29 декабря 2019 (08:16) | Владимир Еремин
Сегодня никто не контролирует процесс жилищного строительства вблизи объектов негативного воздействия. При этом законодательная власть, правительство и президент принимают хорошие законы в части наведения порядка с зонами с особыми условиями использования территорий, но уполномоченные органы исполнительной власти на местах игнорируют их.
Дорогой и любимый Дедушка Мороз! Пользуясь случаем, пишет тебе хоть и взрослый, но еще верящий в чудеса мальчик Володя. Во-первых, поздравляю тебя с наступающим Новым годом!
Во-вторых, Дедушка, милый, помоги! Нету никакой возможности терпеть, просто тоска берет от того, что творится в отдельно взятой губернии, в отдельно взятом государственном органе.
Дело, дедушка, вот в чем: 15.03.2018 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Этим постановлением определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.
В августе, 03.08.2018 вступил в силу Федеральный закон N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ввел целую главу в Земельный кодекс и установил, в том числе, что:
8. До 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
Это очень хорошее постановление и хорошие нормы закона. Они простые и понятные.
Только дедушка, ты не подумай, что до этого порядка, устанавливающего критерии и требования к установлению СЗЗ, не было. ОН Был! Вот историческая справка. Конечно, контролируемых параметров было меньше, но зато порядка больше – жилую зону не строили в 15 метрах от резервуарных парков, с одной стороны, а промышленные предприятия проектировали и строили на разумном удалении от жилой застройки, с другой:
Санитарная классификация и СЗЗ: История вопроса I -1000 м; II - 500 м; III - 300 м; IV - 100 м; V - 50 м |
В Настоящее время нормируются 2464 веществ и 57 групп суммации+ СанПиН 2.1.6.1032-01 - Критерий 0,8 ПДК ГН 2.1.6.3492-17. ПДКм.р., ПДКс.с., ПДКс.г. загрязняющих веществ ГН 2.1.6.2309-07. ОБУВ загрязняющих веществ ГН 2.1.6.3537-18. ПДКм.р. микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов ГН 1.2.3111-13. ПДКм.р., ПДКс.с. ОБУВ пестицидов в объектах ОС (воздух атмосферы) 2015 г. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.15 г. №1316-р - 160 2018 г. Приказ Росстата от 08.11.2018 N° 661 Об утверждении формы 2-ТП (воздух) ссылка на действующую редакцию справочника «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух» 2015 НИИ Атмосфера.
|
А что мы имеем сегодня? Я провел анализ санэпидзаключений, выданных Управлением Роспотребнадзора на проектную документацию «Проект санитарно-защитной зоны» с 2007 года. За это время выдано около 2200 санэпидзаключений о соответствии проекта санитарным нормам.
«Ага! Ну вот… работают же!», - скажешь ты. 2200 предприятий с 2007 года! Нет, дедушка, ни одно предприятие Саратовской области не смогло реализовать норму ст. 26 ФЗ-342 от 03.08.2018 т.к. правоприменителем этой нормы выступает отдел коммунальной гигиены Управления Роспотребнадзора Саратовской области. И тут беда. По всем признакам в ведомстве считают что законы пишутся не для их исполнения а для вольных трактовок, которыми занимается отдел коммунальной гигиены.
Таким образом, с 2007 года 2200 предприятий потратили колоссальные ресурсы на разработку проектов СЗЗ, но ни одно из них ничего не получило взамен, кроме, по сути бессмысленной, бумажки с голограммкой. Внести сведения о СЗЗ в реестр границ ЕГРН не смог никто.
Как это касается обычных граждан? – напрямую: сегодня никто не контролирует процесс жилищного строительства вблизи объектов негативного воздействия. То есть, абсолютно никто. Надо отметить, законодательная власть, Правительство и Президент принимают хорошие законы в части наведения порядка с зонами с особыми условиями использования территорий (одним из видов которых является СЗЗ), а вот уполномоченные органы исполнительной власти на местах игнорируют их или бессмысленными отписками, или требованием исполнить норму.
Бессмысленных отписок - тонна. Внесенных в ЕГРН СЗЗ - единицы. То есть - 2200 предприятий разработали проекты СЗЗ с 2007 года (ведется реестр санэпидзаключений). Но все крупные производства - «СаратовОргсинтез», «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» и другие заводы СЗЗ внести не могут. Не могут ее внести и мелкие предприятия ни по старым, ни по новым проектам. При этом Роспотребнадзор рассылает всем требования.
Но если нет СЗЗ в ЕГРН, то можно строить вокруг промзон все что угодно. Что сейчас и происходит. Бездействие Роспотребнадзора создает проблему всем - и гражданам, и самим предприятиям: они никак не могут защититься от застройки своей СЗЗ жилыми массивами. Тему можно развивать и дальше - это и качество территориального планирования, и инвестиционная привлекательность, и компенсация ущерба (которая уже есть в законе), и необходимость для предприятий либо вкладываться в сокращение производства (выбросов), либо просто закрываться.
«Ну, мало-ли, норма-то введена с марта 2018 годач», - скажешь ты. На самом деле нет – решение об установлении СЗЗ Роспотребнадзор обязан принимать в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (который введен в действие с 1 марта 2008 г.) Принимал ли Роспотребнадзор такие решения? Нет! Принимает ли сейчас? Давай посмотрим, сколько выдано санэпидзаключений с марта 2018 года по вчера 25.12.2019 г.
Всешго 36 заключений! На всю Саратовскую область. Ок, запросим сведения ЕГРН по адресам объектов негативного воздействия. Результат: в ЕГРН внесены сведения о… менее чем половины указанных объектов. Среди внесенных СЗЗ преимущественно АЗС и автомойки.
Это катастрофа, дедушка!
Дедушка Мороз, я знаю, что сейчас ты занят, но, пожалуйста, после раздачи подарков, в новом году наведи порядок в Роспотребнадзоре - органе государственной власти, уполномоченном на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон в целях обеспечения благополучия человека. Одна надежда на тебя, дедушка и на правительство Российской Федерации, которое начало системную работу и запустило механизм «регуляторной гильотины» который предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов мешающих бизнесу. Инвестиции? Экономическое развитие? А отдел коммунальной гигиены в курсе?
Пожалуйста, передай это письмо и главной Снегурочке Роспотребнадзора и, может быть, еще выше.
Я, со своей стороны, в меру сил, буду помогать тебе и правительству Российской Федерации в составе экспертов рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере земли и недвижимости.
С Новым Годом, Дедушка Мороз! Доброго тебе здоровья, сил и веселых праздников!
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
Максим 29 декабря 2019 (12:18)
Надо писать дедушке Вове, может заметит полную импотенцию Саратовского РПН и сделает кадровые выводы. А Дедушка Мороз не поможет, ИМХО