23 мая 2016 (09:16) | Нина Царева
Не секрет, что последние годы законодательство в сфере ЖКХ стремительно меняется. Деятельность в этой отрасли экономики регламентируется уже более чем 3 тыс. законов и подзаконных актов. И количество их продолжает увеличиваться. Очевидно, что обычному человеку за этими изменениями уследить крайне сложно. Попробую рассказать обо всех законодательных новшествах в ЖКХ, ведь это касается каждого из нас.
Официальный протокол
В 2015 г. в ЖК РФ бы внесен ряд существенных изменений, часть из которых вступает в силу в начале 2016 года. В июле 2015 г. вступили в силу изменения ст. 46 ЖК РФ. Большинству жильцов МК домов известно, что в протоколе общего собрания собственников помещений дома отражается решение, принятое на собрании. До недавнего времени протокол не являлся официальным документом, хотя в нем фиксировались результаты голосования по вопросам, связанным и с правами и обязанностями жильцов дома и иных лиц. 30 июля текущего года решению собрания и протоколу придан статус официального документа.
Обращаю ваше внимание, что в силу ст. 327 УК РФ за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования, а также за использование заведомо подложного документа, предусмотрена уголовная ответственность.
Кроме того, по новым правилам копии решений и протокола общего собрания будут в течение 3-х лет храниться в ГЖИ Саратовской области. Кстати, поступление в ГЖИ в течение 3-месяцев подряд двух или более протоколов, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, является поводом для внеплановой проверки по установлению факта соблюдения требования законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Газовые счетчики
До 1 января 2015 г. ряд собственников домов и собственников помещений в многоквартирных домах были обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию./
После 1 января 2016 г. принудительная установка приборов учета природного газа производится во всех случаях выявления фактов нарушений требований Федерального Закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Собственники обязаны обеспечить допуск газоснабжающих организаций к приборам учета и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке, оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Данные требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Собственникам жилых помещений, использующих газ только для приготовления пищи, устанавливать счетчики не обязательно.
Твердые коммунальные отходы (ТКО)
В статью 154 Жилищного Кодекса РФ внесены изменения, согласно которым плата за коммунальные услуги будет включать в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления МКДомом собственниками помещений в данном доме.
Полагаю, что многие граждане, которые интересуются вопросами управления многоквартирным домом, знают, что тариф на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) не подлежат государственному регулированию. С формальной точки зрения плата за вывоз ТБО устанавливается исходя из условий соглашения между потребителем и лицом, оказывающим такую услугу.
В 2016 году появится новый вид коммунальной услуги – обращение с ТКО, тариф на которую станет подлежать государственному регулированию.
ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (к примеру: старая мебель, бытовая техника).
По новым правилам, собирать, транспортировать, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать ТКО будет региональный оператор. Юридическое лицо, которое станет региональным оператором в сфере ТКО, выберут на уровне субъекта РФ по итогам конкурса.
Коммунальные должники
Федеральным Законом от 03.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» вводятся пени за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов для управляющих организаций жилищно-коммунального комплекса, товариществ собственников жилья, товариществ собственников недвижимости, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных кооперативов.
В настоящее время установлен твердый размер пени за нарушение потребителями обязательств по своевременной оплате энергоресурсов, горячей и холодной воды, а также услуг, связанных с поставкой таких ресурсов ( передача электрической энергии, водоотведения). Для ЖСК, ЖК, ТСЖ и ТСН предусматриваются следующие размеры пени:
- с 31-го по 90 й день просрочки – 1/300 ставки рефинансирования;
- с 91-го дня просрочки -1/130 ставки рефинансирования.
Для управляющих организаций размер пени составляют:
- с 1-го по 60-й день просрочки – 1/300 ставки рефинансирования;
- с 61-го по 90-й день просрочки – 1/170 ставки рефинансирования.
Изменен размер пени за просрочку оплаты коммунальных услуг для граждан в зависимости от срока просрочки.
- с 31-го по 90-йдень просрочки – 1/300 ставки рефинансирования.
- 91-го дня – 1/130 ставки рефинансирования.
При неуплате взносов на капитальный ремонт пени составляет вне зависимости срока неуплаты 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Штрафы
С 28 декабря 2015 года лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг обязано уплатить штраф потребителю в размере и в порядке, которые установит правительство Российской Федерации. Также правительство РФ установит размер и порядок уплаты штрафа лицом, которое виновно в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы для потребителя. Штраф также выплачивается в пользу потребителя. Исключение составляют случаи, когда нарушение было установлено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
Про счетчики
Как следует из Постановления Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 г. и № 1380 от 17.12.2014 г. и письма Минстроя России № 7288-ач/04 от 18.03.2015 г.; с 1 января 2016 года в случае отсутствия индивидуальных или общедомовых приборов учета нормативы потребления коммунальных услуг будут определяться с учетом повышающего коэффициента 1,4.
Деньги любят счет
Федеральным Законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ в статье 161.1 ЖК РФ введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета МКДома, в том числе председателю совета дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
В письме Минстроя России от 29.09.2015 г. № 32395-ОГ/04 даны разъяснения о применении этого положения. По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения.
Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников:
- начислять и выставлять к оплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
- с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета дома.
Таким образом, фиксируется обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета дома. Только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (председатель совета МКД может выступать по таким спорам по договоренности).
При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании п.п. 9 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса РФ. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объект обложения страховыми взносами не возникает.
В части сбора и перечисления вознаграждения членами и председателю совета дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.
На различных совещаниях, форумах, встречах депутаты Государственной Думы РФ, чиновники и представители сферы жилищно-коммунального хозяйства, признают, что у нас принято огромное количество законов в области ЖКХ, в которые постоянно вносятся изменения, поправки и дополнения. Исполнители не успевают их не то что выполнять, а даже запомнить. Я уже не говорю про граждан – здесь полный правовой нигилизм. В результате возникает неразбериха из-за различных трактовок законов.
Депутаты обещали, что принятые в конце 2015 года поправки будут последними в череде тех, которые намечались, и пообещали «мораторий» на очередные новшества в течение двух лет. Поживем – увидим.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.