31 декабря 2014 (15:04)
Архитектурный совет Москвы в декабре одобрил 5 проектов новых серий индустриальных жилых домов повторного применения.
Как сообщает пресс-служба Архсовета, экспериментальные крупнопанельные дома вводятся в России не первый год. К подобным проектам относятся дома на проспекте Вернадского, 125, где проходили съемки фильма «Ирония судьбы, или с Легким паром!»
«Хрущевки» совершенствовались, появлялись новые серии. Строительство первых панелек закончилось лишь в 1972-м. В 1962-70 годах перешли к строительству 12-этажных зданий и выше. Многоэтажка на проспекте Вернадского, 125, где снималась «Ирония судьбы» (в сценарии Эльдара Рязанова – это 3-я улица Строителей) относится к третьему периоду индустриального домостроения (1970-75 гг.). Сегодня это место легко узнаваемо: на цокольном этаже, как лестницей перед подъездом напротив церкви Михаила Архангела, мимо которой проходил Лукашин, расположен московский «Театр на Юго-Западе».
До сих пор жители этого дома не могут решить: к какой серии относится многоэтажка? Риелторы утверждают, что это чешский проект, и таких зданий в Москве было построено всего три, и все – на Проспекте Вернадского. Представители городских служб уверены, что это обычная панель серии П3, которых много возводилось в Советском Союзе в 1970-е годы.
«В «Иронии судьбы» запечатлены вовсе не рядовые типовые дома, которые будто бы сотнями строились в Союзе, что и привело к путанице, ставшей сюжетом комедии. И ленинградская учительница Надя Шевелева, и московский хирург Женя Лукашин «живут» в экспериментальных домах, построенных по индивидуальному проекту в 1970 году. Эти дома являются предшественниками знаменитой серии панельных жилых домов П3. В то время в жилищном строительстве столицы применялся так называемый «метод единого каталога». В него входили новостройки таких серий как: П3, П22, П30, П31, П42, П43, П44, П46 («П» – «панельный»). В массовое строительство шел десяток этих серий», - сообщили в Московском научно-исследовательском и проектном институте типологии (МНИИТЭП).
Перед этим специалисты МНИИТЭПа разрабатывали проекты экспериментальных жилых зданий. Один из них – «Дом Жени Лукашина». Это 16-этажный крупнопанельный 5-подъездный дом на 275 квартир в 47-м квартале Тропарево. Таких экспериментальных зданий, действительно, в Москве было построено всего три на проспекте Вернадского. В доме №125 снимались московские сцены фильма, а в доме №113 – ленинградские. Авторы этих домов - архитекторы МНИИТЭП А. Самсонов, А. Бергельсон, В. Коркина и др.
Режиссер фильма Эльдар Рязанов объяснил, что это два совершенно одинаковых дома, а «ленинградский» от «московского» отличает только вид из окна. Для съемки окон, видимых в титрах, общего плана ночью, а также погони Лукашина за Ипполитом использовался фасад 113-го дома, окрашенного в серый цвет. Съемочная группа специально просила жильцов держать свет включенным во время съемок, чтобы создать иллюзию новогодней ночи.
Что касается самого проекта, то впервые при строительстве домов был апробирован ряд новых технических и инженерных решений: использована продукция опытных заводов, опытные конструкции и способы заводской отделки. Исследовались варианты укрупнения деталей (например, объемные изделия, совмещающие стенную панель с балконом). Были разработаны и проверены в экспериментальных условиях типы основных квартир, их отделка и оборудование. Например, впервые в те годы в Москве в 4-комнатных квартирах было оборудовано по два санузла – так называемый «гостевой» и «спальный». Сегодня по два санузла проектируется уже в каждой 3-комнатной квартире.
Впоследствии на основе «Дома Жени Лукашина» на проспекте Вернадского была разработана новая серия крупнопанельных 16-этажных жилых домов – П3-16. Выпуск их был освоен на домостроительном комбинате № 3 в районе Солнцево. В 1970-1975 гг. жилых домов этой серии в Москве возводилось до полумиллиона «квадратов» в год.