15 июня 2015 (15:27) | Нина Царева
Получая ежемесячно квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг и удивляясь все возрастающим аппетитам коммунальщиков, многие собственники и не предполагают, что могут влиять на стоимость части из них. Давайте разберемся, что относится к жилищным услугам и как уменьшить плату за жилье?
В первую очередь в них входит содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Ответственность за это несет организация, которая занимается обслуживанием дома. В зависимости от выбранного способа управления это управляющая компания или подрядная организация, с которой собственники заключили договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Минимальный перечень услуг и работ, которые необходимо выполнять на доме, чтобы обеспечить безопасное и комфортное проживание в нем, прописан в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Перечень действителен в том случае, если договор управления многоквартирным домом и договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества заключены после дня вступления в силу данного постановления. Правоотношения, возникшие до этого, регламентируются постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Собственники вправе варьировать набор услуг, предложенный управляющей или подрядной организацией, тем самым оптимизируя расходы на содержание и ремонт общего имущества. Главное условие – не выходить за рамки минимального перечня. Больше – можно, меньше – нет.
На общем собрании собственники сами решают, какой перечень услуг будет оказывать обслуживающая дом организация, и назначают цену за них.
Если собственники не создали ТСЖ, не выбрали управляющую организацию и, соответственно, не установили плату за содержание и текущий ремонт, муниципалитет обязан объявить конкурс по выбору управляющей компании. Как правило, выигрывает его муниципальная организация. Размер платы за жилищные услуги в этом случае назначается в соответствии с установленными тарифами в данном муниципальном образовании. Обычно они варьируются в зависимости от этажности дома, года его постройки, наличия или отсутствия в нем лифта, мусоропровода и другого оборудования.
Чаще всего спорные ситуации возникают из-за завышенной, по мнению жильцов, стоимости жилищных услуг. В основном такие вопросы возникают у владельцев квартир в новых жилых комплексах, где управляющая компания предлагает полный набор услуг, вплоть до освещаемой и охраняемой парковки для автомобилей. Цена при этом действительно возрастает и может достигать 140 рублей с квадратного метра. Когда начинаем разбираться, оказывается, что собственники на общее собрание не ходили, за стоимость жилищных услуг не голосовали. Оставить предложенный управляющей организацией набор или оптимизировать лишние услуги – зависит от волеизъявления собственников. Существует и другая крайность: собственники платят за содержание и ремонт общего имущества символическую сумму, но при этом хотят, чтобы лифты мыли с шампунем, а воздух в подъездах дезодорировали. Так не получится. Дополнительный набор услуг увеличивает стоимость обслуживания дома.
Есть два способа изменить стоимость жилищных услуг. Первый: сменить управляющую компанию. Найти такую, которая готова предоставлять их по более низкой цене. Решение об этом принимается на общем собрании.
Второй: изменить условия договора. Так как условия договора скрепляются подписями двух сторон, изменить их можно только по обоюдному решению. Для этого одна из сторон должна инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. По обоюдному решению можно пересмотреть не только стоимость услуг, но также их перечень и периодичность.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
житель 15 июня 2015 (17:24)
Написано красивои в теории все гладко, но на практике совсем по другому. Нашим домом, например, "управляет" УК ООО Прогресс, которую никогда в качестве управляющей компании никто не выбирал и никаких договоров не подписывал. Мало того, эта компания периодически, примерно раз в три года, фиктивно банкротится, прикарманивая собранные с жильцов деньги и списывая накопившиеся долги, оставаясь по сути одной и той же шарагой. Так вот, эти "Прогрессы" различных вариантов всегда сами, не интересуясь мнением жителей, устанавливают размер платы за ремонт и содержание, ежегодно самовольно повышая ее, не ограничивая себя в аппетитах и не заморачиваясь на повышении качества этих услуг. И о каких общих собраниях может идти речь, если большинству собственников жилья на все наплевать и невозможно найти инициаторов, которые за просто так будут рвать нервы и вести изнурительную, заведомо бесперспективную войну с этими воровскими монстрами ЖКХ, тем более, что их однозначно "крышуют" власти.