4 июля 2013 (18:00) | Наталья Левенец
В 20-х числах июня в правительстве поднялась бурная дискуссия вокруг бюджетного секвестра, связанного с падением нефтяных доходов и замедлением экономического роста. Спорили ведомства и о том, куда направить средства, сэкономленные за счет урезания бюджетного трансферта Пенсионному фонду. Наконец федеральное правительство определилось с приоритетами и цифрами бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов и вынесло проект на обсуждение в Госдуму.
Казенный оптимизм
В «Основных направлениях бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» противоречия между растущими задачами и падающими доходами оказались не то чтобы сняты, но нивелированы оптимизмом разработчиков, уверенных, что к концу 2013 года в стране снова начнется рост экономики.
Итак, Минфин признал ошибочность предыдущего прогноза на 2014-2016 годы. Но, подтверждая серьезный спад в первом квартале этого года, прогнозисты сулят ускорение роста ВВП с 3,7% в 2014 году до 4,2% в 2016-м. Однако до радужных цифр предыдущего прогноза рост не дойдет. Главными драйверами роста станут не нефтегазовые доходы, а потребление и инфраструктурные государственные проекты. В «Основных направлениях» сказано и о дефиците бюджета: в 2014 году дефицит федерального бюджета возрастет по сравнению с прежним прогнозом и составит 412,2 млрд рублей, в 2015-м – 543,6 млрд рублей, в 2016-м – 549,3 млрд рублей.
Очень изобретательно решен вопрос инфляции. Аналитики Белого дома умудрились увидеть ее снижение из-за ослабления роста цен на продовольственные товары с конца 2012 года. Оказывается, это имеет место быть, а причина в том, что снижены ввозные пошлины на продовольствие в связи со вступлением России в ВТО.
На 24 июня 2013 года прирост инфляции составил 3,5% (к декабрю 2012 года). В текущем году планируется удержать прирост цен в границах 5-6%, а к 2015 году снизить до 4-5%. Эта задача признается выполнимой, несмотря на то что «повышение тарифов с 1 июля создаст определенное инфляционное давление». В среднем для всех категорий населения рост цен на электроэнергию прогнозируется в 2013 году на 9-10,5%, но к 2016 году снизится до 7,5-8%. Средний рост оптовых цен на газ прогнозируется в 2013-2014 годах на уровне 15%, но к 2016 году он снизится до 10,5%.
Во имя майских указов
Под оптимизацию (читай – секвестр) попадут межбюджетные трансферты Пенсионному фонду. Сделать это удастся за счет применения дополнительного тарифа страховых взносов для ряда категорий (прежде всего малого бизнеса). На 5% будут сокращены с будущего года бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. Сэкономленные средства пойдут на выполнение майских указов президента, требующих поэтапного повышения зарплат бюджетников.
В «Основных направлениях» прописаны примерные цифры ассигнований на поправку дел работников бюджетной сферы федерального уровня и выполнение других указов (переселение из ветхого жилья, стимулирование рождаемости и пр.). Например, в 2016 году федеральным бюджетникам перепадет 61,7 млрд рублей – трогательная забота в соответствии все с теми же указами проявлена о госслужащих, включая судей. Эта категория получит куда больше, чем прочие. Совершенствование системы оплаты труда и госгарантий для бюджетной элиты заслуживают 53,4 млрд руб. в 2014 году, 60,1 млрд руб. в 2015 году, 69,1 млрд руб. в 2016-м.
Сетования на крайнюю напряженность бюджета не повод оставить без внимания подготовку к чемпионату мира по футболу, который пройдет в РФ в 2018 году. На строительство стадионов и обеспечение безопасности предлагается потратить 30 млрд руб. в 2014 году, 47,2 млрд руб. – в 2015-м и 38,1 млрд руб. – в 2016-м.
Извините, не до вас
Новые бюджетные параметры, предложенные правительством, активно обсуждались в Госдуме. Причем впервые на столь ранних подступах к конечной редакции документа. Нетрудно понять, что большая нагрузка по выполнению майских указов падает на регионы, а между тем объем федерального трансферта иным уровням бюджетов будет снижаться. В 2014 году он предполагается более низким, чем в 2013-м, и в дальнейшем эта тенденция сохраняется. В то же время в рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов, связанных с реализацией майских указов, в размере не менее 100 млрд рублей ежегодно.
Но как быть с долгами регионов? В «Основных направлениях» никаких новых средств от долговой болезни не названо, зато в числе первых способов покрытия бюджетного дефицита числятся все новые банковские кредиты, из-за которых часть субъектов Федерации уже следует признать банкротами. Депутат Госдумы от Саратовской области Антон Ищенко, присутствуя 2 июля на заседании комитета по бюджету и налогам ГД, задал ряд вопросов министру финансов РФ Антону Силуанову. Что делать с астрономическим долгом региональных бюджетов величиной в 1,2-1,5 триллиона рублей? Готово ли правительство использовать конвертируемые облигации, по которым ФБ будет давать гарантии по долговым обязательствам региональных бюджетов, готово ли оно искать другие формы снижения долговой нагрузки? Но от обсуждения вопроса о конвертируемых облигациях с федеральной гарантией по региональным долгам Антон Силуанов уклонился. Судя по ответу главы Минфина, большой трагедии в закредитованности регионов федералы не усматривают. Часть бюджетных кредитов регионам реструктурирована (то есть пролонгирован срок погашения), часть субъектов РФ, по словам Силуанова, активно выпускают облигации сроком на 3 года и более, так что заимствования получаются существенно дешевле, чем кредиты. Наиболее глубоким должникам будет оказана поддержка в виде рефинансирования их коммерческой задолженности через бюджетный кредит. Некоторые надежды связаны и с попытками государственной власти и Центробанка снизить ставки по банковским кредитам экономике.
Попытка углубить тему, предложить механизмы рефинансирования долгов субъектов через приобретение региональных облигаций Фондом национального благосостояния опять же не дала результата. Но почему? Почему деньги ФНБ вкладываются в имиджевые, но совершенно не горящие проекты типа скоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, но при этом начисто игнорируются острые проблемы – тот же мост через Волгу, состояние которого уже представляет угрозу для жизни? Но и на этот вопрос не ответил дирижер федеральных финансов.
Кстати, судя по федеральным СМИ, «Основные направления» уже получают большую критику с разных сторон. Да и на том же бюджетном комитете ГД прозвучали весьма серьезные претензии к проекту: во-первых, цифры запланированных доходов вызывают серьезные сомнения с точки зрения их обоснованности, а во-вторых, даются взаимоисключающие прогнозы. Например, при падающей добыче нефти почему-то поднимается курс рубля.
Дмитрий 18 июля 2013 (14:01)
Да в футбол чиновники играют хорошо