28 мая 2013 (11:23) | Денис Жабкин
Новости по поводу спила деревьев на улице Первомайской облетели все информагентства. История имела продолжение, которое в итоге закончилось компромиссом – администрация предложила проект озеленения улицы, но общественники подвергли его критике. Сегодня мы взглянем на этот проект и узнаем, почему этот вариант не устроил рабочую группу. Но для начала стоит вкратце напомнить всю историю с самого начала.
14 марта 2013 года на улице Первомайской появились люди и техника и спилили первые 9 деревьев. На место событий приехали общественники, из домов повыскакивали местные жители и помешали рабочим выполнять спил деревьев.
Через 2 дня ситуация повторилась. Пришлось даже вызвать полицию для разъяснения ситуации. По приезду полицейских местным жителям было предъявлено разрешение на спил деревьев и посоветовано не пытаться препятствовать процессу. Сам документ достаточно удивителен, так как 12-сантиметровые ясени язык не повернётся назвать биологически устаревшими, а по факту спил деревьев осуществлялся вообще без разбора.
Это никак не повлияло на активность местных жителей и двух гражданок доставили в отделение. Спил был на некоторое время приостановлен, но потом продолжился. Жителям намекнули, что решение уже принято - будет или расширение дороги, или парковки, но повлиять на это вы уже не сможете.
Жители и подключившиеся экологи, члены общественного совета и СМИ взволновали общественность, в связи с чем были проведены совещания и круглый стол по этому вопросу. Результатами стали заверения администрации города в том, что дорогу здесь расширять не планируют, а стремятся спилить аварийные деревья и добавить парковочные места. Было обещано разработать проект благоустройства с посадкой новых деревьев на Первомайской.
Жители не стали дожидаться действий властей и в середине апреля посадили новые деревья.
Во время посадки на улице появился глава администрации Волжского района и вырвал один из саженцев, заявив, что жильцы напрасно тратят свои силы, так как здесь будут сажать крупномеры и эти саженцы все равно придётся выдернуть.
Через две недели на заседании городской думы глава города Олег Грищенко сообщил о том, что за этот поступок глава района «отхватил».
Замглавы города Дмитрий Федотов в личной беседе посетовал на то, что экологи-общественники далеки от реальности. Во многих зарубежных городах на улицах горда нет деревьев, они находятся во дворах домов и в парках, где за ними обеспечен уход. А те деревья, что растут у нас на улице сильно вредят коммуникациям: как подземным, так и висящим на столбах вдоль дороги.
Глава города давал схожие комментарии: в Саратове не хватает зелёных насаждений и повышать этот процент мы будем за счёт высадки новых деревьев в парковых зонах, так как на улицах деревья погибают. Вместо деревьев мы будем делать парковочные места, чтобы решать ситуацию с пробками на дорогах.
И вот обещанный проект озеленения Первомайской был подготовлен комитетом по градостроительству и архитектуре. 23 мая его обсудили на рабочем совещании в доме архитектора члены комиссии общественной палаты и архитекторы, написали свои комментарии и предложения.
В процессе обсуждения выяснилась парадоксальная ситуация, что у нас в городе на многих улицах всё сделано с нарушениями действующих правил СП 42.13330.2011. В них, в частности, содержится требование к расстоянию от жилых домов до парковочных карманов и автостоянок численностью до 10 автомашин – не менее 10 метров. Если 10-20 автомашин – не менее 15 метров. А в представленном проекте расстояние от парковочных карманов до жилых домов - около 3 метров. Таким образом, на протяжении всей Первомайской нельзя обустроить парковочные карманы. В противном случае любой житель этой улицы может через прокуратуру обратиться в суд и признать обустройство этих карманов незаконным. И такая картина по всему Саратову!
Другими интересными пунктами правил являются требования к расстоянию от наружных стен здания до стволов деревьев - 5 м. Для прокладки водопровода – расстояние должно равняться не менее 5 м. от фундаментов зданий. Так что и расположение существующих инженерных коммуникаций в исторической части города часто не соответствует современным нормативным требованиям.
Эта ситуация требует внесения изменений в «Правила благоустройства г.Саратова», которыми предусматривается возможность применения различных норм проектирования (в том числе размещения инженерных коммуникаций, зеленых насаждений, тротуаров) для новой застройки и для уже застроенных территорий. Буквальное же применение действующих норм, без учета «исторически» сложившейся ситуации, потребует не только сноса зеленых насаждений, но и перекладки значительной части инженерных коммуникаций на улицах центральной части города.
Очевидно, что действительной причиной сноса зеленых насаждений является не приведение застроенной части Саратова в соответствие с нормами (что, как уже продемонстрировано, практически невозможно!), а стремление власти решить проблему паркинга путем устройства так называемых «карманов» для парковки вдоль проезжей части.
В настоящее время из трёх полос улицы Первомайской свободна, как правило, только средняя, а остальные блокированы припаркованным автотранспортом, не смотря на знаки парковки по чётным/нечетным числам. То есть главная причина низкой пропускной способности улицы кроется в недостаточном контроле за соблюдением правил дорожного движения на этом участке.
Давайте теперь взглянем на предложенный комитетом проект озеленения улицы.
Вот какие замечания по проекту озеленения улицы Первомайской были озвучены в процессе обсуждения:
Предложения:
Кроме рекомендаций по проекту Первомайской были согласованы 16 общих рекомендаций по вопросам озеленения и благоустройства города.
В состав рабочей группы вошли экологи биологи и архитеторы, предложения рабочей группы были поддержаны экспертным советом в составе 14 человек.
Вчера в секторе охраны окружающей среды администрации Саратова прошло рабочее совещание, где эти предложения были озвучены. В ходе обсуждения было решено не спешить с проектом, как следует всё обдумать и доработать. Следующее совещание по этому поводу назначено на вторую половину июня. За этот срок предложения будут рассмотрены и учтены. Поэтому точку на будущем улицы Первомайской ставить пока ещё рано.
Этот пример ещё раз доказывает, что нельзя опускать руки и сдаваться без боя. Если решение кажется вам неправильным – доказывайте это, ищите взаимодействия, предлагайте.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
Житель Первомайской 28 мая 2013 (17:02)
Теперь с приходом жары невозможно стало ходить по улице и в квартирах, стены которых были спрятаны деревьями теперь пекло! О чём только чиновники наши думают, когда принимают такие вредительские решения!