24 мая 2016 (09:08) | Владимир Еремин
19 мая 2016 г. в качестве специалиста в области кадастрового учета и экологического проектирования я принял участие в работе межведомственной комиссии по вопросам внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о санитарно-защитных зонах промышленных объектов. Итогом стал вывод о нежелании Управления Роспотребнадзора по Саратовской области исполнять законодательство Российской Федерации.
Состав участников мероприятия был следующим:
- Руководитель и начальники отделов ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области;
- Заместитель руководителя и специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области;
- Директор Союза «Кадастровые инженеры»;
- Директор Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»;
- Первый заместитель директора ГУП «Сартехинвентаризация»;
Обсуждались вопросы внесения в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о санитарно-защитных зонах (СЗЗ) - технических аспектах и процедурах, имеющихся проблемах и путях их решения. Предпосылки для такого совещания и значимость обсуждаемых вопросов таковы:
1. В настоящее время в Саратовской области сведения о санитарно-защитных зонах в Государственный кадастр недвижимости не вносятся.
2. Орган, ответственный за вынесение необходимых для этой процедуры решений - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области (для предприятий 3-5 категорий по санитарной классификации) и Федеральный центр Роспотребнадзора (для предприятий 1 и 2 категорий по санитарной классификации).
3. С 2010 года Роспотребнадзор не влияет на процессы выделения земельных участков под жилищную застройку. В результате сложилась ситуация при которой, промышленные зоны города стали активно застраиваться жилыми домами. Такое положение дел нельзя считать приемлемым. Нарушаются права граждан на безопасную среду обитания и нарушаются права хозяйствующих субъектов вести свою деятельность, не нарушая природоохранное и санитарное законодательство.
В чем же причина такой ситуации? Увы, ответ один - бездействие Роспотребнадзора. Эта организация живет странными представлениями – по мнению ее руководства не все, что записано в законодательстве Российской Федерации, должно исполняться в полном объеме. В частности, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области фактически уклоняется от исполнения возложенных на него государственных функций в части вынесения Решений об установлении окончательных размеров санитарно-защитных зон и внесении этой информации в Государственный кадастр недвижимости. Имеет место навязывание не нужных заявителю дополнительных услуг и прямой отказ в предоставлении государственных услуг.
В результате Роспотребнадзор не выносит необходимые решения, и зоны не попадают в кадастр недвижимости. В кадастре нет сведений - следовательно, органы местного самоуправления беспрепятственно могут выделять земельные участки в границах санитарно-защитных зон под жилищную застройку. Что и происходит у нас сейчас в Саратовской области массово и повсеместно.
Какой выход из ситуации? Только один - начать исполнять Закон, а он гласит:
п. 5.1. ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации: «Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости».
п. 5.2. ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: «Обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны».
Есть также Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71 «О направлении сведений в ГКН», где говорится: «4.В случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости».
Таким образом, прямая обязанность Роспотребнадзора выносить РЕШЕНИЯ об установлении санитарно-защитных зон, как зонах ограниченного землепользования, явно прописана в Законодательстве Российской Федерации. Как и обязанность направлять эти решения в Государственный кадастр недвижимости.
Закон един для всех. Его нужно исполнять. Сегодня есть одна задача - показать Роспотребнадзору правильный путь вынесения обоснованных решений по санитарно-защитным зонам и заставить его исполнять закон. К сожалению, именно заставить. В идеале, еще упростить процедуру. В этом направлении тоже нужно работать.
На совещании, были указаны пути правильного движения для решения стоящих проблем. Орган кадастрового учета готов оказывать всемерное содействие. Профильные специалисты - разрабатывать необходимые документы. Дело за малым: начать исполнять Закон. Именно этого сейчас все ждут от Роспотребнадзора. Надеюсь, что осознание необходимости перемен удалось донести и до Территориального управления Роспотребнадзора по Саратовской области. Но сможет ли Роспотребнадзор сам отказаться от практики уклонения от исполнения закона или понадобится помощь других компетентных органов?
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.