19 марта 2015 (14:03) | Александр Орлов
Представим ситуацию: вы хотите обязать местных чиновников отремонтировать дорогу в вашем микрорайоне. Собираете подписи, убеждаете сначала прокуратуру вас поддержать, а затем и суд. И вот уже на руках решение и исполнительный лист. Определены источники проведения работ и объем средств – он, откровенно говоря, не так и велик. Известны и чиновники, ответственные за это. Казалось бы, все в ваших руках. Во всех инстанциях вы доказали свою правоту, всех убедили и все на вашей стороне, но до реального решения проблемы дело так и не доходит. Анализируя ситуацию, сложившуюся в Вольске, корреспондент ИА «Стройсар» задался вопросом: может ли подобная непробиваемость властей довести людей до радикального протеста?
«Грунтовые отложения»
Ситуация, о которой пойдет речь, не придумана, она реально существует. В городе Вольске, Саратовской области, горожане годами бьются за ремонт улицы Калинина. «Тривиальная проблема», – скажет въедливый читатель. Но – нет. В данном случае к решению вопроса были подключены все рычаги и методы из определенного законом списка, уже есть ответственные за решение и за ремонт. Но при этом ничего не происходит. По крайней мере, такова была ситуация до недавнего времени.
Переписка вольчан с чиновниками, если брать за точку отсчета первые обращения, скоро «отметит» четырехлетний юбилей. Для иллюстрации процитируем ответ муниципальных властей, датированный 2011 годом: «Грунтовые отложения с проезжей части убраны. Ремонт дорожного полотна из-за недостаточности финансирования на 2011 год не запланированы». К тому моменту городская дорога пришла в такое состояние, что из асфальтовой превратилась в грунтовую! Но даже такое разрушение не стало достаточным основанием для выделения денег на ее ремонт.
Отметим, что речь идет об улице протяженностью всего (!) 2 километра и невеликой сумме бюджетных трат – до 50 млн рублей. Именно в таком порядке привел цифры глава Вольского МР Игорь Пивоваров в ходе общения с районными журналистами (газета «Жил-был Вольск): «Так, капитальный ремонт выходит в сумму миллионов 40-50. Будем делать поэтапно». По меркам бюджетов муниципальных районов и с учетом разделения трат на несколько лет – суммы вполне реальные.
Вехи большого пути
Давайте проследим хронологию событий.
Начиная с 2011 года местные жители вели длительную и безрезультатную переписку с муниципальными властями. Писали как индивидуальные, так и коллективные обращения. Так, письмо, датированное первой половиной 2012 года, подписано чуть ли не всеми жителями улицы Калинина. В тот раз ответом были лишь формальные отписки.
Следующим этапом стали жалобы в прокуратуру. Надзорное ведомство даже вышло в суд с иском в защиту неопределенного круга граждан. «В связи с нарушениями действующего законодательства Вольским межрайонным прокурором направлено исковое заявление в суд», – следует из ответа ведомства, датированного летом 2012 года. Судебная тяжба также подтвердила законность и обоснованность требований по ремонту дороги на ул. Калинина. В соответствие с актом Фемиды для муниципальных чиновников был установлен вполне разумный срок, чтобы отремонтировать дорогу. «Исполнительное производство возбуждено 24 июля 2013 года», – следует из письма местной прокуратуры (8 июля 2014 года). А факт бездействия был признан лишь по обращению от 22 ноября 2013 года – эту информацию можно почерпнуть из требования Вольского межрайонного отдела судебных приставов.
Когда решение суда не есть авторитет
Но, несмотря на судебное решение и требования приставов, ни 2013, ни 2014 годы не внесли существенных корректив в действия муниципальных властей. Хотя после оглашения судебного решения Игорь Пивоваров в письме заявителям пообещал, что «в 1-м квартале 2014 года будет заказан проект на строительство автомобильной дороги... непосредственно строительство... поэтапно начнется с 3-го квартала 2014 года с продолжением до 3-го квартала 2016 года».
Впрочем ситуация не улучшилась и в 2014 году, что констатировала и прокуратура: «В рамках указанного производства исполнительных действий не проводилось».
Но напомним, что с момента провозглашения резолютивной части решения суда наставление чиновникам сделать дорогу становится строго обязательным, а за его неисполнение грозит ответственность вплоть до уголовной. И для того чтобы обеспечить исполнение судебных решений, судебные исполнители могут не только писать требования и штрафовать чиновников, но и снимать средства с любых других статей бюджета, за исключением защищенных (зарплата бюджетников и экстренные нужды, такие как отопление на зиму). Но несмотря на это, процесс исполнения вступившего в силу решения так и не завершен. И прокуратура уже рекомендует принимать меры дисциплинарного воздействия к нерасторопным приставам.
Для чего мы столь дотошно описали все процедуры? Чтобы напомнить, что вольчане обстоятельно и с заметным упорством действовали в рамках правового поля, следовали букве закона, воюя с бюрократическими мельницами, и, судя по бумагам, одержали победу. Без результата!
Когда сам себе угроза
В этом случае в арсенале граждан остаются только прямые обращения к членам Федерального собрания или вообще к первым лицам государства. Чем они и воспользовались, обратившись к депутату Госдумы Антону Ищенко, который взял ситуацию под контроль.
Но почему же для строительства двух километров дороги нашим землякам необходим отклик из Госдумы или других столичных ведомств? Зачем для решения столь пустяковой проблемы необходимо подключать ресурс обращений к высшим контрольным и надзорным органам страны? Что могло быть, если бы депутат парламентской партии не нашел времени для решения проблемы вольчан? Возможно, протесты, митинги рассерженных горожан, а может быть, и такие радикальные акции, как перекрытия дорог! Ведь потеря доверия к властям – прямой путь к несистемной политической борьбе. Тем более что в нынешних сложных экономических условиях, когда государство уже не может банально заливать деньгами любую экономическую проблему, на первый план выходит вопрос эффективности чиновников: насколько правильно и успешно они помогают решать насущные проблемы людей. В данном случае на одни только суды, оплату труда прокуроров, приставов и экспертизы состояния дороги было израсходовано столько средств, сколько, вероятно, могло бы хватить на пресловутый ремонт двух километров ул. Калина.