15 мая 2015 (10:05) | Александр Орлов
В то время как ОАО «РЖД» постепенно сокращает число социальных маршрутов, именно на автодороги возлагается основная нагрузка по обеспечению бесперебойного сообщения с районами. Но ремонтировать ветшающие трассы районного и областного значения власти не спешат, объясняя это отсутствием серьезных финансовых ресурсов. В ближайшее время целые районы Заволжья рискуют оказаться в транспортной блокаде, из-за того что регион не может найти деньги на два участка автодорог протяженностью 9,7 и 4 км.
«Куда смотрит губернатор»?
В первой декаде мая через Саратовскую область прошел автопробег, приуроченный к юбилею Победы в Великой Отечественной войне. «Как только машины въехали на территорию Саратовской области, то столкнулись с невероятно плохим состоянием трассы. В этих краях дорога представляет собой «стиральную доску» с многочисленными ямками. Попытки дорожников залатать отдельно каждую из ям привели к тому, что проезжая часть превратилась в «слоеный пирог», который неумолимо рассыпается от старости и плохого качества», – делились участники пробега в своих путевых заметках.
Не связанные моральными обязательствами проявлять вежливость к чиновникам Саратовской области коллеги с Урала не стеснялись называть вещи своими именами: «Куда смотрит губернатор Саратовской области? – недоумевал по рации Евгений Писцов (мэр Безезовского – города спутника Екатеринбурга. – Прим. ред.). – На стратегических направлениях в Свердловской области таких плохих дорог не встретишь».
Участники автоколонны констатировали, что ситуация кардинально поменялась после пересечения границы с Волгоградской областью. «Вместе с преобразившимся, все более зеленеющим пейзажем выровнялось и асфальтовое покрытие».
Не лишним будет упомянуть, что в автопробеге принимали участие внедорожники марок «Лексус» и «Тойота», которые предназначены для езды не только по гладкому полотну шоссейных дорог. Но даже этим люксовым внедорожникам было нелегко справиться с саратовским бездорожьем.
Прорваться на левый берег
Как стало известно ИА «Стройсар», автопробег проходил по трассе Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград. Стоит особо отметить, что трасса, проходящая мимо Энгельса и Пугачева хорошо известна среди рядовых автомобилистов. Например, ее активно обсуждают форумчане с сайта Автострада, где дороге посвящена отдельная дискуссия. В своих комментариях люди не стесняются: «С 2009 года езжу тут, надоело, теперь только через Сызрань», «Дорога ужасная, ехали из Саратова в Челябинск через Самару. Нам говорили, что дорога не очень, но не думали, что настолько, да и охота было в Самару заехать. Вывод: ехать через Тольятти – Сызрань намного лучше».
Словом, форумы и сайты для путешественников настоятельно советуют обходить эту трассу стороной, например, ехать через Сызрань, Вольск и Саратов.
О проблемах с транспортной доступностью знают и местные власти.
Одна из болевых точек – объездная дорога вокруг Пугачева, точнее, ее полное отсутствие, из-за чего проблемы испытывает и транзитный транспорт, и горожане. «Транзитный транспорт до сих пор следует по улицам Пугачева. В результате наносится непоправимый вред здоровью граждан, проживающих вдоль транзитного маршрута, разрушаются городские дороги, которые не рассчитаны на нагрузку от движения тяжелых автопоездов, разрушаются здания и сооружения», – выказывал обеспокоенность глава администрации муниципального образования Станислав Сидоров. Чиновник отмечал, что необходимая проектная документация по строительству была разработана еще в 2001 году. Общая протяженность дороги на тот момент составляла 26,9 км. При этом большая часть трассы уже была построена 2002-2007 годах. «Первая очередь 17,2 километра была сдана в эксплуатацию, – говорит чиновник в своем комментарии по ситуации, но тут же добавляет: – Но, к сожалению, не решила проблем. В настоящий момент строительство дороги законсервировано. В связи с отсутствием в бюджете Саратовской области необходимых денежных средств». Вот так оставшиеся 9,7 км на севере области тормозят развитие всей трассы. По оценкам муниципальных властей, в настоящий момент на то, чтобы довести участок до ума необходимо еще 1,7 млрд рублей.
В регионе нет денег на 10 км дороги?
Областные власти также демонстрируют озабоченность проблемой. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области при ответе на официальный запрос ИА «Стройсар» пояснили, что самый свежий из проектов по строительству объездной дороги датирован 2005 годом. Тогда (в ценах 2005 года) его стоимость по утвержденной смете оценивалась в 1 млрд 426,6 млн рублей. За разработку отвечал Саратовский филиал ОАО «ГипродорНИИ».
«К апрелю 2015 года выполнено работ по строительству в объеме 629,8 млн рублей, введено в эксплуатацию 17,2 км, мост 29,29 погонных метра. Из федерального бюджета 363,4 млн рублей, из областного 266,4 млн рублей, – ответил нам первый заместитель министра по дорожному комплексу Геннадий Рудыкин. – Все выделенные средства на строительство данного объекта освоены в полном объеме». Впрочем, чиновник тут же оговорился, что речь идет не о новом строительстве, а о реализации проекта середины 2000-х годов, так как: «Законом Саратовской области «Об областном бюджете» в 2009-2014 годах строительство данного объекта не предусмотрено».
Чиновник констатировал, что и в 2015 году финансирование по объекту «Строительство обхода города Пугачева на автодороге Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград не предусмотрено.
Футбол, китайцы и большая политика
Вряд ли деньги на проект будут найдены и в ближайшие годы, так как и в трехлетнем плановом бюджете до 2017 года денег на дорогу в обход Пугачева снова не предусмотрено.
Сейчас, по оценкам чиновников областного минтранса, на строительства данного объекта «ориентировочно необходимо средств в объеме 1 млрд 695 млн рублей в ценах 2015 года». Если финансирование будет выделено, то его хватит для ввода в эксплуатацию участка длиной 9,7 км, а также строительства развязки – «путепровода в 480,81 погонного метра».
Но и в этом вопросе областные власти не надеются на собственные ресурсы, а лишь на федеральную поддержку. Так, Геннадий Рудыкин пояснил: «Министерством транспорта и дорожного хозяйства области постоянно ведется работа по вопросу о выделении субвенции в 2015 году на реализацию проектов по реконструкции и строительству участков автомобильной дороги, в том числе на проведение работ по окончанию строительства в обход Пугачева в рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы».
Впрочем, нам думается, что чиновник лукавит. Он должен знать, как будут распределены федеральные средства дорожных фондов до 2018 года – до времени проведения в России чемпионата мира по футболу. Наш регион станет транзитным для болельщиков, которые поедут из Волгограда в Самару и Казань. В рамках реализации этих проектов были выделены средства на масштабную реконструкцию трассы Сызрань – Саратов – Волгоград. А потому вкладываться в дублера уже существующей автодороги федерация вряд ли пожелает.
Остается неучтенным лишь один фактор. Россия, Казахстан и Китай уже несколько лет ведут переговоры о строительстве масштабной трассы, которая бы соединила провинцию Внутренняя Монголия через соседа по Таможенному союзу с нашим государством. Этот проект авторитетные экономисты и политологи называют не иначе как «новым шелковым путем» и подчеркивают, что города, стоящие «по ходу» могли бы получить гигантский импульс для развития. В настоящее время решается вопрос, через какие регионы он проляжет. А это во многом зависит от того, насколько уже развита в регионе транспортная инфраструктура и логистические мощности.
Столичный облик только в прошлом?
Напомним, что к началу XX века Саратовская губерния, во многом благодаря удачному географическому положению (пересечение торговых путей на Волге и со странами средней Азии), вышла в лидеры. По численности населения наш город был третьим по численности (120 тысяч человек) в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. А жившее в губернском центре купечество активно вкладывало полученные на межгосударственной торговле капиталы в развитие Саратова.
В 1893 году историк С. Кедров писал о Саратове: «Саратов в наши дни со своим 120-тысячным населением имеет 69 школ, 8000 учащихся, 600 000 годового бюджета,138 фабрик и заводов,16 933 здания, 9 изданий; в том числе 5 газет, музей, пассаж, на главных улицах города асфальтированные тротуары, водопровод, железная и конно-железная дорога, оперный и драматический театры, обширная библиотека с читальным залом – все это принимает, по местному общественному сознанию, столичный облик».
До конца 1920 года Саратов был крупнейшим городом Поволжья, больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и других, и нередко неофициально именовался столицей Поволжья.
Впрочем, для того чтобы повторить успехи столетней давности, сегодня городу необходимо опередить соперников, которые активно борются за распределение транспортных потоков из Азии. Казань лоббирует строительство скоростной автомобильной и железнодорожной дороги до столицы, Самара развивает автотранспортную инфраструктуру, за счет областного бюджета без оглядки на федеральный центр строит дороги.
Саратов же рискует потерять единую систему транспортного сообщения с Заволжьем. При этом у трассы Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград остаются шансы стать федеральной и получить преференции. Для этого нужно незамедлительно достроить как минимум обвод вокруг Пугачева (9,7 км), а также 4-километровый участок из Ровенского района в Волгоградскую область. Что позволит связать два региона не только по правому берегу Волги, но и в Заволжье.