаров.
Начальник отдела охраны объектов комитета по охране культурного наследия Саратовской области Евгений Шамьюнов признался, что исторический центр Саратова изуродован, и никакого восстановления или замены старого достойным новым не наблюдается. Сохранить бы в достойном виде имеющееся…
«Центр отображен на генеральном плане, но при строительстве новых современных зданий, объекты культурного наследия теряются, зачастую выводятся из списков объектов культурного наследия. В Саратове есть удачные примеры архитектуры. Но все они – из прошлого, а из современных назвать затрудняюсь», – отметил он.
Оно и понятно, культивация городского облика – дело непростое и затратное… Но возможное, и примеры этому есть уже сейчас.
«В последнее время в городе появляются здания, стилистически вписывающиеся в среду, где они строятся. Например, здание на пересечении ул. Мичурина и Чапаева, также на ул. Вольской и Челюскинцев. Много споров было по поводу свечки на Предмостовой площади, но я в ней не вижу ничего плохого, просто для нашего города это первое здание такой этажности, оно выбивается на фоне других. Когда едешь из Энгельса по мосту, она выглядит акцентом на фоне скучных кирпичных девятиэтажек. Мы живем в 21 веке, и такие здания имеют место быть, но опять же это должна быть не точечная застройка, а комплексное проектирование», – резюмировал Дмитрий Назаров.
Очевидно, что намерения федеральной власти «восстановить статус архитектуры как искусства» при городской застройке востребованы временем, ожидаемо, что на реализацию амбициозных планов уйдут десятилетия, и понятно, что начинать «работу над ошибками» нужно уже сейчас.
Когда на наших глазах продолжает разрушаться архитектурное наследие Саратова, когда фасады исторических зданий коммерсанты рьяно «облагораживают» безвкусными рекламными вывесками, когда вандалы уродуют стены памятников дикими граффити.
Но это уже совсем другая история…
Фото Валентина Васина.