1

24 сентября 2014 (13:01) | Денис Жабкин

Парковки в Саратове. Текущая ситуация

Парковки в Саратове. Текущая ситуация

Еще каких-то 20 лет назад автомобиль для саратовца был не столь привычным атрибутом жизни, как сегодня. Тогда в городе было зарегистрировано чуть более 100 000 единиц автотранспорта. Сегодня, по данным ГИБДД, в Саратове зарегистрировано более 330 000 автомобилей (на каждых трех человек приходится по одному автомобилю).

Гаражей в городе гораздо меньше, чем автомобилей. То есть по законам рынка мы должны наблюдать повышенный спрос на гаражи. Однако ничего подобного не происходит. Даже машино-места в многоэтажных паркингах, построенных в Москве за последние годы, остаются невостребованными. Дело в том, что автовладелец, имеющий место на парковке или гараж, оказывается в более проигрышном положении, по сравнению теми, кто его не имеет.

Во-первых, гараж – это недвижимость, которая стоит приличных денег (часто даже больше, чем сама машина). Во-вторых,  ее содержание влечет дополнительные расходы: коммунальные платежи, охрана, налоги. В-третьих, чаще всего гаражи находятся в некотором отдалении от дома, поэтому, оставив там машину, приходится тратить время на дорогу до дома.

Одно парковочное место занимает около 15 кв. метров. По данным «Саратовстата», на одного человека приходится около 25 квадратных метров жилой площади. То есть паркинг должен занимать только по текущей статистике пятую часть от жилой площади дома! То есть плоскостная парковка для 10-этажного дома по площади должна в 2 раза больше превышать сам дом.

В Саратове уже были случаи, когда подземная или встроенная парковка были предусмотрены проектом дома, а на деле после введения дома в эксплуатацию парковки не было. В подземных паркингах места продаются по ценам в районе миллиона рублей. И, конечно, при этом они вмещают малую долю автомобилей жителей – большинство автомашин разбросаны во дворе дома. Поэтому типичный двор многоэтажного дома сейчас выглядит так.

Если раньше двор был местом, куда выходили посидеть, отдохнуть в тени деревьев или поиграть на детской площадке, то сейчас это  – полоса препятствий, которую нужно преодолевать. Для автомобилистов двор –  лабиринт «Найди незанятое место».

Полиция не борется с незаконными парковками в Саратове. Вопрос этот не раз поднимался на заседаниях и в правительстве, и все время разговор заканчивался тем, что в городе негде оставлять автотранспорт. Поэтому не штрафуют и не эвакуируют, за исключением небольшого списка важных участков города. К тому же при эвакуации возникают еще бОльшие препятствия для остальных участников движения.

Второстепенные улицы центра города от обилия автомобилей становятся «непроездными». Двусторонние 3-полосные улицы из-за припаркованных автомобилей становятся однополосными.

Даже Московская, на которой в прошлом году после ремонта соорудили несколько сотен парковочных мест, вырубив при этом деревья и сузив тротуары, менее загруженной не стала. Те же пробки, та же парковка в два ряда.

Что же делать? Автолюбители, конечно, в первую очередь будут жаловаться на то, что паркинги в Саратове не строятся. Уже года четыре комитет по транспорту сообщает, что в городе будут построены перехватывающие парковки на 3150 машино-мест. Недавно были представлены инвестпроекты подземных паркингов под Театральной площадью и под некоторыми бульварами.

Потенциальные инвесторы могут их построить, но вот смогут ли заработать на них? Участки под строительство паркингов предприниматели выкупать не стремятся. Гораздо выгоднее застроить этот участок жильем. При возможности бесплатно поставить свой автомобиль во дворе, на обочине, тротуаре, зеленой зоне прямо у работы или дома, кто будет выбирать многоуровневый паркинг в нескольких кварталах, да еще и за плату?

Вот и получается, что штрафовать за неправильную парковку у нас не торопятся, потому что паркингов нет, а паркингов нет, потому что можно бесплатно оставлять свой автомобиль где угодно.

ПАРКИНГ В НОВЫХ МИКРОРАЙОНАХ

Формально на бумагах он рисуется. Например, на планировке микрорайона Солнечный-2 есть сразу несколько многоэтажных паркингов. Но они не построены и будут строиться только тогда, когда в этом возникнет необходимость. Т.е. участки земли в плане определены для строительства парковки, ничего другого на них построить нельзя, но пока люди паркуют автомобили во дворах, на газонах, тем более если это бесплатно, никакой паркинг рентабельным не будет.

Споры о парковке машин во дворах домов идут между жильцами многоквартирных домов постоянно. Автовладельцы, если во дворах нет специальных парковочных мест, стремятся поставить машину как можно ближе к дому, чтобы иметь возможность и наблюдать за своим автомобилем, и быстро добраться до него, когда возникает необходимость. Жильцы, не имеющие машин, либо живущие на нижних этажах домов, всячески противятся такой парковке, поскольку выхлопные газы от автомобилей, шум двигателей мешают их жизни. Кроме того, неправильная парковка автомобилей мешает подъезду к домам машин экстренной помощи – скорой, пожарной и т.д. Все это приводит к тому, что соседи начинают бороться друг с другом методами, зачастую весьма далекими от соблюдения закона.

А что говорит закон о парковке во дворах?

Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) установлено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем акт органа местного самоуправления о предоставлении такого земельного участка не издается.

Следовательно, установка ограждений, шлагбаумов на придомовой территории, использование такой территории для парковки транспортных средств, снос ограждающих конструкций, благоустройство территории с целью размещения площадок для парковки автомобилей должны осуществляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме.  Однако при этом должны быть соблюдены все нормы (по площади парковки, по удаленности её от дома, по проценту озеленения территории двора, по детским площадкам и т.д.).

В настоящее время паркинги в новой жилой застройке согласно правилам застройки и землепользования Саратова регулируются сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. № 820).

Согласно этим нормативам следует различать стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей.

В жилых зонах и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей, при пешеходной доступности не более 800 м.

Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей в жилых районах следует предусматривать из расчета не менее чем для 25% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей.

То, что мы наблюдаем в своих дворах, – это чаще всего незаконная парковка, так как согласно этим нормативам расстояние от жилых домов до гаражей и открытых стоянок автомобилей должно варьироваться от 10 до 35 метров (в случае со стоянкой на 10 и менее автомобилей – минимум 10 метров от дома, чем больше – тем дальше).

Последние планировки жилых микрорайонов в Саратове принимали число легковых автомобилей в частной собственности на 2015 год в размере 300 машин на 1000 человек. При этом в тексте обоснования планировок сразу же идут противоречия.

Возьмем, например, последнюю редакцию обоснования планировки микрорайона «Изумрудный»:

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ МИКРОРАЙОНА

Количество квартир, в т.ч.

7580 шт.

Количество машино-мест (подземные автостоянки)

1020 маш./мест

Ориентировочное количество населения

11000 чел.

В соответствии с СП 42.13330.2011«СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», на селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, что для рассматриваемого района составит 3356 автомобилей.

То есть количество запланированных стоянок в 3 с лишним раза меньше, чем необходимое по нормам.

В застраиваемом микрорайоне САЗ запланировано:

- строительство 23 десятиэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями на 7350 человек.

- Вдоль объездной дороги микрорайона САЗ предусмотрены две открытые стоянки для постоянного хранения автомобилей общей емкостью 156 штук. Для постоянного хранения автомобилей предлагается использовать территорию существующих боксовых гаражей (которые, между прочим, давно заняты).

То есть в микрорайоне САЗ машино-мест для хранения автомобилей запланировано в 15 раз (!) меньше норматива по жителям!

Из последних примеров только ЖК «Университетский» имеет в проекте многоэтажную механизированную (полностью автоматическую) парковку между двумя домами, строительство которой начнется не раньше сдачи первого дома в конце 2015 года. Стоимость парковочного места в ней представителями застройщика оценивается от 600 тысяч рублей плюс ежемесячные расходы на содержание.

В настоящее время большая часть микрорайонов в Саратове не предназначена для комфортного размещения автомобилей.  Нынешние правила и бесплатная парковка в центре города делают невыгодным строительство подземных, многоэтажных и встроенных паркингов в жилых домах. В Саратове не привыкли платить за хранение автомобиля, поэтому имеющиеся парковки зачастую стоят полупустые, в то время как дворы забиты транспортом.


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить