24 июля 2018 (14:49) | Алена Малахова
23 июля в Саратове в очередной раз обсуждали проблему обманутых дольщиков. Об этом говорили на традиционной встрече в правительстве, которая проходит при участии губернатора каждый понедельник, и на заседании совета общественной палаты области. Прозвучали шокирующие цифры – на достройку всех брошенных домов потребуются миллиарды рублей. При этом тема ответственности самих чиновников за произошедшее опять не прозвучала. Те, кто допустил мошеннические схемы на жилищный рынок города, теперь руководят рабочими группами по решению проблем дольщиков. Среди них министр строительства Дмитрий Тепин и зампред правительства Александр Буренин. ИА «Стройсар» предлагает назвать все имена и признать «заслуги».
Отсутствие «жесткого надзора» и его последствия
На несправедливость такого подхода обратил внимание бизнес-омбудсмен Михаил Петриченко. Он рассказал о практике возбуждения уголовных дел в отношении недобросовестных застройщиков, которая не только не решает проблему обманутых дольщиков, но даже усугубляет ее.
«Господин Петриченко напомнил, что сейчас восемь застройщиков находятся под уголовным преследованием, - сообщает ИА «Взгляд-Инфо». – «Компания прекращает ведение работ, сотрудники разбегаются, стройка замораживается и разворовывается. Появляются колоссальные дополнительные затраты государства. Застройщики, которые берут кредиты под личное имущество, не могут завершить строительство».
По мнению Петриченко, - «Единственно верным способом сейчас является не посадка застройщика, а ведение жесткого надзора за застройщиком».
Но о введении контроля ничего не известно. Вместо этого те, кто допустил такую ситуацию вновь назначаются в комиссии и рабочие группы. Так, на заседании с дольщиками, где обсуждали 12 брошенных домов застройщика Абасова, губернатор вновь сообщил, что«создана постоянно действующая рабочая группа по недостроенным домам, которую возглавил глава минстроя Дмитрий Тепин. Контроль за группой будет осуществлять зампред правительства области Александр Буренин».
Таким способом правительство и министерство собираются достроить 12 домов каждый стоимостью около 300 млн руб. Не удивительно, что обманутые дольщики не доверяют власти.
Авторы кризиса
В 2017 году тема проблемных домов обострилась настолько, что потребовались экстренные меры. К ее решению были привлечены депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. С тех пор совещания с обманутыми дольщиками проводит лично губернатор. Но ответ на вопрос - как могло произойти так, что годами брошенные стройки только множились, а неблагонадежные застройщики продолжали собирать деньги с доверчивых граждан прямо на глазах у разветвленной системы исполнительной власти – так и не нашел своего ответа.
На прошлой неделе владелец компании, являющейся одной из лидеров на рынке жилищного строительства в Саратове Байтемир Шамхалов (СК «Шелдом») выступил с ярким заявлением по поводу ситуации с обманутыми дольщиками.
В интервью изданию «Взгляд-Инфо» застройщик Шамхалов дал собственный ответ на этот вопрос. ИА «Стройсар» попытался сформулировать его по пунктам:
1 – Министерство строительства не занимается мониторингом рынка продажи квартир в строящихся домах.
«Многие застройщики годами продавали квартиры ниже себестоимости. И это происходит до сих пор, - возмущается Шамхалов. - Думаю, в министерстве строительства всегда знают, какова себестоимость строительства квадратного метра. Разве сложно заниматься регулярным мониторингом и смотреть, кто продает квартиры по ценам ниже себестоимости? Остановите тех, кто продолжает делать это сегодня! Иначе через два-три года снова придут дольщики с криками «Долой застройщиков!», «Долой «Шэлдом»!» и черт знает еще что «Долой!».
2 – Происходит нарушение 214-го Федерального закона, когда вместо нормальной работы многие компании в Саратове пользуются всевозможными схемами и суррогатами.
«Таких схем несколько – создание псевдо кооперативов, продажа жилья по договорам уступки и по договорам займа. Самое плохое в том, что сегодня продажа квартир по этим схемам продолжается. То есть с одной стороны, мы занимаемся спасением обманутых дольщиков, а с другой стороны – они появляются вновь и вновь», - считает застройщик.
3 – Отсутствует контроль со стороны исполнительной власти, нехватка у профильного министерства сил, кадров и желания.
«Когда я спрашивал в областном министерстве строительства и ЖКХ: «Почему не проверяете?», мне отвечали: «Нас мало, мы не успеваем». Я не отрицаю их права проверить, в том числе, и меня. Но если разумно подойти к ситуации, возникает вопрос: зачем проверять нашу организацию, у которой нет ни одного обманутого дольщика, ни одного несданного дома, если на нормальную проверку не хватает сил и людей?
Проведите мониторинг, проверьте тех, кто действительно вызывает сомнения. Зачем проверять тех, у кого нет обманутых дольщиков?».
По мнению Байтемира Шамхалова подход к контролю в минстрое области – формальный и поверхностный.
ИА «Стройсар» готов продолжить список причин, начатый основателем компании «Шелдом», а также рассказать о персонах, ушедших от внимания общественности.
4 - Александр Буренин. Именно во времена его нахождения на должности сити-менеджера в Саратове были выданы разрешения на строительство либо продлены сроки многих теперь уже долгостроев. Яркий пример - ООО «Гелиос».
Став зампредом, курирующим минстрой, Буренин возглавил межведомственную комиссию по решению проблем обманутых дольщиков. Работу этой комиссии, по итогам, можно с полным правом назвать нестабильной и нерезультативной. Судя по многочисленным жалобам дольщиков, отсутствует контроль выполнения вынесенных комиссией решений. Возможно поэтому формат еженедельных встреч с обманутыми дольщиками, на которых присутствует лично губернатор, был изменен. Теперь Буренин не играет в них никакой заметной роли. Хотя, именно ему есть за что ответить.
5 - Дмитрий Тепин. Именно министром строительства и ЖКХ Дмитрием Тепиным не выстроено взаимодействие с курирующим зампредом Бурениным по работе межведомственной комиссии, в результате чего в эти проблемы пришлось подключаться спикеру Госдумы Вячеславу Володину и губернатору Радаеву. Тепин не дал оценки действиям своих подчиненных, несмотря на то, что их бездействие привело к потере контроля над застройщиками.
6 - Марина Лобанова. Долгие годы она возглавляла управление строительства и архитектуры регионального минстроя, в состав которого входил отдел по надзору за долевым строительством. Именно при ее надзоре образовалось наибольшее количество долгостроев.
Причина все та же - надзор происходил формально. Осведомленные источники рассказывают, что финансовая отчетность поверялась людьми без экономического образования. Так, по сведениям инсайдеров, ООО «Кригор» вообще не предоставляло ежеквартальной отчетности, однако иска в суд о приостановлении строительства направлено не было. Примерно так же ситуация складывалась и с «Саратовгесстрой».
Помимо этого именно в ее функциональные обязанности входило и входит проверка законности выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства и выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию. Получается, что именно Лобанова в свое время не заметила нарушений Буренина.
Например, согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», а также согласно Градостроительному кодексу, при заявлении на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства необходимо приложить полис страхования опасных объектов лифтов. Есть мнение, что это требование, при попустительстве управления строительства и архитектуры регионального минстроя, систематически не выполняется. Это может привести к массовой отмене разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
К чему в дальнейшем приведет такое нестройное и несогласованное управление, можно только догадываться.
Светанет 19 августа 2018 (21:07)
Есть еще несчастные переселенцы по программе 2013-2017,особенно Энгельс, где дома в промзоне на болоте отстроили от самого "лучшего" застройщика области, причем старые дома дали бы фору новым"аварийкам"!