31 октября 2016 (12:00) | Денис Жабкин
На прошедшем 25 октября градостроительном совете я показал ряд примеров по благоустройству и рекомендации архитектурных бюро и урбанистов по поводу решения дворовых и общественных пространств. Ниже предлагаю краткую версию доклада. Многочисленные источники текста и картинок указаны в конце.
Не следует путать дворы и общественные пространства!
Далее рассмотрим некоторые элементы общественных пространств.
Как выглядят общественные пространства в Саратове?
А вот наглядные примеры того, как менялись общественные пространства в некоторых зарубежных городах.
Но и Россия не отстаёт. У нас сегодня реализуется проект реорганизации пространства на улицах Волжская и Октябрьская. В Москве подобный проект гораздо масштабнее и рассчитан на 4 года.
По каждой улице на сайте мэра Москвы вложена презентация и подробное описание изменений. Вот так, например, будет выглядеть Новый Арбат после изменений.
Теперь поговорим о планировке территорий.
А вот, как по мнению агентства "Городские проекты" может и должна выглядеть центральная улица внутри жилого микрорайона.
Рекомендуемые параметры.
Саратовские дворы в новых микрорайонах и жилых комплексах:
А вот так выглядел двор в Восточном Берлине, в доме, где я жил 3 дня. Все дома - советские "хрущёвки", построенные там во времена ГДР. Вот так их содержат, и двор был заполнен исключительно бытовыми объектами (магазин, прачечная, спортплощадка и т.п.).
Дворы в новых европейских жилых комплексах. Обратите внимание - все они без автомобилей.
Когда новый дом строится в стеснённых условиях старого центра и невозможно сделать двор, пространство для жильцов делается внутри - в виде атриума, широких вестибюлей со спортплощадками, или как в данном примере - солярий и бассейн на крыше одного из корпусов.
О парковках. О них я делал подробный доклад в прошлом году. В июне 2016 года были утвержены местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов", которые ссылаются на те же СНиПы и точно так же не соблюдаются. Напоминаю, что, например, автомобилей, стоящих у жилого дома на расстоянии меньше 10 метров от фасада в принципе быть не может!
часть 1. Парковки в Саратове, текущая ситуация
часть 2. Парковки в новых микрорайонах Саратова
часть 3. Опыт других городов
часть 4. Мировой опыт
В Москве спроектированы и строятся жилые комплексы с дворами, свободными от машин, и следовательно безопасными. Все автомобилей жителей будут размещаться в паркингах, которые показаны цифрами 5 и 6.
В Саратове по похожему принципу был запланирован и Солнечный-2, но кто у нас будет ставить автомобили на платный многоуровневый или подземный паркинг? Поэтому их даже стоить не стали.
В Москве уже начали строить такие входные группы в подъезд. Но на этой фотографии снова вход в подъезд облагороженной хрущёвки в Восточном Берлине.
А вот вестибюль на выходе из лифта в немецкой хрущёвке, где жил я. Живя в таких условиях, ты чувствуешь, что ты тоже являешься хозяином подъезда и двора. Это твоя, а не чужая территория.
Варианты наполнения дворовых пространств ("Городские проекты"):
Возможный результат:
Был даже такой проект облагораживанию пустыря во дворе панельной пятиэтажки по улице Народного ополчения в Москве, созданный АБ "Мегабудка".
Но российская реальность, увы не такая. Во всех регионах идёт тенденция, связанная со строительством сверхвысотных домов без полноценных дворов. Одним из нашумевших в интернете жилых комплексов такого плана стал "Парнас".
Думаете в Саратове такого не будет? Уже строится. Вот вам ЖК "Изумрудный" на Усть-Курдюмском шоссе.
ЖК "Победа" на том же Усть-Курдюмском шоссе у "Ленты". 27-этажка, что в верхнем правом углу уже строится.
А это реклама застройки ЖК "Южный" - так будет застроена очень малая часть закрытого аэродрома "Саратов-Южный". Первая 27-этажка уже строится.
А это - застройка небольшого участка, зажатого между бывшей территорией САЗа, Залетаевским оврагом с очистными сооружениями и веткой железной дороги вдоль Волги. Бывшая стратегическая хлебобаза №44, внезапно сгоревшая.
Почему же спрос на квартиры в подобных домах такой высокий? Застройщики стремятся как можно плотнее застроить участок, чтобы продать больше квартир. Покупатель - купить квартиру за как можно меньшую цену, не взирая на те неудобства, которые ему (и всем рядом с ним живущим) придётся потом терпеть всю свою жизнь.
Необходимо менять правила и стандарты где должны быть чётко прописаны правила организации дворовых пространств, благоустройство и т.п. А вопиющие превышения данных параметров (которые запросто могут быть получены через публичные слушания) должны быть тоже ограничены!
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
Артем 1 ноября 2016 (14:20)
Многое правильно! Застройка этажностью 10+ является будущим гетто, в которые люди осознанно вступают, да еще и за свои деньги. Дворы без машин - это здорово, но в Саратове отсутствует общественный транспорт (тот, что есть - ничто, в сравнении с требуемой потребностью) и люди вынуждены покупать машины и куда-то их ставить.