6 августа 2014 (13:35) | Дмитрий Богатырёв
В канун Дня строителя министр строительства и ЖКХ Саратовской области собрал «ограниченный контингент» журналистов (включая представителей нашего портала) и ответил на самый широкий спектр вопросов, начиная с грядущего лицензирования управляющих компаний и концессии «Саратовводоканала» и кончая трудоустройством беженцев с Украины и местом проведения собственного отпуска. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты встречи.
О наиболее наболевшей проблеме, которая «достала» министра Тепина
– Сам по себе вопрос достаточно провокационный. Ни один руководитель отрасли ЖКХ не скажет вам, что есть какая-то проблема, над которой он бьется, бьется и – никак, руки опустились… Поэтому такую тему я, конечно, не выделю, но если говорить о самых сложных проблемах на сегодня, то это конечно высочайший износ инженерных коммуникаций и ресурсоснабжающего оборудования. Я все-таки считаю, что именно для коммунальной сферы это одна из важнейших проблем. Если говорить о жилищной сфере, то это – износ нашего жилищного фонда. Но здесь для решения уже необходим программный, комплексный подход. Понятно, что здесь все идет тяжело и непросто, но, по крайней мере, есть внесение изменений в Жилищный кодекс, есть принятая программа (капитального ремонта многоквартирных домов. – Прим. авт.), сформированы тарифы, и с 1 октября мы будем эту реформу реализовывать. Вот все-таки такого комплексного подхода по модернизации системы теплоснабжения, водоснабжения у ресурсоснабжающих организаций пока нет.
Хотя есть абсолютно четкие и понятные указы: в эти сферы необходимо привлекать инвестиции. Каким образом это можно делать? Здесь должна быть создана четкая, понятная система государственно-частного партнерства. Почему сейчас дело идет не теми темпами, которыми бы хотелось нам? Вот мы сейчас накопили в своей базе проектов примерно на 400 миллионов рублей. Все они экономически целесообразны и доказаны расчетами. Но банки опасливо идут в эту сферу. Для них до сих пор все проекты, связанные с ЖКХ, считаются проектами с высокими рисками. И мы хотим изначально с помощью федеральных властей переубедить их в этом. Какие бывают механизмы? Считаю, уверен, что должно быть создано кредитное учреждение, которое бы занималось реализацией проектов в ЖКХ. Простейшее название – банк ЖКХ. В чем я вижу его смысл и концепцию? На сегодняшний день, если мы модернизируем систему ЖКХ (скажем, строим новую котельную), мы берем областные или федеральные деньги, приходим, вкладываем, после того как вложили, передаем в управление. То есть фактически напрямую тратим бюджетные деньги. Но если такой объект после модернизации будет экономически целесообразен, давайте в него вложим денежные средства инвесторов. И если этот проект начинает самоокупаться, то нам не потребуется на модернизацию деньги бюджета. Но теоретически предположим, что из десяти подобных проектов два оказались неэффективными, не получили они своей должной экономики и не могут полностью покрыть кредит. Тогда государство покрывает эти расходы. С этой инициативой мы неоднократно выходили в правительство РФ, и я думаю, что в ближайшее время этот механизм начнет развиваться. И Центробанк со временем тоже должен поменять свою точку зрения и признать, что проекты в ЖКХ – это не проекты с большой долей риска, а нормальные проекты. Бизнес почувствует это и охотно пойдет в данную сферу.
О лицензировании управляющих компаний
– Согласен, что на сегодня лицензирование УК – один важнейших вопросов для обсуждения. Самое главное, что это один из предоставленных власти рычагов влияния на сегодняшнюю ситуацию в сфере управления жилищным фондом. Хотя в этом законе есть много спорного. Я считаю, что есть даже дискуссионные статьи. Скажем, та статья, что жители могут объявлять мораторий той компании, которая не пройдет лицензирование.
Что касается нормативной базы… Здесь на сегодняшний день, кроме базового закона, еще не принято ни одно федеральное постановление, которое бы регулировало этот закон, а этих разъясняющих подзаконных актов нужно как минимум с десяток. Там должны быть четко прописаны критерии, на какой момент будет лицензирование, оценка и т.д. Если до 1 сентября эта нормативная база будет принята, мы успеем на нее откликнуться и создадим свою субъектовую базу. В этом случае, конечно, лицензирование начнется в срок.
Какие поручения в связи с этим я дал своим специалистам? Не дожидаясь выхода федеральных постановлений, поработать с соответствующим структурным подразделением в Министерстве строительства и ЖКХ по вопросам привлечения их проектов. Чтобы исходя из них подготовить проекты уже своих региональных документов. А там база данных планируется достаточно большая. Если мы в этой связи отработаем эффективно, то, когда выйдут федеральные постановления, мы уже будем во всеоружии. Но даже если федеральные нормативные акты выйдут не вовремя, я большой проблемы не вижу. Неделя, две или три – вопрос не в этом… Вопрос в том, что сейчас главам управляющих компаний дан четкий, понятный сигнал: как должен себя вести руководитель УК, каким образом он обязан обслуживать свой жилищный фонд, какие для этого нужны нормы и т.д. Вот этот сигнал должен быть правильно услышан. И если отношение тех УК, которые сегодня ведут себя, скажем так, недобросовестно, не изменится, лицензию они не получат и аттестацию их должностные лица не пройдут. С другой стороны, шашкой махать, перетряхивать рынок нет желания ни у кого. Есть одно желание: чтобы у собственника дома появился эффективный управленец.
О возможной концессии «Саратовводоканала»
– На сегодняшний день, по информации администрации города Саратова, на третий или четвертый квартал уже запланировано начало такого концессионного процесса, и уже есть желающие поучаствовать в нем, – заявил министр. – Поэтому мы ожидаем, что, по крайней мере, осенью состоится аукцион на проведение концессионного соглашения. Потенциальные концессионеры – это не банки. Это именно управляющие организации, которые умеют работать в такой сфере бизнеса. Есть крупные организации, которые управляют и в Москве, и Питере, и в Ростове и т.д. Не буду называть их имена, нет смысла об этом говорить. Но желающие такие есть.
Самое главное в этом процессе – правильно и грамотно составить концессионное соглашение. Почему этот вопрос так затянут во времени? Первое, обязательное требование концессионного процесса – полная регистрация всего имущества. Его зарегистрировать достаточно сложно. Второе – концессионное соглашение должно быть составлено исключительно аккуратно. Вернуться к его изменению будет практически невозможно, особенно – к изменению его существенной части. Поэтому, если предмет соглашения будет на стороне будущего эксплуататора и в дальнейшем нельзя будет изменить социально значимые моменты, этого делать нельзя. И сегодня юристы и специалисты должны создать такое соглашение, которое в первую очередь будет устраивать власть, которая управляет процессом, но и будет прибыль тому инвестору, который сюда придет. И при этом не сильно отразиться на кошельках потребителей. Услуга должна предоставляться качественная, но скачкообразного роста тарифов быть не должно.
О сотрудничестве управляющих организаций и коллекторских агентств
– Я считаю такую практику совершенно нормальной и даже оправданной. Главное, чтобы деятельность коллекторов укладывалась в рамки закона, чтобы все было без перегибов, чтобы досудебные взыскатели долгов общались с людьми настойчиво, но вежливо… Если коллекторы действуют законно, то их работа даже полезна. И не только для управляющей организации или коммунального поставщика, но и для добросовестных плательщиков. Ну, скажите, почему жильцы дома должны страдать из-за одного, который систематически не платит? Я, конечно, понимаю, что случаются перегибы, но в целом… Кстати, по моему убеждению, если все же в досудебном порядке взыскать дебиторскую задолженность не получается и дело доходит до судебного разбирательства, отвечать должен не только собственник жилья, но и все, кто в нем проживают и прописаны.
О предстоящем капитальном ремонте многоквартирных домов
– Капитальный ремонт многоквартирных домов в Саратовской области начнется уже с 1 августа, то есть за три месяца до начала обязательного взимания средств на эти нужды с населения.
За год предстоит отремонтировать 209 домов. Изначально на эти цели будут направлены средства из федерального и областного бюджетов. В дальнейшем работы будут осуществляться из средств, которые поступят от населения либо на счет регионального оператора, либо на специальный банковский счет конкретного ТСЖ или ЖСК. Кстати, вариант со спецсчетом выбрало довольно много товариществ и кооперативов (15 % от всего количества домов в области).
Хочу отметить, что деньги, прежде всего, должны тратиться на то, что может привести к техническому износу домов (крыши, инженерные коммуникации, фасады и т.д.). Придомовые территории к этим целям не относятся. Впрочем, никто не мешает жителям включить в капремонт и дворы. Для этого только нужно на общем собрании жильцов проголосовать за увеличение соответствующего тарифа.
Про беженцев с Украины
– Это один из актуальнейших вопросов. Что можем предложить сегодня этим людям? Мы уже с инициативой обратились в министерство занятости. Сегодня мы готовы принять на работу 400 граждан, у которых есть строительные специальности: крановщики, каменщики и т.д. Любая строительная профессия у нас сегодня востребована. Зарплаты приличные: каменщик в сезон получает до 50 тысяч рублей. Строительные компании, когда мы этот вопрос обсуждали, готовы предложить рабочие места и под них временное проживание. В перспективе будем рассматривать и приобретение постоянного жилья.
Про предстоящий собственный отпуск
– В этом году я еще не был в отпуске, но очень хочу отдохнуть, очень устал. Для нас, сотрудников минстроя, самое оптимальное отпускное время – это промежуток между Днем строителя и началом отопительного сезона. То есть это где-то вторая половина августа, сентябрь. Где я проведу свой отпуск? Очень бы хотел поехать в Крым. Очень люблю те места, природу… Кстати, гораздо больше, чем сочинскую. Но по причинам личного характера отпуск я проведу на территории Саратовской области.
Аякс 23 августа 2014 (14:04)
Разговор ни о чем.