17 мая 2013 (11:51) | Дмитрий Богатырёв
К серии скандалов, связанных с бывшим руководством и менеджментом Министерства обороны России, добавился новый эпизод. Небольшой такой двухэтажный эпизод общей площадью 1 520 квадратных метров. Говоря проще, эта незаконченная история — история принадлежащей Минобороны саратовской коммуналки, которую с легкой руки господина Сердюкова пытаются продать за долги в Дагестане. Заложники ситуации — жильцы дома.
Разумеется, в этой коммуналке, расположенной по адресу: ул. Степана Разина, 75 (район железнодорожного вокзала), живут люди – почти 50 человек. Причем немалая часть их являются собственниками своего жилья. Но его все равно продают – без учета мнения и интересов жильцов. Продают через аукцион за чужие долги. Потенциальный покупатель пока не определен. Но его обязательно найдут. Уж больно привлекательный земельный участок – как-никак самый центр города. И даже сегодня, когда коллизия с домом (о чем мы расскажем ниже) юридически до конца не разрешена, его жильцов периодически терроризируют юристы Поволжского института имени Столыпина (того самого, который возглавляет бывший саратовский губернатор Дмитрий Аяцков), требуя доказательств того, что люди, проживающие в доме не один десяток лет, имеют к нему хоть какое-то отношение. Пока дальше простого мотания нервов дело не идет. Но, как говорится, лиха беда начало.
Операция «Приватизация»
Однако приступим к сути этой загадочной и, на первый взгляд, совершенно невероятной истории. Дом № 75 на ул. Степана Разина, построенный в 1898 году, до 30-х годов прошлого века использовался как складское помещение. Но во время первых сталинских пятилеток, когда все возрастающему рабочему классу требовалось хотя бы какое-то жилье, здание переоборудовали под временные квартиры для работников оборонной промышленности. А еще через тридцать с лишним лет советская власть фактически признала его коммуналкой, выдав жильцам ордера, дающие право на постоянную прописку. Теперь граждане могли не только проживать там, но и обменивать свои квартиры, передавать их по наследству и т. д. (этим они, собственно, вскоре и воспользовались). Теперь жильцы дома № 75 на Степана Разина имели право работать где угодно, не рискуя при этом лишиться положенных им квадратных метров.
Так продолжалось вплоть до 90-х годов, когда новая рыночная власть разрешила гражданам приватизировать свое жилье. Разрешить-то разрешила, но... для этого, как известно, требовалось согласие балансодержателя, каковым на тот момент в нашем случае являлась войсковая часть № 64066, базировавшаяся на территории Дагестана. И вот здесь неожиданно возникли проблемы. Командующий частью Николай Молошенко не разрешил жильцам оформить квартиры в собственность. На том основании, что здание якобы является не жилым, а служебным помещением. Следует пояснить, что чуть более трети дома № 75 на ул. Степана Разина действительно было приспособлено под офисы войскового подразделения. Но все остальное — под жилье.
Долгая и безуспешная переписка граждан с господином Молошенко привела к тому, что первые обратились в суд с требованием признать дом жилым помещением, а не служебным (то есть общежитием) и разрешить приватизацию квартир. Суд состоялся в июле 2008 года. Представители ответчика (на тот момент здание уже находилось на балансе ФГУП «529-е военно-строительное управление Министерства обороны РФ», которое было образовано в результате реструктуризации войсковой части № 64066) на заседание не явились и вообще проигнорировали процесс. В результате суд склонился на сторону жильцов. Вот небольшая выдержка из его заочного решения: «...учитывая, что истцы пользуются и владеют жилыми помещениями по договорам социального найма, что подтверждается копиями ордеров, справками МУП «Агентство по приватизации жилищного фонда г. Саратова», а также копией ответа ФГУП «529 ВСУ МО РФ», суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. Доказательств того, что занимаемые истцами жилые помещения носят статус служебных, в ходе рассмотрения представлено не было».
Таким образом, желающие оформить свою жилплощадь в собственность добились своего. Помех при приватизации не возникло, необходимые документы были зарегистрированы по всем требованиям российского законодательства. Руководство оборонного ФГУП никак на это не прореагировало и решение суда не обжаловало. Хеппи-энд? Не тут-то было!
«Оборонсервис»
В то самое время, пока жильцы дома № 75 на ул. Степана Разина боролись за свои коммунальные квартиры, в Министерстве обороны решали куда более масштабные задачи. Речь шла о том, как «более эффективно» использовать многочисленную недвижимость ведомства. Одним из таких шагов менеджмента команды министра Сердюкова стало преобразование в июле 2009 года ФГУП «529-е военно-строительное управление» в одноименное ОАО. А еще через полгода, благодаря работе новых управленцев, на едва созданном предприятии начали процедуру банкротства. В число объектов недвижимости, выставленных в итоге на конкурсные торги, чтобы рассчитаться с кредиторами (долги составляли почти 3 миллиарда рублей), вошло и шесть саратовских. Два из них расположены в Петровском районе, три — в Вольском и один — тот самый дом № 75 на Степана Разина — в Саратове.
Причем, что интересно: еще на момент передачи с баланса ФГУП на баланс ОАО он числился в реестре федерального имущества как... нежилое помещение. Как же могли допустить власти, что людям (простым людям!) могли разрешить приватизировать квартиры в нежилом доме? Нонсенс! Одно из двух: либо жильцы заплатили чиновникам Агентства по приватизации и областной Регистрационной палаты сумасшедшие взятки, либо на момент приватизации у этих ведомств не было никаких сомнений, что вышеуказанный объект нигде как нежилое помещение не проходит. Да о чем вообще можно вести речь?! Еще со времен советской власти никто никому ордера на проживание в нежилых строениях не давал. Не прописывают в них и сейчас.
Кстати, на этот счет еще в 1993 году Кировский районный суд Саратова высказался однозначно: дом № 75 на ул. Степана Разина общежитием не является. Тогда он рассматривал банальный спор, связанный с предоставлением жильцам Сидневым дополнительной жилплощади. Вот выдержка из того судебного решения: «...в соответствии со ст. 109 ЖК РФ статус общежития означает специально построенные или переоборудованные для этих целей дома. Общежитие укомплектовывается мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, постельными принадлежностями и другим инвентарем по установленным типовым нормам, обслуживающим персоналом. Из объяснений сторон видно, что мебель, находящуюся в их квартирах жильцы покупали сами, то же самое и в отношении постельных принадлежностей, никакого обслуживающего персонала также нет».
С молотка
О том, что их дом решено продать с молотка, жильцы узнали случайно. Ну и, само собой, начали действовать. Прежде всего они обратились в Министерство обороны и вскоре получили ответ от руководителя Департамента имущественных отношений ведомства Евгении Васильевой. Той самой Васильевой, которая по подозрению в массовых финансовых преступлениях по делу «Оборонсервиса» томится сегодня под домашним арестом в роскошной 13-комнатной квартире. «Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 31 января 2011 года на ОАО «529-е военно-строительное управление» введено конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен В.И. Можаров, – пишет чиновница. – В связи с изложенным по вопросам дальнейшего использования здания Вам необходимо обращаться к конкурсному управляющему общества».
Переводя сухой чиновничий язык на русский, на мой взгляд, можно прочесть следующее: «Уймитесь, жалкие твари. Мы даже разговаривать с вами не будем. Сделаем все что захотим». Примерно такие же ответы были получены из областного управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, местного отделения Росимущества, администрации Кировского района, администрации Саратова и других властных структур... Было, правда, одно исключение. Это ответ Военной прокуратуры Центрального военного округа. Вот оцените: «Следует отметить, что в сложившейся ситуации имущественные права граждан, являющихся собственниками жилых помещений в доме № 75 на ул. Степана Разина в г. Саратове... изданием министром обороны РФ от 31 марта 2009 г. № 147 (на основании которого и появилось на свет ОАО «520-е военно-строительное управление». – Авт.) не нарушены, так как данным ненормативным актом не произведено изъятие имущества, либо ограничение прав владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями собственников. Чье право признано в установленном порядке судом».
Названный приказ является распорядительным документом и распространяет свое действие на не принадлежащие на праве собственности указанным гражданам помещения в здании. На помещения, по которым граждане приобрели право собственности в соответствии с решениями суда и в установленном порядке зарегистрировали данное право, не распространяются положения приказа министра обороны РФ от 31 марта 2009 г. № 147...
Вместе с тем... право собственности на нежилые помещения дома... перешло к ОАО «529-е ВСУ».
Какой высший пилотаж практической психологии! Успокойтесь, возбужденные, все будет хорошо, вас не тронут.
А дальше — удар ниже пояса: «В соответствии с требованиями ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно быть изолированным, отвечать санитарным и техническим нормам. Ввиду этого перевод помещений в жилые влечет дополнительные расходы ОАО «529-е ВСУ», что в связи с введением процедуры конкурсного управления данного предприятия осуществить затруднительно».
Следующие ответы военной прокуратуры
Были гораздо короче и сводились к одному: обращайтесь к конкурсному управляющему, отвалите.
Бесспорные доказательства
А что же конкурсные управляющие? О, они так красноречиво молчали, так талантливо прятались, что, простите за каламбур, нет слов. Сначала база конкурсных управляющих ОАО «529-е ВСУ» юридически базировалась Саратове, в том самом доме № 75 на ул. Степана Разина, потом в Самаре, затем «переехала» в Махачкалу, откуда фактически, видимо, никуда и не уезжала. Сначала конкурсным управленцем был Магомедрасул Баймурзаев, спустя два года им становится Виктор Можаров, затем некто П. Науменко, наконец уже в этом году распродавать имущество Минобороны снова доверили уважаемому Баймурзаеву. До недавнего времени все три «эффективных» менеджера письма жильцов дома на Степана Разина предпочитали игнорировать. Что заставило господина Баймурзаева в апреле 2013-го снизойти до саратовской пыли, сказать сложно. И тем не менее... Вот цитата из его ответа от 18 апреля 2013 года: «Нужно отметить, что спорные нежилые помещения заявителям не были предоставлены в связи с нахождением в трудовых отношениях с ФГУП «529-е ВСУ» или с ОАО «529-е ВСУ». Вы занимаете помещения, имеющие статус «служебных». И бесспорных доказательств, что спорные помещения исключены из специализированного жилищного фонда и включены в жилищный фонд социального использования отсутствует».
Потрясающе! Оказывается, ордера, прописка, свидетельства собственности на жилье, решения судов в конце концов — это не бесспорные доказательства. А вот «эффективные» распоряжения и действия сердюковской команды — бесспорны! То есть уже почти четыре года дом № 75 на Степана Разина является домом-призраком. Его отказываются обслуживать управляющие компании и поставщики коммунальных услуг – помещение-то как бы нежилое.
Это почти законно. Почти законно в то время, когда дела «Оборонсервиса» стали нарицательными? Почти законно в то время, когда места сердюковских фокусников сменила справедливая и патриотичная команда Шойгу? Возможно ли такое? В Саратовской области, как, впрочем, и в Дагестане, все возможно.
P. S. «Подвиги» ОАО «529-е военно-строительное управление» весьма обширны по своей географии и классификации. История дома № 75 на Степана Разина - лишь малая толика их. Подробнее об этих свершениях мы расскажем в ближайшее время.
Cправка «Стройсар»:
Серия расследований в отношении «Оборонсервиса» началась осенью 2012 года, когда было возбуждено дело о мошенничестве. По данным следствия, ряд высокопоставленных сотрудников компании участвовал в продаже объектов, принадлежащих Минобороны, по заниженной цене. Фигурантами этого дела являются: бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, экс-глава центра «Эксперт» Екатерина Сметанова (отпущена под подписку о невыезде) и ее муж Максим Закутайло, занимавший должность начальника военного склада, а также гендиректор ООО «Приоритет» Ирина Егорова. А 13 мая текущего года газета «Коммерсант» сообщила, что главный военный прокурор России Сергей Фридинский обратился к министру обороны РФ Сергею Шойгу с предписанием об отстранении от занимаемой должности главы «Оборонсервиса» Сергея Хурсевича. Он обвиняелся в том, что при организации поставки 57 бронеавтомобилей итальянской компании Iveco для Минобороны «Оборонсервис» провернул махинацию, позволившую избежать уплаты таможенных платежей. Нанесенный ущерб оцениваелся в 145 миллионов рублей.
Бывший министр обороны Анатолий Сердюков, лишившийся кресла на фоне разгоревшегося вокруг министерства скандала, проходил по делу свидетелем. Вскоре Хурсевич был уволен.
наталия 19 мая 2013 (20:24)
большое спасибо Дмитрию Богатыреву он очень правильно описал в своей статье все наши проблемы. Я родилась в этом доме и прожила там 35 лет, мой отец родился в этом доме и живет там 64 года, моя бабушка получила эту квартиру проработав в военской части долгие годы, сейчас может оказаться так, что мы окажемся на улице и никто нам помочь не хочет. Письма жалобы отправлнные в прокуратуру, в органы власти пересылаются по кругу. нам приходят уведомления в скольких экземплярах наша жалоба ушла в следующую инстанцию и все остается на том же месте.Когда же власть будет помогать людям, не усугублять и так сложную жизнь?