23 ноября 2021 (07:15) | Кирилл Елисеев
Ситуация, когда жителей и местный бизнес целого населенного пункта оставили без возможности добраться до их домов, без проезда для грузового и экстренного транспорта уже фигурировала в СМИ и Саратовских блогах. Но один из аспектов проблемы, по мнению редакции, остался без должного внимания. А именно его уголовно-правовая составляющая. ИА «Стройсар» попыталось найти ответы на вопросы, была ли при производстве дорожных работ за федеральные средства нарушена бюджетная дисциплина и какова доля коррупционной составляющей в дорожном строительстве в регионе.
Дорожное строительство не для людей
В центре этой истории – хутор Бартоломеевский, расположенный в Саратовском районе Саратовской области, а также строящаяся вблизи крупная федеральная трасса. И небольшое обстоятельство в виде съезда с дороги, который не был построен и отрезал поселок, его жителей и бизнес от цивилизации. Но, учитывая имеющиеся документы, проблемы могут возникнуть и у тех, кто заказывает и ведет дорожные работы. Причем более серьезные, потому что речь может идти о вольном обращении с бюджетными средствами.
После получения трассой Р-228, связывающей Сызрань, Саратова и Волгоград федерального статуса - это произошло в 2013 году - хутор Бартоломеевский, по счастливой случайности, оказался в перспективном месте. Объект федеральной инфраструктуры, пролегающий в нескольких сотнях метров, сразу же повысил престиж этого района и подарил новые перспективы - как жителям населенного пункта, так и действующему на его территории бизнесу. Поэтому к развернувшимся работам по реконструкции и расширению дороги жители отнеслись с надеждой. Надежды были подкреплены проектом (он находится в открытом доступе, на сайте «Госзакупки») где, видно, как хутор связывают с магистралью сразу два удобных съезда.
Дорожники дернули стоп-кран
Но надежды длились не долго. При реконструкции трассы один из съездов – кратчайший до поселка и единственно удобный для крупногабаритной техники, оказался перекрытым. Несмотря на то, что именно этот съезд доступен для грузового транспорта, проезда скорой помощи и пожарной службы. На нем расположен пожарный гидрант, при помощи которого выезжающие на тушение пожарные могут оперативно пополнить запас воды.
Именно этот подъезд к хутору оказался недоступным для проезда сначала из-за поднявшегося на целый метр дорожного полотна, а затем и «благодаря» дорожными ограничителями. У жителей поселка создалось впечатление, что съезд начали строить, но из-за выравнивания дороги и поднявшегося уровня поняли, что это повлечет дополнительные расходы, поэтому бросили. Остатки частично проведенных работ и сейчас можно наблюдать в этом месте. Недостроенный съезд напоминает крутую горку для зимнего катания. Пользоваться им стало невозможно, - заявляют жители поселка.
Первой реакцией актива поселка были жалобы и обращения. Ответом стало письмо заказчика дорожного строительства, регионального подразделения федерального дорожного агентства Росавтодор. В Саратовской области дороги строит входящее в его структуру Федеральное казенное учреждение «Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское»). Дорожники ответили жителям и поселковым предпринимателям, что с 2013 года шла разработка проектно-сметной документации на строительство съезда в хутор. Начиная с 2019 года этим занималось непосредственно ФКУ «Нижне-Волжское», поэтому было в курсе происходящего. Но спустя два года – в 2021-м дорожники из «Нижне-Волжского» выяснили, что один из съездов (292+744) якобы, проходит «через частную территорию». Что и помешало продолжать стройку.
Причем проверкой этой информации на госпредприятии озаботились лишь к 13 августа 2021 года. Уже во время активного ведения дорожных работ, когда часть их была выполнена. Это совпало с получением письма из администрации района №4234/02-09.
В письме за подписью и.о. главы района Андрея Шеметова было указано, что «жителями Хутора Бартоломеевский для проезда в населенный пункт используется автоподъезд со стороны дороги P-228 на км 291+700 …, и в районе АЗС «Европа». В то время как «Автомобильная дорога (автоподъезд к х. Бартоломеевский) в районе 272-744… в собственности органов местного самоуправления отсутствует».
Интересная формулировка, в которой основную дорогу к хутору называют «автоподъезд к х. Бартоломеевский» и игнорируют, а узкую дорогу мимо АЗС обозначают, как главную транспортную артерию. И делают акцент на том, что земля под съездом не числится на балансе у муниципалитета. Хотя это не означает, что земля находится в частной собственности или аренде. Согласно документам, которые имеются в распоряжении редакции, земля в районе спорного съезда находится сейчас в федеральной собственности, так как была изъята (частично из муниципальной собственности, частично из долгосрочной частной аренды) специально - для нужд строительства федеральной трассы, в федеральную собственность. На фото изъятый участок (совпадающий со съездом к хутору) выделен желтым цветом.
Однако именно на основании этих, не подтвердившихся данных, дорожники вынесли свое решение - примыкание дороги к населенному пункту делаться не будет, так как это нарушает «п. 13.6 ГОСТ Р 58653-2019». Причем ответственным за происходящее главный инженер ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» Дмитрий Леонов назначил не себя, а чиновников Саратовского района - съезд они решили исключить из строительства «по согласованию с администрацией».
Нужная «ненужная дорога».
Создается впечатление, что на районных чиновников федеральная структура просто надавила - логики в отказе от строительства удобного съезда на территории района за федеральные деньги просто нет. Как нет и документальных подтвержлдений версии, на которую сослались районные чиновники.
Как рассказывают в ООО «Моторком», база которой расположена в хуторе Бартоломеевский, 2017 году компания обращалось в администрацию с просьбой передать им съезд в частную собственность. На что был получен категорический отказ. Чиновники заявили, что это дорога в хутор (в населенный пункт) поэтому она просто не может быть никому продана или передана в долгосрочную аренду. Теперь же, будто волшебным образом позиция властей поменялась на противоположную: съезд находится на частной земле, - утверждают они.
Секрет в том, что новые тезисы ответа администрации района — это лишь перепечатка письма самого УПРДОР от 5 августа 2021 года. Где говорится, что обустройство съезда было запланировано проектно-сметной документацией, для проезда в поселок и «ранее использовалось жителями». Но уже в следующем абзаце дорожники пишут: «В настоящее время данная автомобильная дорога не используется… вследствие размещения производственной базы».
«В УПРДОР «Нижне-Волжское» считают, что когда мы купили базу, то перекрыли дорогу в хутор. Это неправда. Дорога в хутор, начинающаяся от съезда, никогда по территории бывшего советского предприятия – «Передвижной механизированной колонны» (ПМК) не проходила. В советские времена все предприятия были огорожены и охранялись. Когда в 2017-м мы купили это предприятие, структура была сохранена – его и сейчас ограждает бетонный забор. Так что продажа ПМК никак не означает ликвидацию дороги. Дорога и раньше и сейчас обходит предприятие вдоль стены», - объясняет руководитель «Моторком» Николай Стреляный.
Саму бывшую Передвижную механизированную колонну, а сейчас базу компании «Моторком» в письмах и ответах дорожники называют «объектом придорожного сервиса». Между тем анализ документов и законодательства снова приводит к выводу, что это утверждение не соответствует действительности. Во-первых, предприятие – это часть хутора, вокруг которого он возник в 70-х годах прошлого века. Во-вторых, дорога активно используется жителями. О чем свидетельствуют даже карты Google, где хорошо видно накатанную вдоль бетонного забора предприятия дорогу.
О дороге к хутору изданию рассказала местная жительница Татьяна Ульянова: «Когда начинался ремонт дороги нам обещали, что в поселке будут два съезда с трассы. Проектировщики заявляли, что так должно быть по нормам. Но в итоге, когда ремонт начался, один из заездов нам закрыли. Под выборы, нам обещали сделать второй съезд на Вольский тракт, так сейчас там лишь летняя грунтовая дорога, но теперь и по этому вопросу тишина».
При этом поселок лишается самого удобного из заездов, так как оставшаяся дорога от первого съезда, который отремонтировали дорожники (правда на одну треть от длины по проекту), находится в плохом состоянии - ога идет мимо озера, на открытой местности, что делает его непроходимым зимой. «Каждый снегопад или пурга – это опасность, что дорогу заметет и мы останемся без связи с городом. Даже в прошлые годы по одному два дня зимой приходилось брать отпуска за свой счет, на работе, так как просто не могла выехать из поселка. Так как сначала дорожники всегда сначала чистили магистраль, а к нам приходили после обеда, а то и вечером. Конечно, в этом случае нас выручал «Моторком» так съезд рядом с их промышленной базой они чистили своей же тяжелой техникой, и тем самым помогали всем местным жителям. Поэтому зиму я теперь жду с большими опасениями. А если пурга, и оставшийся съезд заметет? По нему к нам не проедет не скорая помощь, ни МЧС», – говорит Татьяна.
Не менее важно, что оставшийся съезд расположен неудобно, так как заезд в поселок есть, а если нужно выехать в сторону города, то придется делать крюк почти в 12 километров. В случае экстренной госпитализации подобное промедление может стоить человеку жизни.
Но для ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» удобство жителей, похоже, не аргумент. Как и существование бизнеса в районе. Коммерсантам предложили на общих для «придорожного бизнеса» условиях сделать примыкание к дороге за собственный счет.
Непридорожный бизнес
Казалось бы, 99,9% коммерсантов (привыкших нести «социальную нагрузку) в этой ситуации молча стиснув зубы, пошли бы договариваться с дорожниками. Профинансировали бы недоделанные работы за свои средства, но… это слишком большая роскошь во время пандемии и коронакризиса. К тому же, изучив закон и проектную документацию, предприниматели из хутора Бартоломеевский не обнаружили тех обоснований, на которые ссылаются представители ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» вместе с администрацией Саратовского района. Основной бизнес в хуторе – это компания «Моторком», торгующая грузовой техникой. Само предприятие возникло на базе бывшей Передвижной механизированной колонны, возникшей здесь еще в 70-е годы. Официальный профиль бизнеса по ОКВЭД никак не подходит под определение «придорожный». Определение «придорожный» дано в законе и касается гостиниц, СТО, кафе и прочих видов предпринимательской деятельности по обслуживании трассы. Торговля грузовиками, котрой занимается «Моторком» к таковым не относится.
К тому же территория, через которую проходит съезд, находится в бессрочном пользовании у подразделения федеральной компании ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское». Как уже говорилось, в частной собственности эта земля никогда не была, только муниципальной. Участок был изъят у муниципалитета для ремонта трассы. О чем были подписаны официальные соглашения, которые теперь федерльные дорожники пытаются забыть и аннулировать в одностороннем порядке.
При этом, о статусе земли в ФКУ «Нижне-Волжское» знали заблаговременно, так как разработка проекта шла с 2013 года. В то время как Передвижная механизированная колонна перешла в частные руки годом ранее – в 2012-м.
Узнав о начале масштабного дорожного строительства и о процессе изъятия земли для нужд дорожников, предприниматели, купившие базу ПМК, ожидали улучшения ситуации. А когда всю землю под строительство съезда забрали, а дорогу не построили, запаслись документами и направили запросы в различные ведомства.
Не стали молчать про исчезнувший съезд и местные жители. Дело в том, что после того, как компанию «Моторком» лишили запроектированного подъезда к своей территории, коммерсантам пришлось организовать доставку грузов и техники через хутор, по узкой дороге, не предназначенной для грузового транспорта. Безусловно, людей, живущих в поселке, это не устроило. Дорожники и заказчик строительства ФКУ «Нижне-Волжское» вместо благоустройства, превратили их жизнь в испытание с ревущими под окнами машинами и разбитыми дорогами.
В хуторе Бартоломеевский возник актив коренных жителей, люди обратились к председателю госдумы и депутату по их округу Вячеславу Володину с просьбой помочь.
Феодальные отношения и неудобные вопросы
В сети были опубликованы первоначальные проекты и переписка с инстанциями. Изучая эти документы можно заметить, что руководство ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» поступает странным образом.
Если дорожники считают, что съезд с федеральной трассы был проложен по «частной территории» - необдуманно и случайно, и ведет не к поселку, а исключительно к объектам придорожного бизнеса, то на каком основании этот участок был включен в проект ранее? На его проектирование были потрачены федеральные средства и даже проведены работы по частичному исполнению контракта.
Это подтверждает и проект, выполненный ООО «Дорпроект», где запроектированный, полгноценный съезд можно увидеть даже не обладая специальными познаниями.
Речь в данном случае может идти о нецелевом расходовании казенных средств, когда часть работ проектируется, исполняется, и вероятнее всего даже оплачивается, но работы не доводятся до конца.
Статус земель можно было проверить на начальном этапе. Что, как мы знаем, и было сделано, земли под съезд была изъята из муниципальных владений. Но раз уж в ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» утверждают обратное, действия распорядителей дорожных денег попадают в их же собственную западню.
Они подозрительно напоминают часть вторую статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». А учитывая масштаб проведенных работ, потраченные средства и количество сотрудников, знавших о ситуации, квалифицирующий признак можно выбирать произвольно. Будет ли это особо крупный размер или, возможно, групповое нарушение закона – должны установить правоохранители.
Удивляет в данной ситуации не столько пренебрежение законом, сколько то, с какой легкостью это делают дорожные чиновники из ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское», распоряжающиеся средствами федерального бюджета. Их действия — это поступки феодала, который не руководствуется нормой закона, а сам олицетворяет закон. Он действует, не опасаясь нарушить нормы, наоборот, бравирует своей возможностью двоякого толкования норм права в угоду собственному удобству. Захочет - сделает съезд, передумает – и остановит строительство иначе истолковав нормы закона.
В ущербе остается и бюджет и удобство целого поселка.
Крепостные в заложниках
Бизнес, приносящий доход казне и дающий рабочие места жителям поселка, заказчик дорожных работ тоже решил воспитать по-феодальному – не только потребовал самим оплатить дорожные работы, но предупредил, что разрешение на их проведение им еще нужно попросить. В письме предпринимателей предупреждают, что придется «обратиться с заявлением в ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» для получения согласия, технических условий и заключения договора о присоединении к автомобильной дороге…».
Вспоминаются слова и.о. губернатора Марий Эл Леонида Маркелова, приказавшего раскопать дорогу к селу, за то, что селяне недостаточно торжественно его встречали. Из этого для чиновника вышел конфуз федерального масштаба. Но если в Марий Эл причиной стала недостаточно торжественная встреча, то в Саратове речь может идти и о банальном вымогательстве денег с бизнеса. За подобное поведение тоже предусмотрена правовая ответственность. Например, статье 290 УК РФ
В пункте б. часть 5 как раз предусмотрена ситуация, когда наделенный государственной должностью чиновник понуждает своими незаконными действиями пойти на его условия. Ситуация в хуторе Бартоломеевский напоминает именно такой расклад: съезд есть в проекте, но его решили не делать, а переложить на плечи предпринимателей и местных жителей, причем, в ультимативной форме.
Цена строительства такого съезда примерно 60 млн рублей. Сама по себе цена может убить бизнес. К тому же принимать работы, согласовывать их правильность намерены сами же федеральные дорожники. А если предприниматели не будут платить «отключим газ» - перекроем дорогу.
Но окончательный вывод о происходящем должны делать не СМИ, а правоохранительные органы.
Издание «Стройсар» просит считать эту публикацию официальным обращением в прокуратуру Саратовской области и просит проверить, насколько обоснованно были потрачены средства на проектирование и выполнение части работ по строительству съезда 292+744 трассы P-228. Так как потерпевшими здесь могут оказаться не только жители поселка и предприниматели, но и все налогоплательщики с деньгами которых так вольно обошлись в ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское».
Редакция также просит проверить обоснованность отказа от строительства съезда с учетом имеющихся нужд поселка и несоответствия выдвинутого ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» обоснования отказа изложенным в статье фактам и упомянутым документам.