15 октября 2013 (15:38) | Дмитрий Богатырёв
На дворе октябрь. Как всегда в это время ведущие финансисты и экономисты областного правительства и областной думы пытаются слепить бюджет региона на будущий год. Еще не озвучены даже общие параметры этого документа, но нам уже вовсю твердят, что он будет сложный. Еще сложнее, чем предыдущий. Денег не хватит, экономического роста не предвидится, наоборот – грядет спад. В то же время общественность успокаивают тем, что все социальные обязательства перед бюджетниками власть выполнит. Но не более того. То есть никакого бюджета экономического развития даже не предвидится. А это значит, что и бюджет 2015 года будет таким же слабым, если не еще слабее. Нам говорят: «О каком развитии может идти речь, если денег не хватает на самое необходимое?» Так ли это? ИА «Стройсар» решило проверить, насколько обоснованы статьи бюджета-2013, внимательно изучив его.
Мы не дипломированные экономисты, больше того – дилетанты. Поэтому сразу просим нас извинить за незнание всевозможных тонкостей бюджетного законодательства. Считайте, что мы рассуждаем как дети, которые привыкли делить мир только на хорошее и плохое. Но ведь, согласитесь, и детей нужно слушать, объяснять им все на пальцах. А этого не происходит. Если непосвященному человеку заглянуть в бюджет, то он мало что там поймет. Кажется, что подобные документы специально пишутся таким замысловатым и путанным языком, чтобы никто из непосвященных в бюрократическую эквилибристику прочесть не смог. Но при желании кое-что понять все же можно.
Давайте также сразу договоримся, что обоснованность зарплат, премий и прочих надбавок высокопоставленных чиновников мы во внимание не берем. Будем считать, что они эти деньги отрабатывают. Но вот целый ряд бюджетных расходов вызывают серьезные вопросы и сомнения.
Копеечный патриотизм
Начнем с мелочей, которые если суммировать, можно получить серьезную экономию. Вот, к примеру, сразу три министерства – образования, социального развития и молодежной политики, спорту и туризму – получили средства на реализацию долгосрочной областной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области». Первое – в размере 1 570 тысяч рублей, второе – в размере 961,7 тысячи и третье – в размере 350 тысяч рублей. Как понимать? Как можно воспитать в человеке патриотизм за деньги? Тем более за такие смешные деньги? Нет, я допускаю, что ответственные за любовь к Родине чиновники могут напечатать гигантские плакаты с фотографией Валерия Радаева на фоне золотого пшеничного поля или прислоненного к весенней березке и подписать всю эту идиллию так: «Люблю тебя, Саратовщина!» Или так: «Сделаем наш край родной территорией развития!» Можно также снять какой-нибудь фильм патриотической направленности, который в итоге никто не увидит. Патриотов так не воспитывают. Их воспитывают на конкретных, личных примерах. И совершенно бесплатно.
А как, скажите на милость, противодействовать наркомании на 200 тысяч в год? Именно столько заложено на реализацию соответствующей областной целевой программы. Это же профанация чистой воды. Тут и с ростом наркомании ничего не сделаешь, и деньги бюджетные промотаешь.
Но, если на профилактику наркомании мы тратим пятую часть миллиона, то на борьбу с терроризмом – почти 383 тысячи. Если террористы об этом узнали бы, они, наверное, долго бы смеялись.
Иным преступникам повезло еще больше. На противостояние им щедрое саратовское правительство выделило в этом году ни много ни мало 5 миллионов рублей. Просто замечательно, если бы не одно «но» – причем здесь областное правительство? С преступностью положено работать правоохранительным органам, а не региональному органу исполнительной власти. Конечно, саратовские чиновники всегда готовы помочь доблестным органам. Но, господа, не при нашем бюджете позволять себе подобную роскошь.
То же самое можно сказать и про другую целевую программу «Улучшение условий и охрана труда в Саратовской области», на которую в бюджет заложено без малого 391 тысяча рублей. Ну что можно улучшить на такие копейки? А можно ли всерьез экологически оздоровить Саратовскую область за 500 тысяч в год?
Несправедливость в законе
Возможно, это мелочи. Но в той ситуации, в которой сегодня оказалась экономика Саратовской области, важно экономно, рационально и умно использовать каждый бюджетный рубль. Впрочем, есть и гораздо более крупные и неоправданные траты. Вот, например, три статьи расходов регионального министерства социального развития. Читаем: доплаты к пенсиям государственных гражданских служащих области – 34 млн 902 тыс. руб., доплаты к пенсиям лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Саратовской области – 18 млн 271,3 тыс. руб., ежемесячные выплаты лицам, исполнявшим полномочия депутатов – 21 млн 328,3 тыс. руб. Итого – порядка 75 миллионов на безбедную старость тех, большинство из которых и до пенсии успели сколотить себе неплохое состояние. Справедливо ли это? Вопрос риторический. Но абсолютно законно, отвечают чиновники. А ведь для того чтобы вытащить регион из долговой ямы, чего проще изменить закон и потратить сэкономленные деньги на поддержку того же малого бизнеса. Согласитесь, это более перспективное вложение.
Не время!
А что вы скажете, например, про 32 млн 319 с половиной тыс. руб., предусмотренных на пополнение фондов школьных библиотек? На первый взгляд, дело это нужное и благородное. Но не первоочередное. Во всяком случае не сегодня тратить на эти нужды такие деньги. К тому же чем их, собственно, пополнять? Новыми учебниками? Нет, под эти нужды в бюджете выбиты отдельные деньги. Да и так ли уж пользуются спросом у детей библиотеки? Большинство сегодняшних школьников читают (если вообще читают) электронные книги и Интернет.
Еще одна малопонятная и очень затратная статья нынешнего бюджета «Реконструкция берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища в районе г. Саратова от ул. Бабушкин взвоз до ул. Большая Садовая». Проще говоря – это новая очередь саратовской набережной, которая недавно была сдана. На это удовольствие в бюджете заложено 417 млн 641,6 тыс. руб. Сумма огромная, а вот необходимость новой очереди набережной лично у нас вызывает большие сомнения. Конечно, хуже от этого Саратову не будет, только лучше. Понятно также, что это в основном целевые федеральные средства. Но почему этот объект был запланирован именно в тот момент, когда бюджет области из года в год трещит по швам? Может быть, эти деньги стоило бы потратить на ремонт моста через Волгу, который того и гляди рухнет? А без новой набережной мы бы как-нибудь обошлись.
Можно было сэкономить и на оплате сотовых телефонных разговоров и Интернета чиновников и депутатов. На эти и схожие цели Управление делами облправительства заложило ни много ни мало 214 млн 756,6 тыс. рублей. Эти господа – люди не бедные.
Баласт
Особая тема – подразделения областного правительства, необходимость существования которых вызывает сомнения. Например, зачем нужен комитет капитального строительства, когда уже есть министерство строительства и ЖКХ? Зачем нужен комитет по охране культурного наследия, когда есть министерство культуры? Для чего вообще существует министерство информации и печати, когда львиная доля типографий и СМИ – в частных руках? Где реальная отдача от деятельности институтов уполномоченных по правам человека и ребенка? Нет ее? Давайте сокращать эти структуры и на сэкономленные деньги предоставлять квартиры сиротам или строить новые детсады. А к чему Саратовской области целое представительство в правительстве РФ? Какая от него реальная польза региону? Пожалуйста, расскажите нам о ней на конкретных примерах, цифрах. Пока мы лишь знаем, что в год эта структура кушает 35 миллионов 583 тысячи рублей.
«Структура саратовского правительства, действительно, во многом раздута и неоправданна, – считает депутат Госдумы РФ Антон Ищенко. –- Например, возьмем министерство промышленности. Я с глубоким уважением отношусь к его руководителю Сергею Лисовскому. Но зачем нужно целое министерство для того, чего практически не осталось? Тем более что подавляющее большинство промышленных предприятий находится либо в федеральной, либо в частной собственности. Или минсельхоз. Кому нужна эта армада чиновников? Крестьянину? Не смешите меня. Наш сельхозпроизводитель существует до сих пор не благодаря, а вопреки этому министерству. Я бы предложил часть полномочий минпрома и минсельхоза отдать министерству экономического развития. А субсидии сельхозпроизводителям может саморегулируемая организация распределять или ТПП. И еще мне непонятны эти бесконечные вояжи правительственных чиновников в отдаленные уголки области. Для этих целей интернет-конференциями уже почти все регионы пользуются».
***
Если же сложить все странные и сомнительные расходы бюджета, то мы получим более 1 миллиарда рублей экономии. И это только то, что лежит на поверхности. По сравнению с общим объемом региональной казны сумма как бы незначительная. Но если бы мы ее имели в наличии, то области не пришлось бы в этом году брать очередной коммерческий кредит и снова наращивать долговое бремя губернии. Да и мелочей в экономике не бывает…
Денис Жабкин 16 октября 2013 (18:22)
Насчёт набережной я не согласен. Если мы не будем заниматься благоустройством то совсем обрастём грязью и мусором. Глаза будут видеть лишь отсутствие комфорта и зон отдыха. Тем более деньги целевые.
А вот на мобильную связь смотрю офигеть сколько денег! Да за такие деньги можно было бы трамвайный парк сильно обновить! Да что говорить: на 200-300 млн рублей собирались потратить строительство эстакад и перекладку путей скоростного саратовского трамвая.