8 июля 2015 (09:34) | Роман Репин
Сфера пассажирских перевозок и транспортная отрасль в целом – один из самых мобильных секторов экономики. В теории, для успешного развития в основе его должен лежать малый и средний бизнес, чья структура позволяет быстро реагировать под изменения рынка. Но сегодня в Саратове мы наблюдаем устойчивую тенденцию к монополизации сектора пассажирских автобусных перевозок и разделу его между крупными игроками – тенденцию, которую поддерживает и региональное министерство транспорта.
Монополизация, как известно, в итоге ведет к неминуемому росту цен, при, как правило, ухудшении качества продукции и услуг. Собственно, повышение цен мы наблюдаем сегодня, а о серьезных пробелах в качестве услуг не говорит только ленивый, называя автобусы летом «микроволновкой», зимой – «холодильником» или еще покрепче.
Жителям Саратова и области хорошо известны проблемы транспортников, которые ежегодно обсуждаются на совещаниях с одной-единственной целью – убедить в необходимости повышения цен за проезд. Рост цен, в принципе, считается панацеей от всех болезней транспортной сферы, но какими конкретно цифрами он обоснован? Я, например, хорошо знаю, из каких статей складывается цена на рынке грузовых автоперевозок и всегда готов их обосновать, но я пока не увидел ни единого документа от мМинистерства транспорта, который на точных и объективных данных доказывал бы необходимость повышения цен за проезд в пассажирском транспорте.
Более того, 26 июня на заседании Общественного совета при министерстве транспорта прозвучала мысль о возможности изгнания важнейшего элемента конкуренции в сфере пассажирских перевозок – малого и среднего бизнеса. При этом были приведены, если не ошибаюсь, примеры Тамбовской и Воронежской областей, где обслуживание пассажиров было полностью передано в руки муниципальных предприятий. Удивительно, но эта идея не встретила никаких возражений среди членов совета. Возможно, в соседних регионах все хорошо, подвижной состав обновляется, цена на проезд держится на минимальном уровне, но будущего у такой концепции транспортного рынка нет. Муниципальные предприятия, в силу их сложных бюрократических аппаратов и вертикальной системы принятия решений, не в состоянии оперативно реагировать на изменения в экономике, как малый и средний бизнес. Накладные расходы, траты на содержание управленческого аппарата, неэффективное управление, элементарное воровство съедает их изнутри. При этом решение всех проблем муниципальные предприятия видят, как правило, не в реструктуризации или оптимизации бизнес-процессов, а исключительно в повышении тарифов.
Повторюсь, нынешний рост цен обусловлен влиянием процесса монополизации. Малый и средний бизнес оказывается на обочине экономики и не принимает участия в определении будущего транспортной отрасли. Если специалисты в минтрансе уверены, что повышение цен на проезд приведет транспортную отрасль в порядок, – ОК, покажите на цифрах, как складывается тариф, если нет – «Опора России» готова включиться в работу и сделать независимую оценку необходимости роста цен на проезд.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
Сергей Владимирович 16 июля 2015 (18:13)
Конечно, моё мнение не совпадёт с вашим. Но дело не в том, что транспорт должен быть отдан малому и среднему бизнесу, а в том, что в транспортной отрасли (как впрочем и в любой другой) должны конкурировать между собой на равных условиях и мелкий и средний и крупный бизнес, и, не побоюсь этого страшного слова, монополии.
У монополии есть и преимущества. Это только в итоге она становится паразитом в обществе. А вначале она позволяет оптимизировать затраты в отрасли, лучше распределять ресурсы и планировать расходы-доходы, что всё это в итоге приводит к снижению себестоимости и цены услуги. Именно поэтому крупное предприятие оказывается более эффективным и вытесняет с рынка менее эффективный мелкий и средний бизнес. Это только потом, через какое-то время монополист начинает использовать своё доминирующее положение на рынке и диктовать потребителям свои качество и цены.
И вот тут-то, если малый и средний бизнес считает, что может по-легкому срубить бабла предлагая потребителю такую же услугу по более низкой цене, или более лучшую услугу за ту же цену, или вообще, пользуясь неповоротливостью крупного бизнеса, предложить какую-то новую услугу, вот тогда мелкий и средний бизнес и вернётся в отрасль,. Со временем если они захотят остаться в отрасли, то могут и укрупниться, стать монополистом.
Подчеркну, деление на мелкий, средний или крупный бизнес должно происходить по принципу количества работающих на предприятии (или величине оборотного каптала, или по стоимости основных фондов или по иному какому-то критерию размера предприятия - это не столь принципиально) а лоббирование интересов мелкого и среднего бизнеса перед государством должно происходить по его полезности, нужности обществу. А то, извините у вас получится как у Чубайса: поделил электроэнергетику на ряд мелких монополий - и формально нет монополии. А на самом деле для какого-нибудь Васи Пупкина из Задрищенска его местная ТЭЦ как была монополистом, так им и осталась. И транспорте монополия или картель определяются не тем, что одно или несколько крупных предприятий не допускают конкуенции (конечно, экономическими средствами), а тем, что у пассажира нет выбора. А тогда, кода мелкий и средний бизнес возит пассажиров по темже ценам и тем де маршрутам, что и крупный перевозчик, и услуги их при этом одинакового качества, то, я считаю, государство им, этим присосавшимся к монополисту мелким паразитам, не должно помогать. Они все: и крупный перевозчик, и мелкий - должны платить одинаковые, одни и те же, налоги.
Поя сю. Я живу на №-й Дачной. Маршрутки, которые ходят по улицам Международная, Мира, Одесская, Лунная и Ипподромная надо оставить, отпустить цены (или, если гордепы захотят попопулиствовать - каким-то способом компенсировать недополученную прибыль). Остальные маршруты такси , типа пл. Ленина - Елшанка поставить в равные фискальные условия с крупным бизнесов.
P.S.
Да и не надо полагать, что монополист - это муниципальные предприятия, а мелкий и средний бизнес - частники и акционерные общества. В СССР парикмахерские, и ателье были муниципальными предприятиями. Но вы же не скажите, что это - крупный бизнес?