9 6

21 мая 2013 (14:02) | Александр Орлов

Последний причал Саратова

или Кто разрушил причальную стенку набережной Саратова?
Последний причал Саратова

Третьего мая любой человек, оказавшийся на набережной, мог стать очевидцем занятной картины. Экскурсионный теплоход «Александр Невский» не стал причаливать к набережной Саратова, а встал на якорь неподалеку от берега. Прибывших по воде в наш город туристов пришлось доставлять на сушу при помощи теплохода «Волга-1», причалившего к плавучему ресторану «Шансон». Для отдыхающих подобная прогулка могла стать еще одним приключением на отдыхе. Однако для саратовцев это совсем не повод для радости. Сложившаяся ситуация означает, что причальную стенку Саратова больше нельзя эксплуатировать. А это конец речных пассажирских перевозок. В причинах происшедшего разбирался корреспондент ИА «СтройСар».

Что такое причальная стенка? Это инженерно-техническая конструкция – вертикальная бетонная стена, протянувшаяся на 642 метра вдоль набережной Космонавтов. Состоит сооружение из надводной и подводной части. К ней подведены коммуникации: кабели электроснабжения, водопровод, а также канализация, которыми пользуются причаливающие суда. Вторая функция постройки – укрепление берега. При этом причальную стенку не ремонтировали с момента постройки. Инженерная конструкция находилась в федеральной собственности, оставаясь на балансе у пассажирского порта. А пользовалось ею ОАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ), проводившее речные перевозки.

Стена раздора

О существовании причальной стенки широкая общественность узнала в 2008 году. Когда собственник ПРУ бизнесмен Александр Тимошок поссорился с профильным министром, курирующим речные перевозки, Сергеем Шейкиным. Речник обвинил чиновника в том, что последний не заплатил по итогам 2007 года миллион рублей субсидий за перевозку льготников.

Между бизнесменом и министром возник конфликт, в который оказались втянуты Счетная палата Саратовской области, арбитражный суд, проверяющие органы и федеральные чиновники из Росимущества, распоряжавшиеся причальной стенкой.

Сергей Шейкин заявил, что бизнес-структуры Александра Тимошка распоряжаются причальной стенкой бесплатно, при этом извлекая из нее существенную прибыль – так называемый портовый сбор. В свою очередь коммерсант настаивал на том, что эксплуатация самой конструкции является убыточной, а деньги с проходящих кораблей берут за целый комплекс услуг: диспетчерскую службу, электроснабжение, работу матросов.

Однако министр убедил федеральных чиновников объявить конкурс на право распоряжения причальной стенкой. Победителем его стала организация «Берег-2008», образованная незадолго до этого. За право распоряжения имуществом на правах аренды она предложила 3 млн рублей в год. Покрывать аренду компания решила за счет кораблей. Кроме этого, министр добился отстранения структур Александра Тимошка от работы на социальных маршрутах. Для обслуживания дачников он привлек фирму из Казани.

В результате в 2009 году навигация на саратовском участке Волги все же состоялась, но число льготных маршрутов было сокращено с трех до двух! Да и расходы на их обслуживание выросли с 8 до 11 млн рублей. Рост совпадает с размером аренды. А на набережной, неподалеку от бара «Брудершафт», появилась синяя будка, в которой сидел диспетчер ООО «Берег-2008». Так компания управляла навигацией на саратовском участке реки Волги.

Бунт туроператоров

Однако уже в 2010 году появились первые недовольные работой «Берега». Ими стали представители туроператоров, которые протестовали против того, что в Саратове был самый высокий причальный сбор в Поволжье – 1750 рублей. ОБ этом сообщало ИА «Саринформ»

«Нигде нет таких сборов, все судовладельцы в шоке, – заявила Белла Гордеева, директор ООО «Бюро путешествий и экскурсий «Саратовское»,– из-за этого, в частности, сокращается время стоянки туристических теплоходов. Раньше они стояли в Саратове до пяти часов, теперь только три».

Но тогда областной минтранс не имел претензий к арендатору и «юридической чистоте сделки». При этом чиновники лукавили. В соответствие с заключенным госконтрактом, помимо обязанности платить аренду, компания должна была ремонтировать причальную стенку. Но директор компании «Берег-2008» Татьяна Долотина в своем комментарии газете «Взгляд» поясняла: «В 2009 году мы не проводили капитальный ремонт. У нас немало других задач». Более подробно о работе компании тогда рассказал «Взгляду» первый директор «Берега» – Евгений Докторов. Экс-руководитель объяснил, что главой «Берега» он был только на бумаге. Истинным хозяином организации был и остается руководитель МЧС Волжского района Саратова Андрей Кобзаренко. Именно эмчээсник выступил с инициативой участия в конкурсе за право аренды причальной стенки. Но план заключался в том, чтобы перепродать право аренды бывшему перевозчику, ПРУ, по более высокой цене. Успех действий «Берега-2008» в организации перевозок Евгений Докторов объяснял «поддержкой министра Шейкина». Но и после того, как министр покинул свой пост в 2009 году, пользователь причальной стенки и казанский перевозчик продолжили свою работу. Притом что государственная компания ГАУ «Управление пассажирских перевозок» на 2011 год получила по статье «речные перевозки» внушительное финансирования – 21 млн рублей. Хотя еще тремя годами ранее выделяемая сумма составляла лишь 8 млн.

Первый срыв

Проблемы начались позднее, в 2012 году, когда комитет транспорта возглавил Василий Разделкин. Начало навигации прошло по плану, и 29 апреля первые речные теплоходы отправились от саратовской набережной. Однако к началу навигации прошлого года обнаружились серьезные проблемы в состоянии причальной стенки. Но чиновники не желали замечать проблему. Так, представитель комитета транспорта Алексей Корж заявлял журналистам: «Какие могут быть к нам вопросы по поводу навигации и набережной? Зона нашей ответственности – это три социальных маршрута. Для этого мы ежегодно проводим конкурсы на определение организации-перевозчика. Другими вопросами мы не занимаемся и не имеем на то никаких полномочий. Причальная стенка и земля находятся в ведении Росимущества, благоустройство территории – в ведении муниципалитета».
 
Несколько оптимистичнее был настроен зампред правительства области Юрий Моисеев: «У нас есть желание улучшить, модернизировать речной порт. Это речные ворота Саратовской области. Вопрос наших возможностей, как это все будет выглядеть, сейчас решается. В планах все это есть. В ближайшее время будем проводить совещание по вопросам укрепления берега и реконструкции набережной. В этом году мы ее часть даже продолжим до улицы Большая Садовая». Однако закончилась навигация совсем не так радужно, что был вынужден признать Василий Разделкин во время прямой линии, проведенной в пресс-центре «Сароблгаза»: «В прошлом году у нас был один недобросовестный партнер, который сорвал навигацию 1 августа, так как не смог выполнить свои обязательства. Договор с ним был расторгнут и, сейчас мы находимся в затяжном судебном процессе, когда этот товарищ требует с нас 15 млн рублей убытков, которые он даже не успел понести. Тем не менее, в понедельник будет объявлен новый конкурс и таких ошибок мы больше не допустим». И снова чиновник оказался неправ.

Инфраструктурный крах

Эффект разорвавшейся бомбы произвело заявление саратовского прокурора Виктора Ростова, сделанное в конце марта 2012 года: «Свыше 25 лет объекты речной инфраструктуры не ремонтировались. Прокуратура подала несколько исков к арендаторам причальной стенки в Саратове и Хвалынске. И если в Хвалынске еще кто-то шевелится, то в Саратове еще нет. Если мы не решим вопрос с причальной стенкой в ближайшее время, то скоро пароходам некуда будет причаливать». Информация о плачевном состоянии стала известна после начала прокурорской проверки, приуроченной к передаче причальной стенки в другую форму собственности. После того как было завершено строительство нового участка набережной, власти города и области договорились о том, что вся вводимая инфраструктура будет передана муниципалитету. Но в нагрузку к новому участку набережной властям Саратова должна перейти и причальная стенка. Однако в ходе прокурорской проверки выяснилось, что пользоваться ею уже практически невозможно, более того, не ясно, как проводить ее ремонт. «Ремонтировать пока еще нечего – никаких документов на это гидротехническое сооружение нет ни у кого, даже у Управления Росимущества. Арендаторы говорят: мы не знаем, что ремонтировать, нужно обратиться к ученым. Ученые говорят: давайте документы. Замкнутый круг», – заявил прокурор.

 

Но казалось, что не все эксперты отнеслись к этой проблеме со всей серьезностью. То ли ввиду самонадеянности, то ли недооценивая всей важности, зампред облправительства Сергей Канчер заявил: «Комитет должен сделать все по навигации. Я всей информацией владею и по состоянию этой стенки, и по ситуации с перевозчиками. Эти вопросы очень важны, и их нужно решать. Навигация должна начаться в срок!»

Куда менее оптимистично был настроен прежний пользователь причальной стенки Александр Тимошок в своем комментарии «Коммерсанту». По словам председателя совета директоров компании «Пассажирское речное управление», в нынешнем сезоне открыть навигацию будет крайне сложно.

 «Конкурс для поиска перевозчика объявлен, конечно, поздно. Но я так понимаю, правительство поставлено в сложные обстоятельства. В целом, что касается открытия навигации в этом году, я не завидую транспортному комитету. Насколько я понимаю, в условиях этого года вообще невозможно организовать перевозки. В прошлом году, в октябре, причальная стенка признана непригодной для эксплуатации. Нет причальной стенки, нет пассажирского порта. Как в таких условиях можно организовать перевозку, я не знаю», — сказал руководитель ПРУ.

В итоге уже в мае 2013 года причальная стенка была передана в муниципальную собственность. Параллельно с этим областным чиновникам пришлось идти за помощью в организации перевозок к Александру Тимошку, которого еще несколько лет назад предшественники нынешних руководителей пытались выдавить с Волги. К началу майских праздников итоги конкурса на определение перевозчика не были подведены. В то же время стало очевидно, что единственным претендентом на работу по социальным маршрутам станет ОАО «ПРУ». В своем комментарии «АиФ» член совета директоров ЗАО «Пассажирское речное управление» Светлана Тимошок (дочь Александра Тимошка) сообщила, что первые дачные перевозки в Шумейку начнутся в мае: «Перевозить горожан будут на речном судне «Москва-62». Однако движение теплоходов по направлению Саратов - Сосновка планируется в середине лета. Что касается причала круизных судов, пока теплоходы будут стоять на рейде, а пассажиров на берег будут доставлять специальные суда. Позже планируется упорядочить работу – соорудить специальную конструкцию, либо установить дебаркадер».

Таким образом, навигация 2013 года в Саратове оказалась практически сорванной, так как ни о полноценной работе речных трамвайчиков, ни о нормальном причаливании судов к берегу говорить не приходится. При этом глава комитета транспорта Василий Разделкин все еще пытается сохранить лицо. В ходе прямой линии он отмечал: «Кроме водного сообщения существует и автобусное. Можно сесть на автобус и доехать. Пассажирам не надо ехать к Волге, они могут сесть на автобус у Сенного рынка». Его не интересовал тот факт, что автобус куда менее комфортный вид транспорта, чем водный; что стоимость билетов выше в некоторых случаях в три раза; что вместимость автобуса и речного трамвайчика различается в разы.

Позднее чиновник был вынужден признать, что стандартного автобусного сообщения недостаточно. Об этом сообщалось в начале мая на официальном сайте правительства области. «Комитетом транспорта были организованы дополнительные автобусные рейсы, следующие по направлениям на Сосновку и Широкий Буерак. Отправка автобусов будет осуществляться от набережной Космонавтов». Как значилось в сообщении, через дебаркадер и теплоход «Волга-1», удалось доставить 1000 туристов с шести круизных лайнеров, проплывавших мимо Саратова.

В то же время конкретных предложений по дальнейшей судьбе причальной стенки чиновник так и не сформулировал: «Понимание о дальнейшей эксплуатации причальной стенки имеется и у нынешнего балансодержателя, и у правительства области. На сегодняшний день существует предварительная договоренность о проведении обследования данного объекта. По его итогам будет подготовлена документация о возможности и необходимости проведения работ на всем ее протяжении (642 м) или на отдельных ее участках. Уже сегодня экспертами оценивается возможность функционирования второго и третьего причалов посредством проведения некапиталоемких мероприятий. Это позволит задействовать их для эксплуатации». Судя по этому заявлению, о капитальном ремонте речь не идет. Максимум, на что сподобятся чиновники, – на частичное восстановление работоспособности двух причалов.

Между тем остается вопрос: куда пошли деньги, много лет собираемые пользователями причальной стенки с кораблей? Почему ни один из пользователей и собственников не озаботился вопросами поддержания ее в технически исправном состоянии? Тем более что такая обязанность была прямо прописана в контракте, например, с ООО «Берег-2008». Но несмотря на это, в течение нескольких лет контракт с арендаторами не расторгался. А областные чиновники, ответственные за обеспечение транспортной доступности в области, не обращали внимания на то, что причальная стенка разрушается, и продолжали эксплуатировать, несмотря на то, что первые заключения о ее технической неисправности появились в 2011 году!

Очевидно, что в данном случае нельзя исключать коррупционную составляющую со стороны госчиновников, курирующих финансовые потоки на осуществление водных перевозок. Ведь несмотря на то, что затраты на перевозки росли, получающие государственные средства компании так и не озаботились сохранением временного используемого ими имущества. А расплачиваться за это вновь придется налогоплательщикам Саратова. Так как именно на и без того дефицитный муниципальный бюджет теперь ляжет еще одна обязанность – финансировать восстановление причальной стенки. А это означает, что ее ремонт может существенно растянуться во времени, так как выделение денег на него в этом году не предусмотрено.

Ястребы над Волгой

Альтернативой дальнейшему увяданию саратовской набережной может стать привлечение частного капитала для комплексного освоения территории, а заодно и восстановления причальной стенки. Конечно, сама инженерная конструкция вряд ли заинтересует потенциального инвестора - много заработать на швартующихся судах вряд ли удастся. Вложения могут быть выгодны только в том случае, если на набережной будет реализован некий инвестиционный проект.

Несомненно, желающие, например, на участие в проекте комплексной реконструкции набережной, найдутся. «В нагрузку» их можно обязать провести ремонт причальной стенки и взяться за ее содержание.

Самыми явными претендентами пока являются предприниматель Александр Тимошок и облдеп Сергей Курихин. Первый владеет недвижимым имуществом, зданием пассажирского пароходства, имеет свой небольшой флот, состоящий из нескольких экскурсионных и рейсовых кораблей. К тому же Александр Тимошок еще до своего конфликта с экс-министром транспорта Сергеем Шейкиным пытался лоббировать создание в районе старой набережной выставочного центра поволжского масштаба. Конечно, кризис мог внести существенные коррективы в его планы, так как для реализации этого проекта бизнесмен планировал привлечь стороннее финансирование.

Второй претендент на земельный участок – представитель строительного лобби Сергей Курихин. Он контролирует грузовой порт Саратова, а следовательно и земельный участок в районе пассажирских причалов, находящийся на балансе предприятия. Кроме этого, бизнесмен имеет наработанные контакты в Управлении Росимущества (собственник земли) и в городской администрации Саратова (собственник причальной стенки), что, безусловно, облегчит процесс достижения необходимых договоренностей. Свои активы бизнесмен оберегает от посягательств нецивилизованного бизнеса. Именно Курихин способствовал тому, что территорию набережной покинул бизнес-представитель армянской диаспоры. Принадлежавшие ему СМИ боролись против размещения на смотровой площадке набережной кафе «Буратино», владельцем которого являлась  семья экс-мэра Юрия Аксененко, и критиковали разрастание ресторана «Брудешафт», занявшего часть набережной неподалеку от моста.

К слову, на этих этапах интересы обоих претендентов на освоение набережной совпадали. Однако позднее у бизнесменов возник конфликт. После этого грузовой пассажирский порт Сергея Курихина отказался продлевать с контракт ОАО «ПРУ» Александра Тимошка на аренду земельного участка набережной. Параллельно с этим на развлекательные заведения, принадлежащие Тимошку, начали атаку члены Общественной палаты и чиновники из Росимущества. Председатель совета директоров ОАО «ПРУ» в свою очередь пытался через СМИ обвинить депутата в попытках рейдерства. Александр Тимошок в своих выступлениях утверждал, что Сергей Курихин предлагал ему действовать сообща и лоббировать комплексную реконструкцию набережной.

В ситуации, когда власти города и области могут лишь безучастно наблюдать за происходящим, шанс может получить некая внешняя сила, например, федеральные инвесторы, которых сможет привлечь и заинтересовать грамотный лоббист. Благо все ресурсы для этого в губернии имеются.


Фотографии

 

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить