8 сентября 2015 (12:36) | Кирилл Елисеев

Волокита на аутсорсинг

Или кто зарабатывает на оказании госуслуг, навязанных жителям Саратова.
Волокита на аутсорсинг

Дача взятки должностному лицу для ускорения решения любого чиновничьего вопроса рассматриваться населением страны как некая культурная традиция. Но все равно многие граждане испытывали явный дискомфорт, делая незаконные подношения. Поэтому, предполагаю, для облегчения перетекания денежных средств от населения к представителям власти и ее приближенным была создана целая структура фирм-прокладок. Эти вполне легальные компании предлагали упростить процедуру общения с чиновниками: помочь заполнить налоговую декларацию, избежать проблем с заполнением бумаг при оформлении загранпаспорта. И эксперимент оказался весьма удачным, граждане стали активно использовать сервисы, помогавшие избежать чиновничьей волокиты. Но и власти (оценив плюсы от перевода взяток на вполне легальный аутсорсинг) также решили приумножить денежный поток, создавая новые поводы для обогащения. И теперь деньги у населения легально «вымогаются» чуть ли не по любому поводу.

Одна из типичных навязанных повинностей граждан – регистрация по месту жительства, современный аналог советской прописки. Никакой практической пользы для отдельного гражданина она не несет – это лишний (пусть небольшой и не сильно сдерживающий) барьер для перемещения людей. А заодно и возможность для выписывания штрафов за нарушение сроков регистрации и перерегистрации.

Конечно, охранители могут возразить, что контроль и учет перемещений всех граждан в стране помогает правоохранительным органам и, возможно, спецслужбам  в борьбе с террористами, миграцией и наркотрафиком. По факту оказывается, что в условиях современной транспортной системы пересечь страну, например, на автомобиле и электричке не составляет особого труда, не сообщая о себе в регистрационные ведомства. Этим сегодня пользуются преступники и беспризорники, да и просто асоциальные элементы. А так как нарушитель может легко игнорировать закон о регистрации, то сама эта процедура стала еще одним обременением для добропорядочного гражданина.

Но важнее в данном случае даже не рассуждения о необходимости той или иной бюрократической процедуры, а то, какие усилия приходится прилагать гражданину и какие нести расходы.

Сегодня принести паспортистке в ЖЭК заявление о желании сменить место регистрации уже недостаточно, необходимо представить увесистый список заявлений и уведомлений. Только в налоговую службу направляются сразу два документа: заявление о регистрации по месту жительства и сведения о регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства. Зачем в одно ведомство направлять два документа с одинаковыми сведениями из паспорта? Вопрос, скорее, риторический. Отдельная песня – воинский учет, на который любому представителю мужского пола приходится вставать, переезжая на новое местожительства.

И это не полный перечень документов. Форма № 12, № 7, № 8 и т. д., какие-то карточки разного размера и содержания, суть которых абсолютно ничего не говорит неспециалисту в этом вопросе. Но самое интересное заключается в том, что за заполнение каждого из этих заявлений гражданину необходимо заплатить. Даже в случае выписки человека из своего жилья. Необходимо, помимо собственноручного заявления, принести еще 6 карточек: три формы № 7, одну форму № 12, одно ПРШ и одно СРЖ. Заполнение каждой из бумаг обходится в символические 20 рублей. А всего выписка с места регистрации обходится в 120 рублей.  

Но если речь идет о том, чтобы прописать человека, то заполнение бумаг выходит дороже. Например, прописаться вместе с ребенком в одно помещение обойдется уже в 400 рублей. Так как, помимо дешевых, придется заполнять и дорогие формы по 30, 50 и 60 рублей за штуку. Всего форм набирается одиннадцать.

Конечно, в каждом отдельном случае сумма столь невелика, что не стоит того, чтобы из-за нее возмущаться, тем более нанимать отдельного юриста. Обывателю проще заплатить. Зачем  ссориться с паспортисткой, которая на неделю забирает твой паспорт для переоформления? Мало ли что…

Но в целом, если учесть количество рождающихся детей, число сделок по купле-продаже недвижимости, переезды по работе и другие случаи регистрации перемещений, то получается весьма доходный рынок услуг. Буквально за 10 минут работы, потраченных на заполнение и распечатку моих данных, пришлось раскошелиться на 520 рублей, которые были легально переданы СООФ (Саратовский областной общественный фонд) «Информация». Как рассказала наборщица данных, за услугами по заполнению почти всегда есть небольшая очередь. В итоге тысячи или даже десятки тысяч рублей выручки в день приносит каждое из отделений компании, расположенных в непосредственной близости от местных отделов полиции. В Волжском районе и вовсе две (то ли конкурирующие, то ли сотрудничающие) фирмы, занимающиеся заполнением форм, расположены в одном здании напротив друг друга.

Весь этот денежный поток по факту создан из воздуха и является не чем иным, как чиновничьей волокитой, вынесенной в пользу сторонних компаний, с возложением расходов по их финансированию на граждан, вынужденно прибегающих к услугам разного рода «фондов». И в этом случае государство вообще нисколько не заинтересовано в устранении препятствий в виде  лишних документов. А зачем? За  многочисленные карточки все равно заплатит обыватель. И чем больше их он оплатит, тем больше прибыли принесут компании, которые вполне могут быть оформленными на неслучайных и  нужных людей.

В это  время человек платит, чтобы уведомить о своем переезде  налоговую, полицию, военные комиссариаты. Паспортистки разносят многочисленные бумаги в отделы полиции, а дальше они направляются по почте,  курьерами по инстанциям: военным, налоговым, учетным. Но на этой стадии уже само государство теряет деньги, оплачивая труд многочисленных чиновников,  курьеров, наборщиц. Казалось бы, куда проще перевести документооборот в электронную форму, заносить данные один раз, а потом в уведомительном порядке при смене регистрации направлять новые данные. А может быть, и вовсе проще отказаться от регистрации по месту жительства. Зачем в XXI веке этот пережиток крепостного права и советского наследия?


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить