30 мая 2013 (15:15) | Наталья Левенец
Борьба за и против этого проекта кипит в арбитражных судах уже три года. А началось все с того, что в 2008 году ООО «Юридическая компания «Фемида-Саратов» зарегистрировала право собственности на земельный участок размером 7 тыс. кв. м, расположенный на пересечении улиц Московской и Лермонтова и набережной.
Условно-разрешенным видом использования земли на тот момент значилось строительство многоквартирного дома от шести этажей и выше. Однако в 2011 году по итогам публичных слушаний строить дом компании не разрешили. Причина, как сказано в постановлении горадминистрации за подписью и. о. сити-менеджера города Алексея Прокопенко, в том, что представление такого разрешения противоречит задачам власти по сохранению и регенерации исторического и культурного наследия города.
В ходе судебных разбирательств выяснилось, что против планов «Фемиды-Саратов» возражал лично митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, ведь новый дом соседствовал бы с действующим Троицким собором.
К моменту выпуска постановления администрация города уже попыталась через суд заставить компанию снести забор, окружающий участок, однако дело в арбитраже проиграла.
Условно-разрешенным видом использования земли на тот момент значилось строительство многоквартирного дома от шести этажей и выше. Однако в 2011 году по итогам публичных слушаний строить дом компании не разрешили.
Заседание гордумы 20 декабря 2012 года внесло в сюжет новый поворот: было принято решение выкупить участок у фирмы для муниципальных нужд – размещения автодороги местного значения. К этому моменту в «активе» у спорщиков было еще несколько судебных решений: «Фемида-Саратов» проиграла в двух инстанциях иск, в котором оспаривала отказ разрешить строительство дома. В то же время компания выиграла суд, который признал незаконным отказ горадминистрации выдать градостроительный план участка, а этот документ последний и самый главный при оформлении разрешения на строительство.
Позже, когда юристы оспорили этот отказ, представители горадминистрации предъявили суду решение гордумы от 11.10.2012, по которому в Правила землепользования и застройки МО «Город Саратов» были внесены изменения и участок действительно был отнесен к территории общего пользования. Как же так получилось? Заявление на выдачу градостроительного плана компания подала в апреле 2011-го, через несколько дней после выхода постановления, запрещающего строительство дома на участке.
Суд в кассационной инстанции в Казани «Фемида-Саратов» выиграла совсем недавно – 27 мая. Тем временем злополучный забор был снесен муниципальным предприятием «Городские дороги плюс».
В январе 2012-го компания собрала полный пакет документов, но чиновники в установленные законом сроки не ответили. Свой отказ в предоставлении градплана они направили только 6 июля 2012 года, причем сослались на недавнее изменение административного регламента, где перечень причин отказа был существенно расширен. Под одно из них, о том, что отказ правомерен в случае если строительство планируется на участке, относящемся к территориям общего пользования, и подвели случай «Фемиды-Саратов». Фирме сообщили, что участок планируется отнести к таким территориям.
Но это не помогло. 26 сентября 2012 года арбитраж признал бездействие чиновников незаконным, и при оспаривании отказа в предоставлении градостроительного плана это сыграло свою роль. Суды всех инстанций встали на позицию, что, в то время когда чиновники должны были дать ответ коммерсантам, действовала иная редакция регламента, поэтому ссылаться на изменения в нем неправомерно. Кроме того, одно только намерение изменить вид разрешенного использования земли не есть юридически корректное основание для отказа.
С одной стороны, у «Фемиды-Саратов» нет разрешения строить дом, ведь итоги публичных слушаний «опрокинуть» она не смогла. С другой – в трех инстанциях компания выиграла дело, и теперь чиновники обязаны выдать градостроительный план участка и дать тем самым зеленый свет началу стройки.
Суд в кассационной инстанции в Казани «Фемида-Саратов» выиграла совсем недавно – 27 мая. Тем временем злополучный забор был снесен муниципальным предприятием «Городские дороги плюс». Произошло это еще в прошлом году, в июне 2012-го юристы через арбитражный суд потребовали от муниципалитета забор восстановить. Но год прошел, а рассмотрение иска по существу так и не началось.
Однако не в заборе дело, а в том, как будет дальше развиваться ситуация. С одной стороны, у «Фемиды-Саратов» нет разрешения строить дом, ведь итоги публичных слушаний «опрокинуть» она не смогла. С другой – в трех инстанциях компания выиграла дело, и теперь чиновники обязаны выдать градостроительный план участка и тем самым дать зеленый свет началу стройки. Неизвестно также, на какой стадии реализации находится решение депутатов выкупить землю под муниципальные нужды. Связаться с представителями «Фемиды-Саратов» не удалось, телефоны компании два дня не отвечают. Быстро получить разъяснение от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Саратова тоже не получилось. Единственный, кто быстро откликнулся на просьбу редакции, – это руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов):
«Наша позиция не изменилась с момента публичных слушаний 2011 года. Мы считаем, что историческая часть Саратова сегодня значительно искажена и перестроена, а появление многоэтажного жилого дома на пересечении улиц Московской и Лермонтова и набережной окончательно разрушит архитектурный ансамбль».
Мы тоже считаем, что лепить многоэтажку неподалеку от Троицкого собора – это как-то слишком. А потому очень хотим услышать позицию как «Фемиды-Саратов», так и городских властей.
Гаазе Дмитрий 4 июня 2013 (02:21)
Я что-то не понял. На земельном участке принадлежащем частному лицу находятся муниципальные инженерные сооружения: рекреационная зона с газоном и подпорной стенкой, асфальто-бетонная площадь, дорожки. Всё это испокон веков использовалось неограниченным кругом лиц и никому никогда не продавалось. Почему об этом нет информации ни в одном из административных и судебных решений? То что какие-то ублюдки продали мать родную- саратовскую землицу - ещё не значит, что с землёй продали муниципальное имущество. Его кто-то оценивал? На торги выставлял? Нет, нет и ещё раз нет. Давая разрешение на строительство и устраивая публичные слушания кто-либо обсуждал стоимость этих сооружений? Их судьбу и значимость? И это существенное обремениение земельного участка. Лично я пользуюсь этими сооружениями.Они созданы на мои налоги. А т.н. общественные слушания. Всем же понятно, что это были подставные марионетки. Они были в преступном коммерческом сговоре путем подкупа с устроителями. Нужно срочно организовать прокурорскую проверку.