12 июня 2013 (10:00) | Денис Жабкин
Я неоднократно поднимал тему резинящих автобусов. И на горячую линию жаловался, и в приемную президента, и в комитет по транспорту направил свое обращение в апреле. И хоть бы что! Сегодня мы прочитаем полученный мной ответ и попытаемся в этой проблеме разобраться…
Для этого давайте сначала проследим за тем, как двигаются автобусы. Причем возьмем не ставшую притчей во языцех полосу общественного транспорта на Московской, с которой все уже 10 лет как ясно, а выйдем на улицу Чапаева. И не просто проследим, а заснимем на видеокамеру и подсчитаем статистику. Для чистоты эксперимента возьмем выходной день, когда на Чапаева свободно и ничто не мешает двигаться с удобной скоростью.
Съемка велась с перекрёстка Чапаева и Рабочей, откуда хорошо просматривается движение автобусов. К сожалению, из-за припаркованных машин часть «резинового» пути просматривается плохо, но все различимо. Разберем отснятый видеофайл продолжительностью 11,5 минуты. Будем засекать время от момента остановки каждого автобуса на Ильинской площади до момента проезда через Рабочую. То есть изучаемое расстояние равно 630 метрам, на протяжении которых расположена 1 промежуточная остановка и 2 светофора, где красный свет загорается на 10-15 секунд.
Перед приведением статистики: не знакомый с саратовскими реалиями человек обратит внимание на то, как ведут себя водители автобусов. Они подолгу стоят на остановке, на остановке перед светофором ждут мигающего зеленого света и трогаются, чтобы проехать метр до светофора и постоять еще. Да и со светофора двигаются очень неохотно. Кто-то разговаривает по телефону (например, водитель автобуса № 53 ах179 на 2 минуте), кто-то курит за рулем (например, водитель автобуса № 2д ао424 на 4 минуте). Они явно не торопятся выполнять свои прямые обязанности – перевозить пассажиров. Это тем более актуально сейчас, когда на улице +30°, и это будет продолжаться до конца недели. А летом в Саратове и до +40° бывает. В раскаленном салоне автобуса в это время на 10 градусов выше. И пассажирам приходится терпеть медленную скорость, продолжительные остановки.
За 11,5 минуты полностью участок от Ильинской до Рабочей преодолели 12 транспортных средств,иИз них 1 троллейбус, 6 автобусов и 5 маршруток. Расставим скорость преодоления участка по возрастающей. Далее приводится время прохождения, вид транспорта, номер маршрута, номерной знак и средняя скорость прохождения участка.
время прохождения |
вид транспорта |
номер маршрута |
номерной знак |
средняя скорость прохождения участка, км/час |
1:18 |
маршрутка |
44 |
т478вн |
29 |
1:20 |
маршрутка |
79 |
х734ео |
28,3 |
1:50 |
маршрутка |
21 |
х421кр |
20,6 |
2:05 |
маршрутка |
83 |
р551ут |
18,1 |
2:45 |
маршрутка |
79 |
в692хс |
13,7 |
2:45 |
автобус |
2д |
х348рн |
13,7 |
3:10 |
троллейбус |
15 |
1230 |
12 |
3:25 |
автобус |
2д |
ао424 |
11 |
4:10 |
автобус |
53 |
о205ух |
9 |
4:40 |
автобус |
90 |
ат777 |
8,1 |
5:13 |
автобус |
53 |
ан756 |
7,2 |
5:30 |
автобус |
6 |
ах920 |
6,6 |
Тут невооруженным глазом видно закономерности даже после 10 минут наблюдения. Большинство часто ездящих пассажиров без льгот потому и предпочитают отстоять очередь на маршрутку и доехать побыстрее, пусть даже в набитом, как бочка селедкой, микроавтобусе. Из автобусов в центре города не «резинят» лишь № 2Д и 2, перевозчиком которых является «Межгортранс». Антирекордсменами стали автобусы № 6 и 53 (перевозчик «Автокомбинат-2») и № 90 (перевозчик СГЭТ). При жалобах чиновники объясняют низкую скорость движения загруженностью дорог и выделенных полос для транспорта (например, говорят, что 108 автобусов в минуту для выделенной полосы – это много!!!). Почему же при абсолютно одинаковых условиях автобусы 6-го, 53-го и 90-гомаршрутов успевают простоять на тех же остановках и светофорах в 1,5 раза дольше, чем автобусы 2-го маршрута и троллейбусы? Эксперимент может повторить или продолжить любой из вас.
Еще интереснее результаты окажутся при измерении участка улицы Чапаева – Белоглинская – Крытый рынок. Тут скорость прохождения у вышеназванных трех маршрутов уменьшается даже до 4 км/час!
Напоследок вот вам еще одно, ускоренное в 40 раз видео, снятое в майские праздники:
За эти 6 секунд проходит 4 минуты, и если автобус приостановится на полсекунды, это значит, что он приостановился на 20 секунд. На видео автобус 53-го маршрута стартует от Белоглинской и едет всего одну остановку до Рабочей (230 м), затем отъезжает от нее.И на это у него уходит все 4 минуты, т. е. средняя скорость 3,5 км/час. Обратите внимание, что по пустой дороге, тормозя общий поток, за 4 минуты в видео в сторону центра проезжает всего один этот автобус, «собирает народ», в то время как в сторону Заводского района проносится три автобуса и троллейбус.
Почему происходит такое, вроде бы нелогичное, на взгляд обывателя, явление?
Об этой проблеме я написал в апреле в Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «"Город Саратов» на имя Данилина В.Ю.
Уважаемый Валерий Юльевич!
Качество пассажирских перевозок общественным транспортом является одним из важных составляющих жизни города и напрямую влияет на его экономическое развитие, на ситуацию с дорожным движением и качество жизни отдельно взятого человека.
В последние годы количество нареканий на работу автобусов большой вместимости на ряде маршрутов существенно увеличилось. Связано это не только с причинами, на которые повлиять сложно или затратно (заторы, пробки, качество подвижного состава). Есть ряд моментов, которые позволят сэкономить бюджетные деньги, а заодно и улучшить качество обслуживания пассажиров.
Жалобы на растягивание графика автобусов таких маршрутов, как 6, 11, 18Д, 53, 90, растут с каждым годом. По словам водителей, такие графики утверждаются транспортным управлением, и они являются заложниками этой ситуации. Но первопричина этой растянутости графиков совсем не пробки, а завышенное количество подвижного состава на маршруте. Опять же из разговоров с водителями на ряде так называемых «дойных» маршрутов подвижной состав раздут в два раза.
Причины этому видятся две:
– во-первых, водитель каждого автобуса платит ежедневную фиксированную «дань» хозяину маршрута, поэтому перевозчику выгодно набрать как можно больше автобусов на маршрут;
– во-вторых, имея большее количество автобусов, можно получать большие отчисления за перевозку льготников из бюджета.
То есть налицо выгоды для перевозчика. Для водителей же это оборачивается следующими последствиями: для того чтобы выдерживать заданный интервал между автобусами, график рейса растягивают на как можно большее время, в результате водители «резинят», чтобы следовать по такому графику. А именно:
– едут со скоростью 10-20 километров в час, а в случае отсутствия пробок и заторов, например в выходные дни, еще медленнее (улицы Чапаева, Тархова, проспекты Строителей, 50 лет Октября и др);
– по выделенным полосам едут со скоростью 5-10 километров в час (улицы Чернышевского, Московская);
– стоят на остановках по нескольку минут;
– специально замедляются перед перекрестками или даже встают под зеленый свет и ждут, пока загорится красный свет, чтобы постоять на перекрестках еще немного;
– если от остановки только что отъехал автобус-конкурент и забрал всех пассажиров, то стоят на остановке очень долго, чтобы набрать побольше пассажиров, т.к. прибыль водителя зависит непосредственно от проданных билетов.
В результаты автобусы сами становятся причиной пробок, т.к. создают за собой вереницу автомобилей и автобусов, которых не пропускают вперед себя. Особенно хорошо это видно на примере улицы Чапаева.
Так, график автобуса № 90 за последние 5 лет по времени увеличился в 1,5 раза, но и он не соблюдается – водители «передерживают» время для того, чтобы собрать больше пассажиров. Утверждение о том, что график растягивают, так как в городе увеличиваются пробки, не соответствует действительности.
Основной график маршрута не должен быть ориентирован на пробки. Пробки имеются в часы пик, а все остальное время (а это превалирующая часть рабочего времени) и в выходные дни автобусы продолжают ездить по «пробочному» графику.
Для пассажиров это проявляется:
– в значительном (и необоснованном) увеличении времени, необходимом для перемещения по городу;
– в моральных переживаниях и нервных стрессах, особенно если пассажир куда-то опаздывает и понимает, что автобус по 5 минут стоит на остановках и преднамеренно едет с очень медленной скоростью;
– в летний период в салонах автобусов температура поднимается выше +30°.
Для города в целом это проявляется:
– в увеличении привлекательности личного автотранспорта перед общественным, так как выигрыш во времени перемещения по тому же маршруту на автомобиле составляет в 3-5 раз быстрее по сравнению с автобусом. Это приводит к тому, что еще больше людей пересаживаются на личные автомобили, еще больше усугубляя транспортную проблему;
– в ухудшении экологической ситуации в городе;
– в быстром износе дорожного полотна, т.к. при медленном движении давление на участок площади значительно увеличивается – это хорошо видно на выделенной полосе на улице Московской, где уже образовалась колея даже на новом покрытии, уложенном всего год назад;
– в ухудшении имиджа города – уже стало насмешкой то, как у нас ездят автобусы № 11, 53, которые называют «экскурсионными», как движется улица Московская. По проблеме медленно двигающихся автобусов было огромное количество статей, телерепортажей и обещаний, но уже 10 лет город не может справиться с этой простой проблемой, наоборот, она усугубляется, что демонстрирует беспомощность властей. И напоминание об этом большинство жителей города испытывают на себе каждый день, когда садятся в эти автобусы.
Для решения этой проблемы не требуется финансовых затрат, скорее, наоборот: надо всего лишь сократить число автобусов на «доходных» маршрутах.
Предложение:
Срочные меры:
Контроль количества выпускаемых единиц автобусов большой вместимости на маршрутах 6, 11, 53, 90. В настоящее время автобусы зачастую не соблюдают даже растянутый график. Например, по моим наблюдениям, 90-й маршрут при поездке от Крекинга до Аэропорта прибывает в конечную точку написанного перед водителем графика прохождения остановок на 10-35 минут позже, имея при этом возможность сделать это вовремя, но умышленно растягивая время в пути для того, чтобы набить салон и обеспечить себе выручку. Это свидетельствует о том, что количество выпускаемых автобусов на маршруте больше необходимого. Либо количество не соответствует пассажиропотоку на линии, и салон наполняется лишь при заниженной скорости маршрута.
Долгосрочные меры:
Ожидаемые результаты:
- экономия средств бюджета (выплаты за льготников, ремонт дорожного полотна);
- уменьшение площади, занимаемой автобусами на улицах города;
- уменьшение заторов на дорогах;
- улучшение качества обслуживания пассажиров (сокращение времени, которое люди тратят на дорогу).
Приложение. Исследование времени перемещения автобуса по незагруженным городским дорогам.
Точки прохождения маршрута № 53 автобусом с госномером ах104 64rus в воскресенье, 15 апреля 2013 года, при отсутствии пробок и заторов на всем протяжении пути.
Время |
Остановка |
14:41 |
Ильинская площадь |
14:44 |
Белоглинская |
14:46 |
Рабочая |
14:48 |
Мичурина |
14:55 |
Крытый рынок (стоянка 4 минуты) |
15:01 |
Губернский рынок |
15:07 |
ЦКР (стоянка 3 минуты) |
15:11 |
Стрелка |
15:14 |
1 Дачная |
15:18 |
Вишнёвая |
15:27 |
3 Дачная (стоянка 2 минуты) |
15:31 |
СНИИМ |
15:35 |
Дворец пионеров |
В итоге можно поcчитать, что весь контролируемый в данном исследовании путь (10,2 км) автобус проехал за 54 минуты, средняя скорость движения составила 11 км/час.
Отрезок на улице Чапаева, от Ильинской площади до остановки Крытый рынок (1,3 км), автобус преодолел за 14 минут, т.е. средняя скорость на этом участке составила 5,5 км/час.
Точки прохождения автобусом маршрута № 53 в вечернее время, при отсутствии пробок и заторов, практически по пустой дороге.
Время |
Остановка |
21:50 |
Ильинская площадь |
22:09 |
Крытый рынок |
То есть отрезок на улице Чапаева, от Ильинской площади до остановки Крытый рынок (1,3 км), автобус преодолел за 19 минут, средняя скорость на этом участке составила 4 км/час.
Точки прохождения автобусом маршрута № 11 в вечернее время, при отсутствии пробок и заторов, по пустой выделенной полосе на улице Московской.
Время |
Остановка |
22:35 |
Ул. Черншевского |
23:00 |
Ул. Астраханская |
То есть отрезок выделенной полосы на улице Московской, от Чернышевского до Астраханской (3 км), автобус преодолел за 25 минут, средняя скорость на этом участке составила 7 км/час.
Точки прохождения автобусом маршрута № 90 в вечернее время при отсутствии пробок и заторов.
Время |
Остановка |
18:10 |
Ильинская площадь |
18:25 |
Крытый рынок |
18:40 |
ЦКР |
18:52 |
Аэропорт |
То есть первые 3,5 км этого пути автобус преодолел за 30 минут, вторые 3,5 км пути – менее чем за 7 минут при абсолютном отсутствии пробок и практически одинаковой дорожной ситуации (лишь несколько дополнительных светофоров и плюс 2 остановки).
Ответ администрации
И вот какой нелепый ответ пришел из администрации.
Из этого следует, что нынешние графики наоборот слишком ужаты во времени, и автобусы 6-го маршрута летают между остановками со скоростью 55 км/час (!) Ау, жители Заводского района и Техстекла. Вам на заметку! Правда, почему-то, по моим подсчетам, скорость по пустой дороге, рассчитанная на основе видеосъемки, составила 6,6 км/час вместо утвержденных 29 км/час.
А я, оказывается, своими предложениями (проверить и пересчитать количество автобусов и графики) пытаюсь ухудшить качество обслуживания пассажиров. Тут снова подмена причины следствиями. Низкая скорость автобусов связана с тем, что их много и невыгодно им соблюдать графики. Они просто не заработаю денег, если будут ехать как положено! И с переполненными салонами они будут стремиться ездить всегда! Чем больше пассажиров, тем больше прибыль. И бороться с этим нужно другим путем: убирая зависимость зарплаты водителя от наполненности салона.
Читаем дальше.
Хорошо, значит, причина № 2 (корреляция между количеством льготников и автобусов) отпадает. Но как убрать первую причину в виде дани? Несколько громких дел по поводу плат за возможность выхода на маршруты за последнее время уже были («Межгортранс» и «Автоколонна № 40»). Но эта практика используется и у других перевозчиков.
В общем, почитав ответ, еще раз перечитайте мое обращение с самого начала и поймете, что наверху ситуацию эту не понимают или делают вид, что не понимают, так что тем, кто вынужден пользоваться общественным транспортом, так и придется иметь дело с «резинящими» автобусами.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
ДА 12 июня 2013 (17:41)
Да люди уже привыкли к медленному движению автобусов и атмосфере бани в салоне. В противном случае давно бы уж собрались все и побойкотили бы. Многие нашли альтернативные пути перемещения. Адаптируются все, такой уж у нас народ.