5

19 февраля 2019 (09:03)

Конфликт Курихин-Алешины и новый земельный передел под присмотром прокуратуры - мнения предпринимателей

Конфликт Курихин-Алешины и новый земельный передел под присмотром прокуратуры - мнения предпринимателей

Информагенство «Стройсар» решило узнать мнение саратовских предпринимателей об атмосфере, в которой им приходится строить свой бизнес. Действительно ли прокурорские проверки обездвиживают деловую активность в регионе? Как чувствует себя бизнес там, где правила могут меняться по желанию политического заказчика? К чему приведет давление на предпринимателей со стороны контролирующих структур?

На Саратовском политическом пространстве не первый месяц обсуждается конфликт, разгоревшийся между депутатом областной думы, бизнесменом Сергеем Курихиным и семьей чиновников Алешиных, являющихся одними из крупнейших землевладельцев в регионе. 

Принадлежащее Курихину издание «Взгляд Инфо» выступило с рядом материалов, раскрывающих земельные отношения семьи Алешиных, в ответ последовали расследования, заказанные на федеральном канале «Россия 24» и напоминающие сведение счетов. Были подняты из архивов закрытые дела о нападениях на журналистов, старые истории стали новыми поводами для выпадов в отношении политического противника. Этот метод был активно поддержан региональной прокуратурой. Прозвучало также намерение аннулировать права Курихина на ранее приобретенный им земельный участок. 

То, что бизнес-общественность региона следит за событиями показала статья с детальным разбором ситуации, написанная руководителем компании «Юрком», юристом, членом общественной палаты Николаем Скворцовым. В ней автор отошел от личностных споров и сосредоточился на Законе и реальных механизмах ревизии земельных участков в Саратове и фактах, ставших частью нового «земельного передела». А также на участии в этом надзорных органов и высокопоставленных лиц. 

Информагенство «Стройсар» решило проверить выводы, сделанные в статье и узнать мнение саратовских предпринимателей об атмосфере, в которой им приходится строить свой бизнес*. Действительно ли прокурорские проверки обездвиживают деловую активность в регионе? Как чувствует себя бизнес там, где правила могут меняться по желанию политического заказчика? К чему приведет давление на предпринимателей со стороны контролирующих структур?


На вопросы отвечали те, кто много лет работает в городе и сделали немало для его процветания. Смогут ли они работать по новым правилам надзирающих? 

* В ходе подготовки материала были опрошены многие известные предприниматели Саратова, владельцы торговых сетей, ресторанов, строительных компаний и торговых центров, но лишь несколько из них согласились говорить на обозначенную тему открыто. Многие представители крупного и среднего бизнеса отказались давать комментарий, объясняя, что опасаются «последствий» состороны контролирующих структур.   


Дмитрий Ханенко 
депутат Саратовской областной думы, член комитета по промышленной политике регионального штаба ОНФ



«В регионе нет объединяющей созидательной силы»


Ничего кроме сожаления и настороженности это очередное противостояние не вызывает. Опять бизнес с одной стороны, чиновники и силовики с другой… Самое печальное, что победителей, как и всегда в таких случаях, здесь не будет. То, что в войне победителей не бывает, известный факт. Одни потеряют время и деньги, другие репутацию и положение. И в целом пострадает регион, который и без того раздирают скандалы и противоречия, а так же его жители.

Вместо того, чтобы объединить усилия по укреплению экономики и отдельных отраслей, стороны конфликта будут нападать и защищаться с переменным для себя успехом и время в очередной раз для всех как бы остановится… На этот период можно забыть про инвестиционную привлекательность региона, а слова о благоприятных условиях ведения бизнеса останутся пустым звуком. В такие моменты становится отчетливо видно, что в регионе нет «хозяина», нет стержня, нет той объединяющей созидательной силы, готовой привести все элиты к консенсусу и вывести регион из экономического тупика.

Хочу отметить, что только бизнес генерирует добавочную стоимость, наполняет бюджет налогами, создает рабочие места и тянет на себе, по мере сил, бремя социальной ответственности. Бизнес сегодня не определяет никаких правил и не диктует никаких условий, он лишь приспосабливается к той среде, которую определяет для него государство. Поэтому, какая среда, такой и результат…
Отдельно хочу сказать по поводу сюжета, который вышел на канале «Россия 24» в передаче «Дежурная часть». Многие в тот день, когда снимался сюжет, заходили в здание Думы и видели, как журналисты брали интервью у известного депутата. Беседа длилась минут двадцать. Если из всего отснятого материала в эфир попало только то, что мы увидели, то целью являлось не установление истины, а выставление человека в неприглядном свете. Это означает, что журналистика окончательно превратилась в орудие борьбы и пропаганды, а значит жертвой может стать каждый, кто занимает активную позицию.

Михаил Волков

предприниматель, 
член Общественной палаты Саратовской области



«В том, что сейчас в регионе плохой инвестиционный климат, есть много составляющих, в том числе - ситуация с земельными участками»


Благодаря своей работе в Общественной палате области, я общаюсь с десятками предпринимателей. И на протяжении последних двух лет есть общее ощущение, что иметь свой бизнес в Саратове становится все сложнее. Происходит это по нескольким причинам. Первое, это то, о чем говорил уполномоченный по правам предпринимателей в Саратовской области Михаил Петриченко - за последнее время в два раза увеличилось количество уголовных дел, заведенных на предпринимателей. Это широкими кругами расходится от одного бизнесмена к другому и на такие моменты бизнес реагирует очень болезненно. Второе – это общеэкономическая ситуация в области. У большинства предпринимателей сейчас упали доходы и они пытаются сохранить бизнес в условиях жесткого выживания. И на этом фоне происходят дополнительные события: помимо уголовных дел мы наблюдаем земельный передел.

Известно, что около тысячи участков в настоящее время подвергаются ревизиям. Проблема в том, что ревизии касаются участков, которые обнаруживаются «задним числом». То есть, это не то, что оформляется сейчас, не та земля, у которой изменило назначение. Это участки, которые оформлялись пять, семь, десять лет назад. В этих условиях предприниматели говорят, – как можно быть уверенными, что следующие должностные лица, сотрудники надзорных органов, администрации, не выдвинут новые требования? Не получится ли так, что, оформив участок сейчас, получишь проблему через пять или десять лет? Это очень настораживает и пугает.

Я уже говорил о том, что в последнее время я наблюдаю большое количество людей, которые уезжают из города, выстраивая свои интересы в других регионах. И проблема не в том, что здесь им не оказывали поддержку. Бизнес не просит какой-то помощи, предприниматели говорят, - дайте нам четкие правила, скажите с какого числа они начинают работать и мы будем ими руководствоваться. Но когда это делается «задним числом» и по отношению к зданиям, которые уже построены, к участкам, которые уже оформлены, то возникает недоумение. Если в свое время человек оформил землю и ответственные органы ее проверили, как так получилось, что стало возможным оспорить этот же самый участок спустя время? Важно, что в этом участвовал не только сам предприниматель, но и государственные структуры, контрольные органы. Если документы были недолжным образом оформлены, то где претензии к тем, кто это проверял и оформлял? О таких претензиях не слышно.

Еще один вопрос, который возникает - если что-то у кого-то отбирается, значит, это должно выставляться на торги. Но таких примеров мы тоже не видим. При этом земля является базой любого инвестиционного проекта. Как только вы выдергиваете из проекта землю, он рассыпается.

Одним из результатов такой политики является то, что в рейтинге регионов по качеству жизни Саратовская область за прошедший год упала с 38-й на 33-ю позицию. Когда я слышу, что проблемы с земельными участками есть у компании «Шелдом», «ЖБК-3», «Саратовоблжилстроя», я знаю, что это плохой сигнал для остальных. Если крупный бизнес еще может в таких условиях выживать, жертвуя какими-то участками, то для среднего, и тем более малого предпринимателя, это критично. В итоге мы наблюдаем, что средний бизнес бежит со строительного рынка уже давно. Но ни для какого рынка не хорошо, когда с него убегает большое количество участников. Это приводит к тому, что снижается конкуренция, а вслед за этим повышаются цены.

В том, что сейчас в регионе плохой инвестиционный климат, есть много составляющих, в том числе - ситуация с земельными участками. К этому привели многие факторы: позиция контролирующих, надзорных органов, исполнительной власти, депутатов, самих предпринимателей. Значит, нам пора садиться за стол переговоров и принимать решение. Когда экономические показатели идут вниз, становятся очевидными ошибки в выбранной стратегии. Это обычный процесс. Сейчас необходимо заново собрать информацию о реальном состоянии дел от широкого круга участников экономической деятельности и вырабатывать принципиально новые решения. А затем думать, кто это реализовать.

Что касается непосредственно конфликта, который мы наблюдаем, то в любом таком конфликте всегда есть две стороны. Мы все живем в одной области, существуем в одной среде обитания, поэтому будет уместно спросить, - кто из участников этого конфликта делает так, чтобы эта среда стала более комфортной? Это очень важно, иметь общие правила для всех. Если к одному применяются какие-то требования, значит, они должны быть применены и ко всем остальным. Сергеем Курихиным в Саратове построено несколько зданий, это красивые дома, я считаю, что они должны быть и их количество должно увеличиваться. 

Александр Жук

предприниматель



«Мне не понятна позиция контролирующих органов в Саратове, наносится ущерб бизнесу там, где можно было бы разобраться внимательно».


Я не знаю лично Курихина, но мне не нравится история, раздуваемая сейчас вокруг него. Я считаю, что никто не имеет правасвязывать несудимого человека с криминалом. Я сужу о Курихине, в первую очередь, по объектам, построенным в Саратове. Это качественные дома, которые украшают город. Это особенно бросается в глаза на фоне архитектурных уродцев, которые портят вид нашего некогда красивого города. Так же достойно сделан поселок «Волжский прайд». Вызывает уважение финансируемое им издание «Взгляд-Инфо», его интересно читать, журналисты «Взгляда» часто пишут о ситуациях, в которых нужен контроль, но его нет.  
И мне не понятна позиция контролирующих органов в Саратове, складывается впечатление, что у них нет намерения защитить права предпринимателей в сложных ситуациях, наоборот, наносится ущерб бизнесу там, где можно было бы разобраться внимательно. 
У меня была ситуация, когда суд вынес решение отобрать участок, потому что 13 лет назад администрация выделила мне его незаконно. О решении суда я узнал только после вступления его в законную силу, меня на процесс даже не пригласили! Прокуратура наблюдала за этим и согласилась с таким решением. Этот участок, путем долгих споров и разбирательств, мне удалось отстоять и он был возвращен в мою собственность. Но если бы прокуратура вовремя отреагировала на незаконность действий чиновников, мне не пришлось бы доказывать свою правоту.
В Саратове контролирующие структуры часто своевременно не реагируют на очевидные нарушения закона. Например, дома застройщика Сергеева, который сейчас находится в бегах. Можно привести много примеров, когда нужен контроль со стороны прокуратуры, но его нет. Зато есть большая активность в делах, где чувствуется избирательность. 

Андрей Табояков

Предприниматель, 
член Общественной палаты Саратовской области



«С точки зрения архитектуры и строительства многие вещи в городе делаются без ума и это сходит с рук»


Я не вникал в этот конфликт. Про Сергея Курихина могу сказать, что он делает много классных вещей в городе. Марину Алешину не знаю лично, а с ее дочерью Ириной Алешиной мы сотрудничаем: в училище, которое она возглавляет , действует секция бокса, она помогает нашим спортсменам. 

По земле, конечно, могут быть разные конфликтные ситуации, но меня удивляет вот что: с точки зрения архитектуры и строительства многие вещи в городе делаются без ума и это сходит с рук. Почему центр города уродуется многоэтажками и на это никто не обращает внимания? Например, высотки на Мичурина в квартале между улицами Вольской и Чапаева или высотная застройка на Чернышевского. Кто их согласовывал, кто принимал такое решение, почему ни у кого не возникло вопросов? Эти участки никто не проверяет и не трогает. А те, кто реально работает для города и для комфорта жителей, получают шишки и в результате часто принимают решение уехать. Хотя именно они создают здесь комфортную среду. 

Андрей Крупин

предприниматель,
Член Общественной палаты Саратовской области


«Не все готовы читать о себе правду, не все готовы быть открытыми и нести ответственность за свои поступки»

Прочитав комментарий издателя ИА «Взгляд-инфо» Сергея Курихина по поводу различных негативных публикаций, о давлении на него, как на издателя, а также на весь коллектив «Взгляда» не могу остаться в стороне. Просто потому, что с коллективом издания меня связывают плодотворные рабочие отношения, потому что я считаю «Взгляд» действительно объективным СМИ. Да, эта объективность иногда оборачивалась и против меня и моих коллег: взглядовцы критиковали, указывали на ошибки и недочеты - и за это я им тоже благодарен! Потому, что именно это позволяло увидеть вопрос под другим углом, получить обратную связь, что-то менять, исправлять и идти дальше. Наверное, лучшая и высшая профессиональная оценка для журналиста – когда он неудобен, когда его хотят заставить замолчать. Неудобен – значит правдив, значит пишет о том, о чем хотят умолчать. Не все готовы читать о себе правду, не все готовы быть открытыми и нести ответственность за свои поступки. А «Взгляд» заставляет это делать, и это очень неприятно тем, кому есть, что скрывать. ИА «Взгляд» стал больше, чем новостной сайт. Это открытая площадка для дискуссии, для разных мнений, с самым высоким рейтингом среди саратовских СМИ.

Многие блогеры, пишущие на социально-политические темы, публикуются именно тут, а читатели активно комментируют. «Взгляду» удалось наладить беспрецедентный диалог с читателями, когда люди ежедневно обращаются в издание, чтобы озвучить свои проблемы и привлечь к ним внимание. «Взгляду» доверяют, его уважают, и это заслуга его коллектива. Да, абсолютно независимых СМИ нет – это правда. На реализацию любого проекта нужны деньги. Но вот остаться правдивым, объективным и верным даже не журналистской, а просто человеческой этике – получается не у всех. Тут важна, я думаю, фигура издателя. Позиция журналистов и издателя «Взгляда», Сергея Курихина, совпадают: они зарекомендовали себя как независимые, бескомпромиссные и принципиальные люди, с активной позицией. Кампания, направленная против Сергея Курихина, поставила под удар не только его, но и весь коллектив, который на протяжении многих лет делает важное и нужное дело – дает людям объективную информацию о происходящем в регионе. Кому нужно закрытие «Взгляда»? Тем, кому есть, что скрывать. А нам, читателям, он нужен, нам нужна информация, мы хотим жить в открытом обществе. Возможно, «Взгляду» придется нелегко. Но я уверен, что победа останется за ними, потому что на их стороне правда и тысячи читателей. 


Мнение Дмитрия Ханенко было опубликовано на его личной странице в социальной сети Facebook
 

 


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить