30 января 2014 (10:08) | Алексей Чохов
Когда коту делать нечего, он известно, чем занимается. И штука эта довольно безобидная. Но если отсутствие серьезного дела не дает покоя большим, можно сказать, государственным головам, могут возникнуть серьзные проблемы.
Недавно в пресс-центре редакции газеты «КП в Саратове» состоялась пресс-конференция министра строительства и ЖКХ области Дмитрия Тепина, на которой он заявил о создании единого расчетно-кассового центра с единой базой для всей области. «Это амбициозная задача, – отметил Тепин. – Мы сейчас проводим «мозговые штурмы» и прорабатываем варианты». И у меня возник наивный вопрос: а зачем все это нужно?
Мозговой штурм
А затем, что есть, оказывается, областная программа капитального ремонта домов, немалая часть которых стараниями властей доведена до ручки. Но, увы, программа есть, а вот капитального ремонта не видно. Ибо, чтобы осуществить его, нужны деньги. И они были государством выделены. Но стараниями УК, крепко подружившимися с варягами из азиатских республик и других регионов, деньги эти освоены. Только ремонты зачастую проведены так, что уже требуются новые вложения. А кроме непрерывно растущих долгов, у области, как мы хорошо знаем, ничего нет.
Программа капремонта запланирована на 30 лет (срок, за который никого из нынешнего состава министерства ЖКХ не только не останется, но и, возможно, не окажется в живых) и должна обойтись в 62 млрд руб.
Но «штурмовики» нашли выход. Снять с повестки дня столь тяжкий вопрос и призвана амбициозная задача по созданию ЕРКЦ поистине вавилонского масштаба. Создание ЕРКЦ такого масштаба, по мнению Тепина, позволит упростить работу управляющих компаний и создать четкие и прозрачные правила игры для ресурсоснабжающих организаций.
А уж как это новшество позволит изменить работу с льготниками! «В список получателей субсидий попадут новые граждане, у которых расходы на коммуналку превысят 22 процента от дохода», – заявил министр. Только не слишком радуйтесь тому, что новые граждане станут обладателями субсидий. В нашем министерстве ЖКХ так часто меняются министры, что там уже основательно забыли, что до последних пор на субсидию могли претендовать те, чьи расходы на содержание жилья и оплату коммунальных услуг превышали 18 процентов. Иначе говоря, целая армия жителей ныне будет отсечена от субсидий.
Несколько дней спустя в приемной депутата Алимовой разговор на другой пресс-конференции развернул вширь и вглубь заместитель Тепина Валерий Васильев, известный саратовцам как незабываемый руководитель Кировского МУДЕЗа, прославившегося приписками и особым умением работы на денежной пилораме. Впоследствии он стал главой Волжского района, откуда был уволен столь же скоропостижно и таинственно.
Он открыл нам много тайн. Оказывается областной список домов, подлежащих капремонту, давно готов. Еще бы! Ведь он был всегда, и к нему оставалось добавлять только ежегодный «пристрой» новых домов. Сегодня в этом списке 13 639 домов. В него попали объекты только что сданные и чей гарантийный срок эксплуатации только пошел. Зато аварийные здания, а также подлежащие сносу оказались за его пределами. Вместе с домами, чьи территории блокированы застройщиками, сооружающими в непосредственной близости новое жилье. Программа капремонта запланирована на 30 лет (срок, за который никого из нынешнего состава министерства ЖКХ не только не останется, но и, возможно, не окажется в живых) и должна обойтись в 62 млрд руб.
Система «одного окна» очень спорна и весьма сомнительна. Нам не дают горячей воды? Но ты плати. У тебя нет тепла? Но ты отсчитывай, а потом иди и судись. При разных платежках этого нет. Взял свой счетец, пошел в любой банк или на почту и оплатил те услуги, которые ты получил. А остальные, которые делали вид, что тебя обслуживали, пусть бегают по судам.
Понятно, что все названные цифры сильно «плавают». Поскольку за 30 лет многое чего может произойти, вплоть до исчезновения этих самых домов. Финансировать и контролировать ремонт подавляющего количества жилых строений будет так называемый региональный оператор. По признанию самого зама, людей во время приватизации обманули, подсунув им акты о якобы отличном состоянии жилья, без которых приватизировать жилье было нельзя. Но теперь, когда контролировать капремонт будет само министерство ЖКХ, понятное дело, насколько результат улучшится. Теоретически, разумеется.
Но главное в настоящий момент не в этом, а в том, чтобы придать делу законный вид и толк сбора денег с населения, за чей счет и намеревается наша власть капитально отремонтировать наши дома. А этим сбором, конечно, как вы уже догадались, будет заниматься ЕРКЦ, который приобретет вид и вес областного учреждения.
Специалисты расчетного доения
Единый расчетно-кассовый центр города Саратова был создан 9 августа 2001 года решением городской думы. Для обеспечения профессиональной, максимально прозрачной системы прохождения информационных и финансовых потоков в рамках городского хозяйства. Именно поэтому задачей предприятия стало, как утверждалось в пресс-релизе, формирование общегородской информационной и единой платежной системы.
По видимости, все шло просто хорошо. Внедрялись современные и удобные формы оплаты жилищно-коммунальных услуг. Прием платежей по документам ЕРКЦ можно было осуществлять более чем в 200 пунктах – в платежных пунктах самого центра, на почте, в коммерческих банках и т. д.
По итогам Всероссийского конкурса на лучшее предприятие в современных экономических условиях 2004 года саратовский ЕРКЦ занял третье место и был признан одним из лучших в России. В июне 2005 года предприятие было удостоено Ежегодной национальной премии «Российский коммунальный стандарт». Тем не менее в 2006 году директора ЕРКЦ Алексея Кулапина снимают с должности. Его место по распоряжению главы администрации Николая Романова и главы города Олега Грищенко занимает Алексей Попеко с новой командой.
Однако Кулапин – человек прежнего мэра Аксененко – не сдавался. В Интернете появилось два сайта-клона, оба якобы принадлежащие ЕРКЦ. И на одной из новостных лент появилось обращение бывшего директора Кулапина, суть которого сводилась фактически к тому, что увеличивать сборы за ЖКУ без повышения качества работы – явление ненормальное.
Мне довелось встречаться и с тем и с другим руководителем ЕРКЦ. Скажу, как понимаю: это одного поля ягоды. Хотя при Кулапине действительно многое, если не все, было открыто. Или прозрачно. Можем ли мы сказать сегодня, спустя столько лет, что при нынешнем ЕРКЦ все открыто и прозрачно? Нет. Все спрятано и замаскировано.
Коммунальные тайны: как центр обиделся
Сегодня много пишется о том, как в Саратове медленно, но верно заваливают коммунальную реформу. Но до сих пор никто не уделил должного внимания месту и назначению Единого кассового расчетного центра в этой деятельности. Хотя это вовсе не такая безобидная организация, как может показаться на первый взгляд. Создавая ее, прежняя администрация говорила только об удобствах мультисчета, по которому можно будет заплатить в одно окно за все коммунальные услуги разом. Да еще вдобавок это благо обещалось для нас бесплатно. Но вскоре стало ясно, что именно с появлением ЕРКЦ связаны многие темные дела и сомнительные операции в коммунальной сфере.
Удобства, связанные с ЕРКЦ, собственник квартиры Владимир Кальянов, проживавший в то время на ул. 2-й Детский проезд, 2, ощутил, можно сказать, персонально. И даже сподобился великой чести быть ответчиком по иску ЕРКЦ к нему. Какие же претензии предъявила эта замечательная организация к жителю и собственнику? Он, видите ли, нанес урон ее деловой репутации.
А опорочил ЕРКЦ Кальянов тем, как посчитали бывший руководитель ЕРКЦ Алексей Кулапин и в то время юрист Алексей Попеко, публикацией в печати фактов неправомерного взимания средств с граждан, а также завышения оплаты услуг ЕРКЦ.
Со дня своего рождения ЕРКЦ начал взимать с поставщиков жилищных и коммунальных услуг за «удобства платежа в одно окно» 4,9 процента от начисленных сумм. Естественно, что в конечном итоге ровно настолько возросла и стоимость услуг для жителей. Но впоследствии тарифы были изменены. ЕРКЦ обязали взимать всего 6 рублей 9 коп. за распечатку платежки. И удерживать только 2,95 процента от собранных сумм по строке «техническое содержание и ремонт». Вот эту «страшную тайну» Кальянов и раскрыл в прессе. Он принародно объявил, что ЕРКЦ дерет лишку. В частности, лишние 1,5 тысячи рублей взяли лично с него. Деньги отбил. Но долго и хлопотно. Привел и другие примеры столь же добросовестных начислений.
Суд, рассмотрев дело, Центру в иске отказал в полном объеме. Кассационная инстанция – также. Можно, конечно, удивляться. Какую же голову надо иметь, чтобы лезть в суд, оспаривая очевидные вещи. Но можно и порадоваться. Благодаря процессу появились неопровержимые свидетельства деятельности ЕРКЦ по «относительно честному отъему денег у граждан». А также – лучше понять, каким любимым детищем администрации города был этот кассовый центр, что мог себе позволить, мягко говоря, обирать людей да еще им же вчинять иски.
Но и это не все. Если смотреть с точки зрения юридической, то у ЕРКЦ не было законных оснований выставлять нам платежи и собирать с нас деньги. Нет их, похоже, и по сей день. Для легитимности он должен был представлять какой-либо официальный банк. Иначе его функции вполне смог бы исполнять любой гражданин, пожелавший это делать. Ибо администрация города при всех своих огромных полномочиях не способна раздавать банковские лицензии.
Но если бы на описанных выше грехах все и заканчивалось… Как формирует счета ЕРКЦ? А просто. Он берет их у управляющих организаций, которым вчинили сотрудничество с ЕРКЦ, и перебрасывает в распечатки со своим грифом. При этом довольно часто возникают при такой передислокации сумм, подлежащих оплате, ошибки. И почему-то не в пользу собственников. А также возникают непонятные пени и задолженности, которые тоже следует оплатить, поскольку вычеркивать ошибки строго запрещено.
Одно окно
Тут мы подходим к ситуации «одного окна». Она очень спорна и весьма сомнительна. Нам не дают горячей воды? Но ты плати. У тебя нет тепла? Но ты отсчитывай, а потом иди и судись. При разных платежках этого нет. Взял свой счетец, пошел в любой банк или на почту и оплатил те услуги, которые ты получил. А остальные, которые делали вид, что тебя обслуживали, пусть бегают по судам. Где, очень не уверен, что сумеют доказать свое право на получение денег ни за что. Васильеву был задан на конференции прямой вопрос: неужели за последние 15 лет оказалось невозможным навести порядок среди УК и сделать их работу прозрачной? Замминистра от ответа уклонился. И это тоже показатель.
Так или примерно так работает ЕРКЦ Саратова. Теперь подобную структуру собираются сделать уже на уровне области. И невольно возникает вопрос: а зачем и кому нужен такой посредник, который вдобавок готов отхватить для себя от денег, которые собственники будут собирать со скрипом (почти 3 процента), поскольку это будет отдельная платежка? А от 62 млрд рублей, согласитесь, это ж бешеные деньги. Тут на одни проценты можно отремонтировать целую группу домов.
За рубежом, который мы берем за образец, существует давняя наезженная система капремонта. Сначала строители выполняют капремонт, а потом владельцы платят за него. Это разумно еще и тем, что в процессе реконструкций вскрываются дополнительные требования. Почему же у нас собираются делать по предоплате, вместо оплаты по факту?
А то, что это выльется в куда большую сумму, сомнений просто нет. Ведь сегодня жильцам предлагают в течение полугодия провести собрания собственников и определить, будут ли деньги перечисляться на специальные счета в банках или непосредственно региональному оператору. Как будут проведены собрания и кому пойдут деньги, даже гадать на кофейной куще не нужно.
Распоряжаясь нашими деньгами, причем столь беззастенчиво, нас фактически лишают права распоряжаться своей собственностью. Капитальный ремонт будет поручен самым крупным генподрядчикам области, которых тоже выберут (или уже выбрали) за нас. Никакого контроля за ними министерство вести не сможет. Государственные органы как на федеральном, так и на областном уровне ничего контролировать не собираются.
За рубежом, который мы берем за образец, существует давняя наезженная система капремонта. Сначала строители выполняют капремонт, а потом владельцы платят за него. Это разумно еще и тем, что в процессе реконструкций вскрываются дополнительные требования. Почему же у нас собираются делать по предоплате, вместо оплаты по факту? Или наши гениальные власти сомневаются, что крупнейшие генподрядчики области, руководители которых только за истекший год лично заработали от 6 млн рублей дохода, не осилят ремонт дома сами?
Я лично вообще не понимаю, почему я должен заниматься расчетом смет, осмотром конструкций и прочими строительными делами. Ведь я не строитель. Когда мои ботинки требуют ремонта, я несу их в мастерскую, и мастер ставит «диагноз», как отремонтировать и сколько это будет стоить. Я просто плачу, хотя и имею право отказаться от каких-либо дополнительных материалов, сильно укрепляющих, но еще более сильно удорожающих ремонт.
Почему же при капремонте дома невозможна такая же схема, практикующаяся во всем цивилизованном мире? Может, потому что результаты этого, с позволения сказать, капремонта задуманы совсем иные?
вопрос 30 января 2014 (13:34)
О каком конкретно ЕРКЦ идет речь ? В Саратове действует порядка 10 РКЦ , среди них муниципального уже нет....А тот который был -уже почил еще в 2010 году, а судя по тексту у Вас он еще действующий. Да и вообще в тексте много домысливаний , не основанных на фактах. Это вы так домыслили или точно знаете :"как формирует счета ЕРКЦ? А просто. Он берет их у управляющих организаций, которым вчинили сотрудничество с ЕРКЦ, и перебрасывает в распечатки со своим грифом. " ???
"Так или примерно так работает ЕРКЦ Саратова." А все остальное в Вашей статье так или примерно так????
Да, и предчувствуя вопрос сразу отвечаю я не работаю ни в одном из действующих РКЦ и не имею отношения к администрации г.Саратова.