25 сентября 2013 (11:05) | Алиса Панфилова
Военный городок Вольск-18 или Шиханы-2 в народе давно окрестили городом химиков. Начиная с 30-х годов прошлого столетия, здесь проходила большая часть советско-германских аэрохимических испытаний. Проверяли методы по применению отравляющих веществ в артиллерии и авиации. С тех пор многое изменилось. Серьезные перемены произошли в 2010 году, когда жилищный фонд, принадлежащий Министерству обороны РФ, во всех регионах страны передали на обслуживание управляющей компании ОАО «Славянка». Именно тогда жители многоэтажек сами стали невольными участниками эксперимента по выживанию в экстремальных коммунальных условиях.
Пожалуй, еще ни одной обслуживающей компании в России не удалось достигнуть уровня ОАО «Славянка». До недавнего времени малоизвестное предприятие, занимающееся гостиничным бизнесом в интересах Вооруженных сил, сменило род своей деятельности, заменив все квартирно-эксплуатационные части. Это произошло в 2009 году, когда был подписан приказ об учреждении акционерного общества. Так, в распоряжении ОАО «Славянка» – дочерней компании «Оборонсервиса» – оказались многоэтажные дома 500 военных населенных пунктов с обслуживаемой площадью около 63 000 000 кв. метров. Следует, однако, понимать, что цифры достаточно внушительные для одной управляющей компании. Между тем, по сведениям «Новой газеты», только за период 2011 года, годовая выручка УК составила без малого «десятки миллиардов рублей». По сравнению с остальными субхолдингами «Оборонсервиса», это достаточно высокий показатель.
О своей же деятельности УК-монополист на своем сайте пишет следующее: «В задачи входит обеспечение надежной и безопасной эксплуатации и содержание специализированных общежитий и жилого фонда Минобороны России». Далее говорится, что «специалисты компании проводят мониторинг и анализ состояния жилого фонда, использования имущества, а также делают заключения о необходимости проведения реконструкции, модернизации и капитального ремонта подконтрольных объектов». Но совсем иную картину наблюдают жители домов, которые якобы обслуживает УК. Впрочем, немало интересного могут поведать и многочисленные уголовные дела, возбужденные в отношении компании. Одним из последних громких скандалов стал арест гендиректора УК. 18 июня 2013 года Главным военным следственным управлением СКР в отношении экс-гендиректора «Славянки» Александра Елькина возбуждено уголовное дело по статье «Коммерческий подкуп». По данным следствия, он присвоил 118 миллионов рублей, которые получил в виде отката от подконтрольных фирм.
Мы попытались проникнуть на территорию охраняемого объекта, чтобы выяснить, как на самом деле «Славянка» обслуживает военный городок Саратовской области.
Посторонним вход заказан
Поселок Вольск-18 находится в 120 километрах от Саратова и в двух километрах от ЗАТО Шиханы. Здесь размещаются бригады РХБЗ (радиационной, химической, биологической защиты), полк засечки и разведки ядерных взрывов, 33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт МО РФ. В целом, судя по скудной информации в Интернете, инфраструктура городка развита неплохо. Здесь есть два кафе, шесть продовольственных магазинов и даже торговый центр «Магнит», что также говорит о высоком уровне жизни местного населения. Что немаловажно, есть два детских сада и школа № 24 МО РФ. По словам местных, несколько лет назад в учебном заведении решили провести капитальный ремонт. Тогда строители успели разобрать полы и внутренние перегородки, но на этом и остановились, так как прекратилось финансирование проекта. Сейчас около 500 учеников ютятся в школьной пристройке…
Впрочем, немало интересного могут поведать и многочисленные уголовные дела, возбужденные в отношении компании. Одним из последних громких скандалов стал арест гендиректора УК. 18 июня 2013 года Главным военным следственным управлением СКР в отношении экс-гендиректора «Славянки» Александра Елькина возбуждено уголовное дело по статье «Коммерческий подкуп». По данным следствия, он присвоил 118 миллионов рублей, которые получил в виде отката от подконтрольных фирм.
Несмотря на то что объект рассекречен, для того чтобы попасть на его территорию необходимо иметь специальный пропуск. Он есть у военных и местных жителей, в сопровождении которых можно пересечь два командно-пропускных пункта. В остальных случаях – вход воспрещен. Первое КПП в Шиханах. На этом пункте контролеры интересуются всеми деталями и подробностями нашего визита: куда направляемся, номер дома, квартиры и фамилию того, кто нас ждет, цель приезда и т.д. У водителя проверяют документы и пропускают дальше. На втором КПП, расположенном за пределами Шихан, водителю достаточно показать пропуск нашего проводника, и мы оказываемся внутри Вольска-18.
Модернизация «по-славянски»
В военном городке около тридцати многоквартирных домов, которым далеко за пятьдесят лет. По-хорошему, все они нуждаются в капитальном ремонте. Ежемесячно за содержание и текущий ремонт на счет «Славянки» с каждой квартиры «капает» от 100 до 400 рублей (для справки, здесь проживает приблизительно семь тысяч человек). Сами люди не могут понять, на что именно идут эти средства. Их дома несколько десятков лет не видели никакого ремонта. Впрочем, в прошлом году повезло обитателям дома № 406, где, по официальной информации, все-таки провели капитальный ремонт. «Какой капитальный ремонт? – недоумевая и одновременно возмущаясь, вступила в разговор пенсионерка из дома № 406 Валентина Диль. – Вы это о чем говорите? Дом построили в пятидесятых годах, я тут с начала шестидесятых живу, и за это время ни разу ремонта не было. Дом ветхий, в ужасном состоянии. Все трубы прогнили, обратная линия отопления полностью забитая, трубы не греют». Судя по общей реакции на наши расспросы о капремонте, жильцы даже не догадывались, что в их доме что-то вообще проводилось. Кровля все так же протекает, в подвале стоит вода, а балконы и вовсе осыпаются. Только заметно, что фасаду дома придали немного свежести новой побелкой, правда она местами уже успела отвалиться.
«Огонь» батарея
«Вот посмотрите, – демонстрирует рыжие потеки, выступающие на покрашенных батареях Нина Брехова из дома № 439. – Это уже стало нормой. Зимой температура в квартире еле-еле достигает 15-17 градусов тепла. Мы просто замерзаем». Для горожан чуть теплые батареи стали привычным явлением. Как полагается, они обращались в УК, но результат нулевой. Как правило, во всех квартирах стоят старые радиаторы, которые не только не греют потому, что забиты, но и периодически протекают. По некоторым сведениям, новые недавно закупили, но устанавливают их только в военном гарнизоне, а в домах продолжают менять старые батареи на бывшие в употреблении (!).
«В эту «Славянку» я никогда обращаться не буду, – категорично заявила юрист с сорокалетним стажем из дома № 420 Тамара Уханова. – В 2010 году письменно обратилась к начальнику филиала управляющей компании Александру Бурмистрову с единственной просьбой поменять батареи. В ответ мне он написал, что деньги на капитальный ремонт идут на погашение долгов неплательщиков по найму жилья и услуг ЖКХ». После этого Тамара Григорьевна написала письмо на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки, а он перепоручил разобраться в ситуации военной прокуратуре. В итоге Уханова получила ответ, подписанный заместителем военного прокурора Саратовского гарнизона майором юстиции А.П. Селивановым, цитирую: «Ваша квартира включена в общую очередь на замену радиаторов, труб системы отопления и проведения текущего ремонта жилищно-коммунального фонда квартиры. Как показала проверка, домоуправление не располагает материальными средствами для проведения вышеуказанных работ». По словам юриста, ее больше всего поразила фраза о том, что «28 октября 2010 года проведен ремонт системы отопления квартиры за счет аварийного фонда». «Читаю и поражаюсь, они хотя бы сами поняли, что написали? – возмущается Уханова. – Никакого ремонта в моей квартире не проводили, кроме старых батарей от этого домоуправления я больше ничего и не видела».
«Зимой прилично набегает за электроэнергию, – говорит житель дома № 435 Сергей Чувантеев. – А куда деваться? Мы вынуждены обогреваться с помощью электронагревателей. Помимо этого, у нас проблемы и с горячей водой. Вода подогревается за счет газовой колонки. Но из-за того, что все трубы наглухо забиты, нет давления, вода течет тонкой струйкой, поэтому колонка не зажигается».
Военная резервация
В основном в Вольске-18 проживают те, кто работает на Минобороны, но немало и тех, кто утратил связь с этим министерством – военные пенсионеры и их семьи. Как правило, они остаются в этом городке надолго. Ни поменять свои квадратные метры на новое жилье, ни продать, ни переехать они не могут, потому что подобные операции с жильем, принадлежащим Министерству обороны, запрещены. Гражданские сетуют, что они стали заложниками военной резервации. «Пенсии у нас маленькие, получаем около семи тысяч. Конечно, это несопоставимо с зарплатами военных и тех, кто работает в институте, – нервно оглядываясь по сторонам, рассказывает пожилая дама из дома № 439. – Цены на продукты, на лекарства высокие. В поликлинике для гражданских все платно, даже анализы сдать. Вот и ездим, кто может, в Вольск. Многие хотели уехать отсюда, но не могут. Вы только меня не называйте, даже по имени-отчеству. Мы с мужем за себя не боимся, но у нас в военной части работают дети и внуки. Если кто узнает, сразу вычислят – и того…»
Единственная возможность уехать отсюда – получить государственный жилищный сертификат по федеральной целевой программе «Жилище», первый этап которой уже прошел с 2002 по 2010 годы. Тогда не все желающие успели дождаться своего билета в другую жизнь. Например, Галина Шитова, Лидия Мочаева и Алевтина Новикова стоят в очереди больше пяти лет.
Единственная возможность уехать отсюда – получить государственный жилищный сертификат по федеральной целевой программе «Жилище», первый этап которой уже прошел с 2002 по 2010 годы. Тогда не все желающие успели дождаться своего билета в другую жизнь. Например, Галина Шитова, Лидия Мочаева и Алевтина Новикова стоят в очереди больше пяти лет. «Еще 30 октября 2008 года отдали документы на получение сертификата, – рассказывает Алевтина Николаевна. – Удивительно, но все, кто стоял в списке после нас, уже и квартиры купили на эти деньги. Получили их даже те, кто не утратил связь с военной частью, что является нарушением. Мы решили подать в суд. Наняли юриста, заплатили 15 тысяч рублей. Затем мы иск отозвали…». На вопрос, почему отозвали иск, женщины дали какое-то нелогичное объяснение своим действиям. «Нам так посоветовали сделать судьи, – пояснила Новикова. С какой-то детской наивностью в глазах она отрешенно смотрела то на документы, то на нас, словно пытаясь понять, а почему действительно не довели дело до конца. – Они сказали, что это единственное правильный вариант. Если бы мы этого не сделали, то они бы вынесли решение, и тогда мы вообще никуда не смогли бы обратиться». В результате в 2012 году их внесли в очередь второго этапа реализации программы на 2011 – 2015 годы.
Судя по информации федеральных СМИ, во всех регионах процедура с отселением граждан из военных городков затягивается из-за незначительного выделения Минобороны лимитов на государственные жилищные сертификаты.
Нехорошие квартиры
Постепенно Минобороны передает свой жилищный фонд на баланс муниципалитетов. Положение живущих в Вольске-18 усугубляется тем, что их населенный пункт пока еще не отдали в ведомство муниципального района. Вот и выходит, что коммунальные проблемы городка не интересны никому. И так как это еще военная вотчина, жители не могут принимать участье в государственных целевых программах – переселение из аварийного жилья или, допустим, их дома не могут проходить по программе капитального ремонта Фонда содействия реформированию ЖКХ.
В таком положении дел неудивительно, что многоэтажки находятся в плохом состоянии, они разлагаются изнутри. Около двухсот квартир стоят бесхозные, в каждом доме их насчитывается от 15 до 20. Они появились здесь, после того как прошел первый отток населения по сертификатам. Зайдя в любые брошенные апартаменты, ощущаешь запах разложения и канализации. Видно, как люди спешно покидали их – по комнатам разбросаны вещи, на подоконниках стоят иконы и засохшие цветы. На полу кучи мусора, бутылок из-под алкоголя, шприцы и т.д. Заметно, что в квартирах кто-то успел «поработать»: с кухонь унесли газовые колонки, нет радиаторов, из ванных комнат конфисковали сантехнику. «Это местные наркоманы тут поработали, с одной газовой колонки они могут получить около семи тысяч, – говорит Ольга, проживающая в малосемейке № 534. – По ночам в квартирах собираются алкоголики, молодежь и устраивают что хотят. Я уже устала всех гонять. За детей страшно, мало ли… И все знают о существовании этих нехороших квартир».
Обо всех своих бедах горожане неоднократно коллективно писали депутатам облдумы и Госдумы. На месте даже побывали специалисты Государственной жилищной инспекции Саратовской области, которые вынесли заключение о том, что температурный режим в домах не соответствует установленным нормам, в подъездах отсутствует освещение, а в подвалах – антисанитарная обстановка. Имеется ответ и от военной прокуратуры Центрального военного округа, датированный 2 августа этого года. Военный прокурор, генерал-лейтенант юстиции Е.И. Иванов информирует о том, что в отношении ОАО «Славянка» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов). Но жители военного городка понимают, что ничего не изменится. А зимой они, как и прежде, будут спасаться своими проверенными методами.
ужас 3 октября 2013 (09:28)
Как там люди живут нужно снимать фильм в стиле хорер.