24 июня 2013 (15:30) | Наталья Левенец
Областной филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата «Росреестра» – один из самых активных участников арбитражных процессов. Только сейчас порядка восьми предприятий оспаривают ставки государственной кадастровой оценки земель (ГКОЗ), требуя признать кадастровую стоимость равной рыночной.
С марта этого года в областном арбитраже рассматривается иск ЗАО «Производственное предприятие ЖБК-3» (Энгельс). ЖБК-3 требует приведения стоимости трех участков к рыночной и внесения изменений в ГКОЗ с 2007 года. С самого начала дело приняло неожиданный оборот:
«Мы оспаривали в суде результаты оценки от 2007 года, но там выяснилось, что в 2009 году областное правительство изменило их специальным постановлением, – рассказала ИА «Стройсар» юрист компании Мария Шарова. – В результате по двум участкам кадастровая стоимость существенно снизилась, но по третьему она по-прежнему значительно превышает рыночную».
Всего несколько дней назад закончило судебные баталии балаковское ЗАО «Гидроэлектромонтаж» – ветеран антикадастровых битв, когда-то ставшее первой ласточкой в борьбе с результатами ГКОЗ 2007 года. После иска балаковцев тему многочисленных ошибок в ГКОЗ подняли на щит все, и в результате в 2009 году областное правительство внесло значительные изменения в постановление, которым вводились в действие ставки оценки 2007 года. К тому же было установлено, что предприятие, проводившее оценку, действовало по методике, отличной от утвержденной на государственном уровне.
Рыночная оценка участка под балаковским ЗАО «Гидроэлектромонтаж», проведенная в рамках судебной экспертизы еще в 2008 году, составила 20 млн руб, по ставкам государственной кадастровой оценки земель (ГКОЗ) 2007 года участок стоил 66 миллионов, после корректировки в 2009 году оценка снизилась до 60 миллионов. Предприятию-арендатору в ситуации, когда ставки аренды привязаны к ГКОЗ, оплачивать из своего кармана огрехи федеральной методики совсем не интересно.
Однако «Гидроэлектромонтажу» все это мало что дало. Рыночная оценка участка, проведенная в рамках судебной экспертизы еще в 2008 году, составила 20 млн руб, по ГКОЗ 2007 года участок стоил 66 миллионов, после корректировки в 2009 году оценка снизилась до 60 миллионов. Предприятию-арендатору в ситуации, когда ставки аренды привязаны к ГКОЗ, оплачивать из своего кармана огрехи федеральной методики совсем не интересно. Но только в 2012 году решением областного арбитража в ГКОЗ были внесены изменения и кадастровая оценка участка сравнялась с рыночной. Увы, отсчет пошел с момента вступления в силу решения суда, а не с 2007 года, как добивалась компания.
Точно такой же оборот в конечном итоге приняла ситуация с ОАО «Молочный комбинат Энгельсский». По ГКОЗ от 2007 года участок под предприятием был оценен в 24 млн рублей, после изменений в ГКОЗ в 2009 году – уже в 160 миллионов, в то время как по рыночной оценке земля стоила 38 миллионов рублей. Суд первой инстанции не только признал рыночную оценку, но и потребовал от нашего филиала кадастровой палаты внести изменения с 2007 года. Это решение устояло и в апелляции, но рухнуло в окружной инстанции в Казани, которая постановила изменить оценку с октября 2012 года.
«Практика решений по кадастровой оценке в нашем федеральном округе ужесточилась именно в этом году, – рассказывает член региональной Общественной палаты юрист Николай Скворцов. – До этого еще были другие решения, когда изменения вносились с момента введения в действие ошибочной ГКОЗ и у предприятия возникала значительная переплата по аренде или земельному налогу».
Отметим, что суды ссылаются в этих случаях на постановление Президиума Высшего арбитражного суда от 2011 года. А между тем с 1 января 2013 года в действие уже вступила новая ГКОЗ в части земель промышленности, находящихся в составе поселений. И уже есть иски по оспариванию новой оценки.
«В целом значения новой ГКОЗ для земель промышленности более адекватны, но иски уже есть», – констатирует Николай Скворцов.
Но какой смысл оспаривать старую оценку, если она уже не действует?
«Многие надеются, что практика все же будет изменена и огромная переплата, возникшая из-за ошибок методики, будет зачтена компаниям».