26 ноября 2021 (16:09)
Проблемы у крупнейшей франчайзинговой компании в России – ритейлера и производителя обуви Zenden Group («Зенден Груп») начались пять лет назад с претензий о «дроблении бизнеса», которые не прекращаются до сих пор. За спиной у обувного холдинга несколько выигранных судов и отбитые претензии ФНС и СК. Однако выиграть у государства пока не получается. В ущербе остаются сотрудники и покупатели популярного ритейлера.
Под прицел налоговой службы и следователей компания Zenden Group попала из-за того, что Zenden и входивший в группу «Дом одежды» использовали модель франчайзинга. Налоговая усмотрела в этом «дробление бизнеса». Модель «дробления» считается способом уйти от налогов и получить налоговые преференции. Якобы, основатель «Зенден» известный предприниматель Андрей Павлов включил в финансово-хозяйственную деятельность компании, связанные с ним ИП.
Сам Павлов так отвечает на претензии: «Часть из 315 наших оптовых покупателей, а именно 22 индивидуальных предпринимателя, признаны налоговый органом взаимозависимыми и подконтрольными ООО «Дом Одежды. При этом основной аргумент – это использование единого торгового знака Zenden, хотя его использовали все наши оптовые покупатели, причём безвозмездно».
Однако проверяющие и силовики решили всерьез взяться за «разоблачение» схемы – за прошедшие пять лет в Zenden не раз проходили обыски, выемки документов блокирование счетов и списания средств. Два арбитражных суда компании удалось выиграть. Об этом сообщает издание «Блокнот».
Однако Следственный комитет по Владимирской области продлил расследование по делу ООО «Дом одежды» - компании, входящей в Zenden Group. Руководителю «Дома одежды» Галине Стушновой пришлось провести время в следственном изоляторе. Сама женщина называет это формой давления на бизнес. Сейчас, по имеющейся информации, находится под домашним арестом. «В СИЗО у Галины Стушновой случилось обострение хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы», - рассказывает Павлов.
При этом основатель компании уверен, что победы в судах только обострили их противостояние с силовиками и сотрудниками ФНС.
Есть в этой истории и персоналии, сыгравшие особую роль в разжигании новых эпизодов дела. По мнению сотрудников Zenden Group внимание к деятельности компании и ее подразделений проявил служащий Владимирской ФНС Владимир Шаурин. На этой истории ему удалось сделать неплохую карьеру, сейчас он курирует ключевых налогоплательщиков России. Андрей Павлов вспоминает об одном из эпизодов, где негативную роль сыграла именно налоговая служба. В феврале 2020 года, при рассмотрении в Арбитражном суде Владимирской области дела № 11-15678/2019 представители ФНС региона представили «Ответы банков об остатках денежных средств на счете налогоплательщика». Павлов считает этот документ недостоверным, но суд принял документ, и он лег в основу принятого решения. В результате Zenden Group потеряла 870 миллионов руб. налоговых доначислений.
Еще один человек, по мнению Андрея Павлова, стоящий за продолжающим противостоянием бизнеса и власти - это заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Владимирской области, подполковник юстиции Сергей Журихин.
Пятилетний итог таков: дело о «дроблении бизнеса» и попытки найти «второе дно» у успешной развивающейся компании лишила Zenden Group всех накопленных ресурсов. «Всё это, конечно, негативно влияет на развитие бизнеса. Только вдумайтесь: сегодня в России более 24 тысяч магазинов торгуют исключительно контрафактными кроссовками, если оценить все группы товаров народного потребления, то это сотни тысяч реально криминальных торговых точек. Происходит самое настоящее уничтожение реального рыночного российского бизнеса. Под красивые разговоры о поддержке МСП, и в целом российского бизнеса, производится зачистка рынка под иностранные транснациональные и под офшорные компании, а также под теневой рынок. А реальная борьба с теневым рынком напоминает поддавки», - считает основатель Zenden Group Андрей Павлов.
«Вместо объективного расследования, которое показывает реальную независимость предпринимателей и фактически выдуманный сотрудниками ФНС «вменённый» ущерб; вместо реальной экономической оценки работы компании с контрагентами, демонстрирующей реальность деятельности и отсутствие ущерба, продолжается отработка по «притягиванию» компании. Хотя нарушения закона нет, есть обычные в деловой практике бизнес-процессы», - говорит Павлов.
Обществу все это преподносится, как многомиллиардный ущерб бюджету, а борьба с бизнесом – как забота об интересах государства. Но по мнению команды Павлова, это ни что иное, как расправа с успешной компанией.
В конце ноября юристы Zenden Group планируют обратиться в Верховный суд России и бороться за жизнь обувного холдинга до конца.