31 января 2014 (15:09) | Елена Симонцева
На последнем заседании комиссии Саратовской гордумы по промышленности, транспорту, связи и торговле вновь говорили о несовершенстве дорожных покрытий славного города С. Затронули и тему тротуаров, которую обычно стыдливо замалчивают. Депутат Виктор Марков признал, что на улице Московской, после проведенного прошлым летом капремонта проезжей части, тротуары остались изувеченными. Прозвучала также информация, что в текущем году отремонтируют 26 тысяч квадратных метров пешеходных отрезков. Правда, адресов и явок не назвали. За неизвестностью!
Полосы земли
Площадь городских тротуаров, по информации комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова, на сегодняшний день составляет 2,3 млн кв. метров. Это примерно в 3 раза меньше площади автомобильных дорог, закрепленных за данным ведомством. И если ремонт и поддержание в порядке последних медленно, но ведется, то приличное состояние пешеходных покрытий явно не стоит в приоритете перед городскими чиновниками. Хотя они признают важность проблемы и бодро оповещают о проделанной в данном направлении работе. Так, 21 мая прошлого года на заседании комиссии Саратовской гордумы по градостроительству, ЖКХ, архитектуре и земельным ресурсам заместитель главы администрации Саратова Дмитрий Федотов вновь подтвердил, что состояние городского тротуарного покрытия – одна из наиболее острых проблем. Солидарны с ним были и другие представители власти.
По информации заместителя председателя городского комитета дорожного хозяйства Владислава Будникова, предоставленной порталу «Стройсар», в «рамках содержания и ремонта улично-дорожной сети г. Саратова» в 2012 году в областном центре было отремонтировано более 50 тысяч кв. метров пешеходных зон, а в прошлом – 69 тысяч кв. метров. Тогда как господин Федотов 21 мая 2013 «планировал» отремонтировать за год всего 30. Согласно данным цифрам, ремонт идет с опережением плана.
А ужасающее состояние городских пешеходных покрытий почему-то остается неизменным. Возможно, саратовские чиновники трактуют значение слова тротуар по «Словарю иностранных слов» 1910 года издания под редакцией Чудинова? Где говорится: «Тротуары – полосы земли, примыкающие к ряду домов и вообще отделенные от мостовой…» И корректно ли вообще размышлять об идеальных условиях для наших пешеходов?
Частичный ответ снова в официальных сводках. По данным городского комитета дорожного хозяйства, на сегодняшний день в Саратове ремонта ожидает порядка 616 тысяч кв. метров тротуаров. Это чуть более четверти от их общей площади (26,8 %). В первостепеннейшем ремонте, по мнению чиновников, нуждается лишь одна пятая (20,2%) пешеходных зон.
Ужасающее состояние городских пешеходных покрытий почему-то остается неизменным. Возможно, саратовские чиновники трактуют значение слова тротуар по «Словарю иностранных слов» 1910 года издания под редакцией Чудинова? Где говорится: «Тротуары – полосы земли, примыкающие к ряду домов и вообще отделенные от мостовой…»
Исходя из того, что средняя стоимость ремонта тротуара с использованием асфальтобетонного покрытия составляет порядка 600 рублей за квадратный метр, приличные тротуары обойдутся городу в 370 миллионов рублей. Для сравнения, в прошлом году на содержание улично-дорожной сети, включающей приведение в порядок и тротуаров, было потрачено около 664 миллионов.
Спасибо и на том
Справедливости ради стоит отметить, что саратовцы, исторически привыкшие к коммунальному хаосу, не умеют требовать многого. И там, где некоторые избалованные идеальными мостовыми гости города возмущенно ахают, земляки смиренно опускают глаза. Так, состояние центрального тротуара на ул. Московской, кажется им почти идеальным. Ведь неоднородное «лоскутное» покрытие, вопреки мнению депутата, все же покрытие! И проходя по нему, есть шанс сохранить обувь в чистоте, а ноги и каблуки в целости. «И вообще, – скажут многие, – смотря с чем сравнивать».
Так, условно, место обитания сносных (с покрытием. – Прим. авт.) городских тротуаров можно ограничить периметром улиц Московская – Советская – Чернышевского – Аткарская. Здесь пешеходные дороги сохраняют приемлемое состояние не благодаря, а вопреки ... Не секрет, что в центральной исторической части города первые этажи зданий занимают преимущественно коммерческие структуры, которые и облагораживают «свою» территорию как могут. И если у предпринимателя есть средства на красивую тротуарную плитку, то «пятачок» перед своей конторой он украсит ей. Если нет, положит лоскут асфальта. Спасибо и на том!
Ведь тротуарные покрытия, находящихся за пределами обозначенного периметра улиц, частенько вообще отсутствуют. Так, Челюскинцев, Гоголя, Зарубина, Посадского вместо тротуаров славятся именно земляными пешеходными полосами. В период межсезонья пройти там можно или в грубой резиновой обуви, или по проезжей части.
И это в двух шагах от городского комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и областного правительства, в городе с почти миллионным населением! Что уж говорить об отдаленных от эпицентра политической жизни районах…
И ничего!
Тем не менее работа по обустройству тротуаров в городе ведется. Чиновники отчитываются за конкретные действия. Не в силах они объяснить лишь свои предпочтения при выборе участка для ремонта. Так, осенью прошлого года, когда шел демонтаж трамвайных рельсов на улице Горького (на участке от Кутякова до Б. Горной), закатали в асфальт и параллельные тротуары. Все бы ничего, но новый слой был уложен поверх хорошего, не изношенного покрытия, которому не исполнилось и пяти лет. Тогда как перпендикулярные данному отрезку Горького улицы так и остались земляными.
У городских чиновников нет даже внятной стратегии относительно тротуарного хозяйства Саратова. Они заявляют, что в этом году отремонтируют 26 тысяч квадратных метров пешеходных дорог, но не знают, где именно.
Аналогичную ситуацию граждане отследили и на Предмостовой площади, на пятачке, где располагается баня под названием «Банный дворик» и частный сектор. Там, по свидетельству очевидцев, новый асфальт на тротуар укладывали также поверх нового.
Портал «Стройсар» попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию депутата Саратовской городской думы Виктора Маркова. «Я соглашусь с тем, что при ремонте дорог и тротуаров допускаются ошибки, но сегодня говорить надо не об этом. Некорректно обвинять только власть. Основная проблема – хроническое недофинансирование города. Если рассматривать вопрос глубже, последние 3-4 года, когда в Саратов поступали какие-то деньги, ремонтировались и автодороги и тротуары. Преимущество, конечно, отдавалось автомобильным дорогам, т.к. они быстрее изнашиваются. Что касается тротуаров, в первую очередь нужно было бы заняться центральными улицами, теми, где много пешеходов. А с учетом того что в этом году по финансированию города мы условно откатились лет на 5-6, то оптимизма я не прибавлю».
Получается, что пешеходное счастье горожан вновь откладывается? Похоже, что так. Но особенно печально даже не это. А то, что у городских чиновников нет даже внятной стратегии относительно тротуарного хозяйства Саратова. Они заявляют, что в этом году отремонтируют 26 тысяч квадратных метров пешеходных дорог, но не знают, где именно. Это как понимать? Как полное безразличие к данной проблеме? Как уровень их культуры (известно же, что где-то до 30 годов XX века саратовцы вообще жили без тротуаров с твердым покрытием – и ничего!)? Как отношение к городу и к горожанам? Или как желание скрыть от нас какую-либо конкретику, чтобы проконтролировать не смогли? Ведь когда нет конкретики и общественного контроля, закатать очередные миллионы в асфальт проще всего. Одним словом, делайте выводы, уважаемые читатели.
Екатерина 28 февраля 2014 (22:41)
Зачем вы об этом пишите? убиваете последнюю надежду на адекватные тротуары. Эх....