5 декабря 2017 (09:11) | Евгений Паратов
Скорость перемещения людей и всевозможных ресурсов — главный залог успешности большого города, условие развития его самого и тех, кто в нем живет. Саратов не «миллионник», но точно крупный город по любым меркам. Особенности исторического разрастания сделали его не слишком удобным для автомобильного движения. В сочетании с градостроительными решениями советской эпохи и новейшего времени это привело к тому, что многие кварталы потеряли связность друг с другом. По мере увеличения автомобильного трафика проблема становится все более острой и требует внимания и конкретных действий со стороны городских менеджеров.
Особенности рельефа и другие природные факторы, увы, не способствовали тому, чтобы Саратов стал городом с геометрически четкой сеткой улиц. У нас они зачастую имеют большие и причудливые отклонения от понятия «прямая».
Но главный парадокс состоит в том, что даже в тех случаях, когда рельеф местности и застройка вроде бы позволяют улицам быть ровными, протяженными и удобными для всех участников движения, они по разным причинам могут периодически «затыкаться» в разного рода тупики.
Короткими перебежками
Примеров таких тупиков в городе немало. Так, улица Железнодорожная, бодро стартуя от Рабочей, упирается в три квартала препятствий, которые образуют комплекс зданий государственного университета, института МВД России и бывший промышленный квартал. Затем она возобновляется на пару кварталов и снова прекращается, на этот раз из-за бульвара и трамвайной линии на Большой Горной (в районе Сенного). После Железнодорожная появляется вновь, но в итоге превращается в тупик, упираясь в промышленное сооружение. Хотя, не будь его, эта улица могла бы успешно вливаться в Большую Садовую.
Понятно, что в данном конкретном случае пробить Железнодорожную через все препятствия нереально. В том числе потому, что архитектурная, культурная, историческая и прочая целостность университетского городка в данном случае весит намного больше, чем связность частей самой улицы. Но такая ценность точно есть не во всех подобных случаях. Между тем, проблема подобных тупиков на уровне города, по большому счету, даже не обсуждается.
Упомянутая Большая Садовая, в свою очередь, способная при определенных условиях и очень больших усилиях стать основой для одной из самых протяженной магистралей кольцевого типа, тоже постоянно натыкается на препятствия разного масштаба. Начинаясь от Симбирской, ниже старого аэропорта, она уже через несколько кварталов, пройдя Чапаева, захлебывается в частном секторе. Затем, снова появившись, много кварталов подряд успешно существует, но затем прерывается на пересечении с Соколовой, поскольку вдруг оказывается на закрытой теперь территории Аграрного университета. Возобновившись после железной дороги как продолжение Тракторной, Большая Садовая на несколько кварталов превращается в полноценную магистраль, но вскоре ее снова ждет мощное препятствие в виде территории аккумуляторного завода. Восстановившись, Большая Садовая через несколько километров упирается в улицу Беговую, чтобы потом, сделавшись тоньше и незначительнее, окончательно снова не зачахнуть в районе Астраханского переезда у железной дороги.
Волевые решения против архитектурных тупиков.
Связать в единую или хотя бы чуть менее рваную линию куски таких протяженных улиц, как Большая Садовая, - задача сложная и требующая большой и долгой работы. Да что Садовая - даже «пробить» во многих случаях короткие улицы, сделав кварталы более проницаемыми, либо невозможно, либо будет стоить бюджету столько денег, что такие затраты город не потянет никогда.
Однако есть в Саратове и иные ситуации, когда муниципалитету для выпрямления дорог либо ничего выкупать у собственников не требуется, либо можно обойтись небольшими затратами. И главным препятствием на пути преобразования таких улиц становятся не деньги, а необходимость принятия конкретных решений. В результате можно заметно облегчить жизнь горожанам, сделав конкретные фрагменты городской среды намного более связанными.
Один из уже реализованных примеров в этом отношении — ситуация с улицей Челюскинцев.
Еще сравнительно недавно она по направлению из центра на пересечении с Чапаева утыкалась в тупик в виде многоэтажного многосекционного жилого дома. При строительстве здания через него был предусмотрен проезд - в виде двух арок высотой в два жилых этажа. Но какое-то время этот проезд был перекрыт, что создавало немало проблем для горожан.
В настоящее время это препятствие устранено. Через обе арки можно проехать, хотя по факту для этого используется лишь одна - во второй арке местные жители устроили стихийную автостоянку.
В любом случае, связность кварталов не нарушена, и Челюскинцев так или иначе берет на себя часть трафика Московской, Кутякова и других параллельных улиц.
Дом посреди улицы? Легко!
Нечто подобное необходимо сделать неподалеку и в другой точке центральной части города.
Улица Пугачева, которая в ней фигурирует, испытывает примерно те же проблемы, что и упоминавшаяся Железнодорожная. Если проследить ее линию на протяжении от 2-й Садовой, то заметно, что через несколько кварталов Пугачева упирается в территорию завода «Серп и молот». Судя по картам, она вполне может проходить эту территорию насквозь, но теперь это невозможно.
Возобновившись на углу Детского парка, Пугачева минует сначала сам парк, затем улицу Советскую и вскоре, на пересечении с улице Вавилова, вдруг встречает новую преграду, которой могло бы и не быть. Это «внезапный бульвар» на улице Вавилова и стоящий за ним жилой дом №8/26А.
За этим зданием улица Пугачева возобновляется до пересечения с Московской, где упирается в комплекс зданий федеральной службы исполнения наказаний. Снова появившись, улица окончательно заканчивается лишь во 2-м пугачевском поселке.
Ситуация, которая сложилась в настоящее время на пересечении Пугачева с улицей Вавилова, выглядит совершенно нелепо. Пугачева не просто гипотетически может продолжаться через Вавилова, псевдо-бульвар перед домом и само жилое здание — она так и была построена. Подобие тротуара на Вавилова имеет очевидный разрыв в том месте, где должна продолжаться улица Пугачева. Но когда-то в мэрии решили, что этот отрезок проезжей части не нужен. Поэтому въезд на него перекрыли, а на довольно большом пустом пространстве перед домом №8/26А соорудили нечто вроде «сквера».
Хотя назвать его таковым без кавычек в настоящее время затруднительно. Несколько прямоугольных кусков газона и круглых клумб не всегда можно разглядеть, поскольку между ними и возле них активно паркуют автомобили все, кому не лень.
Дом №8/26А местные градостроители почему-то решили построить таким образом, чтобы ее геометрический и визуальный центр оказался ровно на оси улицы Пугачева. При этом «заботливые» авторы и те специалисты мэрии города, кто согласовывал проект, не стали делать дом №8/62А сплошной стеной. В центре здания они предусмотрели трехчастную арку высотой в два этажа, которая позволяет двигаться через дом автомобилям почти любых габаритов в обе стороны. Причем у каждого потока получается своя арка для движения.
Сам жилой дом имеет претензию на архитектурность, хотя и очень напоминает при этом типовые многоэтажки. У дома несимметричная структура, поскольку к центральной 12-этажной части, имеющей четкую идею и форму, пристроены по обе стороны два крыла разной этажности и внешнего вида.
Если присмотреться к карте, то становится очевидно, что этот дом, к примеру, можно было построить чуть правее, сдвинув его в сторону центра (территория рядом с ним и сейчас пустует). Таким образом, левый край здания, если смотреть на него с Вавилова, оказался бы на границе улицы Пугачева, не перекрывая ее.
Но вместо этого дом возвели в прямом смысле посреди улицы!
В настоящее время проехать через арки невозможно по двум причинам. Во-первых, они перекрыты воротами. Во-вторых, жильцы дома, как это модно в Саратове, конечно же провели «операцию огораживания», закрыв часть придомовой территории решеткой. При этом калитки в арке здания и в заборе во дворе обычно открыты, что превращает территорию в прямом и переносном смысле в проходной двор.
При этом улица Пугачева, по сути, теперь просто огибает дом слева. И конечно очень востребована автомобилистами. Ведь даже в таком неудобном состоянии Пугачева позволяет достаточно оперативно добраться с Вавилова до Большой Казачьей или Московской без необходимости выезжать на вечно стоящую теперь в пробках улицу Астраханскую.
Виражи, которые приходится устраивать автомобилистам, чтобы объехать жилой дом и снова попасть на настоящую улицу Пугачева, породили другую проблему. Рядом со зданием №8/26А в доме эпохи сталинского классицизма находится Гимназия гуманитарных наук. Ее ученики подвергаются опасности попасть под колеса большого количества автомобилей, которые вынуждены объезжать многоэтажку, чтобы с одной части улицы Пугачева попасть на другую. Если бы проезд через арки здания существовал, то у львиной доли водителей отсутствовала бы необходимость ездить мимо здания, в котором расположена гимназия.
По сути, в этой точке города сложилась та же ситуация, что существовала и на пересечении улиц Чапаева и Челюскинцев. В настоящее время через дом с аркой там есть движение. На Вавилова ситуация противоположная и мэрии необходимо принять меры, чтобы повлиять на эту ситуацию.
***
Эксперты по градостроению подчеркивают: когда транспортные издержки становятся слишком большими, город превращается в изолированные, не связанные между собой куски урбанизированных территорий. Улицы Саратова, по разным причинам оканчивающиеся тупиками, - это те самые вроде бы незначительные частицы, которые в итоге формируют крайне вязкую городскую среду.
Проблема таких улиц требует внимания со стороны представителей муниципального управления и архитектурно-градостроительного сообщества. Необходимо по меньшей мере хотя бы собрать все данные по подобным улицам и проанализировать, в каких конкретных точках ситуацию можно изменить, и разработать план действий. Пересечение Вавилова и Пугачева - то место, с которого можно начать уже сейчас.
Принципиально иного исторического центра, чем есть, в Саратове не будет. Не все ошибки советской эпохи, пост-советского времени и более ранних периодов, к сожалению, можно исправить. Но относиться к тем, которые подлежат исправлению, как к приговору, точно неправильно.
Денис Жабкин 8 декабря 2017 (02:55)
Дополнения: улицы ещё длиннее:
Железнодорожная начинается не от Рабочей, а ещё от 2-ой Садовой - на этом участке дома до №№18. Далее до Рабочей она застроена промзоной. После Большой Садовой улица вновь продолжается до Крайней. Там дома до №№152.
Большая Садовая после Астраханского переезда спускается к Волге. На её бульваре ещё стоит недостроенный католический храм.
Что касается описанной ситуации, то она аналогично арке дома в Мирном переулке. Жители перекрыли её забором. И здесь и там жители ожидаемо выступают против того, чтобы прямо через их дом проходила "круглосуточная автодорога". А во время строительства дома, перекрывшего Пугачева, вопрос возмущённых перекрытием улицы саратовцев поднимался даже в газете "Коммунист". Но дом все равно построили.