31 июля 2015 (12:33) | Александр Орлов
В интервью ИА «Стройсар» министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский назвал ближайшие пригороды Саратова «перспективными площадками для развития города». Со временем именно туда инвесторы будут переводить предприятия и станут переселяться граждане. А наибольший потенциал, по мнению чиновника, имеет административный центр Саратовского района – поселок городского типа Дубки. Его конкурентными преимуществами являются близость к городу, современные коммуникации, расположение на саратовской окружной трассе, наличие одного из крупнейших предприятий пищевой промышленности и близость железной дороги. Еще один инфраструктурный козырь поселок обретет, после того как по соседству, в Сабуровке, будет завершено строительство нового аэропорта. Впрочем не менее важна социальная инфраструктура, так как именно удобство для проживания определяет интерес и желание не только работать, но и поселиться в том или ином месте. Как раз в этом Дубки значительно отстают от планов и перспективных проектов. Тем, кто возьмется превратить поселок Дубки в «площадку развития», придется банально очистить его от грязи и разрухи и сформировать настоящую городскую, а не сельскую среду.
Поляризация дорог
Основой основ для жизни в любом пригороде является устойчивая транспортная связь с агломератом. В этом плане у Дубков есть несомненное преимущество. Именно через саратовскую кольцевую автодорогу поселок связан сразу с двумя активно растущими районами Саратова – Ленинским и Волжским, которые все ближе подбираются к самим Дубкам.
Впрочем в самих Дубках ситуация пока неблагоприятная. На некоторых участках асфальтовое полотно разрушено настолько, что практически отсутствует. Трассы представляют собой, скорее, грунтовые направления с редкими кусками асфальта и щебенки. Подобные проезды дождь превращает в непроходимое месиво. А участок разрушенного асфальта неподалеку от местного рынка «Дубки» знают все местные водители и заблаговременно снижают скорость.
На этом фоне выгодно выделяется кусок трассы возле местной администрации, который отремонтирован настолько хорошо, что на нем приходится устанавливать лежачих полицейских, чтобы хоть как-то умерить прыть автомобилистов.
На обочине цивилизации
По-настоящему сельский пейзаж улицам Дубков придает полное отсутствие тротуаров вдоль дорог. Пешеходам, в том числе пожилым людям и молодыми матерям с колясками, приходится ходить по обочинам. В то же время движение в поселке Дубки отнюдь не сельское. Местные жители без труда вспоминают трагические случаи, когда автомобилисты не смогли поделить улицу с пешеходами. На центральные улицах кое-где даже протоптаны настоящие тропинки подальше от дорог.
Исключением из общего правила является лишь пешеходная аллея, идущая к школе поселка. Она состоит из двух широких асфальтированных пешеходных дорожек, разделенных между собой кустами. Чиновники настолько серьезно отнеслись к идее не допускать автотранспорт на эту территорию, что даже огородили ее уродливыми бетонными блоками.
Бункеры и светомаскировка
Впрочем определенные недостатки поселок Дубки успел перенять и от Саратова. В данном случае речь идет о проблеме с несвоевременным вывозом мусора. Неприятно поразил тот факт, что переполненными оказались не только стандартные контейнеры, но даже устанавливаемые для особенных случаев мусорные бункеры. Подобную картину пришлось наблюдать сразу на нескольких площадках для вывоза мусора – как в торговой зоне вблизи магазинов, так и в глубине поселка. Местные жители, проживающие поблизости от контейнерных площадок, рассказали, что на их просьбы как-то упорядочить вывоз мусора местные чиновники так и не отреагировали. Мотивация была банальной – недофинансирование. Нехваткой средств объясняется и еще одна сельская традиция – отсутствие освещения на большей части улиц. В темное время суток поселок освещается лишь светом из окон.
Судиться важнее, чем лечится
Впрочем определенные успехи на ниве социальной инфраструктуры все же есть. Так, например, к новому зданию районного суда Саратовского района, построенного всего несколько лет назад, подходит чуть ли не пятнадцатиметровый пандус для людей с ограниченными возможностями. Его протяженность вполне позволяет пользоваться этим удобством инвалидам-колясочникам и без особых сложностей попадать в суд.
Несколько сложнее обстоит дело с местным Дворцом культуры. Пандус, выполненный из скользкой керамической плитки, довольно короткий и крутой, что может создать неприятности для инвалидов. Но он хотя бы есть.
А вот местная поликлиника, к слову, занявшая часть квартир жилого дома, вообще не оборудована пандусом, хотя и имеет несколько входов. В итоге молодые мамы, посещая лечебное учреждение с детьми, вынуждены бросать коляски прямо в палисаднике. А взгромоздиться в таких условиях на узкое крыльцо в инвалидной коляске и вовсе кажется невыполнимой задачей, хотя для людей с ограниченными возможностями посещение медиков намного важнее, чем визиты в суд.
Каждый сам за себя
В итоге поселок городского типа производит двоякое впечатление. По уровню своего развития он уже превосходит отдаленные райцентры, такие как Турки или Питерка. В чем-то (например, по уровню промышленного производства) может даже посоревноваться с малыми городами. Но есть и то, в чем Дубки уже могут считаться равным областному центру. Как и в Саратове, в Дубках каждый собственник благоустраивает территорию строго только до границы своего участка. О примерах кооперации, когда жители объединялись и строили совместно дорогу к своим недешевым коттеджам, местные даже не знают. Если кто и может что-то делать, так это, например, застраивать территорию небольшого бывшего парка, находившегося сразу за зданием местной администрации.
Ничья земля
Жители Дубков рассказали корреспонденту ИА «Стройсар», что поселку не хватает новых парковых участков. В погоне за престижным местом собственники застроили большую часть бывшей зоны отдыха. Однако тем самым они обесценили свои же усилия по оформлению документов на участок в парке. Какой был смысл в переводе земли общего пользования в частную, если из-за этого парк просто перестает существовать? Вокруг активно строятся огороженные заборами дома и дачки, а значит ценность парковой зоны стремительно падает.
Возможно, старожилы поселка и новые переселенцы еще не скоро научатся тому коллективному сельскому укладу помощи и взаимовыручке, которые подчас поддерживают на плаву деревни и малые города. Или когда местные успешные бизнесмены и фермеры почувствуют ответственность и начнут активно вкладываются в социальную среду, так, как это происходит в Энгельсе или Марксе. Где на спонсорскую помощь возводят не только обязательные дороги и школы, но и обустраивают парки, скверы, памятники. Те объекты, которые наполняют город уникальным содержанием, создают его историю. Резюмируя, можно сказать, что перерасти село Дубкам удалось, а вот стать городом – пока нет. И в этом его главная проблема. А все остальное – от разбитых дорог до застроенных парков – только штрихи к портрету.
аня 31 июля 2015 (13:25)
фотографии какие-то неестественные. в смысле, что-то произошло с ними, когда их на сайт поставили, наверное. сплющено-вытянутые