23 сентября 2020 (00:04) | Алиса Панфилова
Саратов не первый год сотрясают коммунальные войны, когда за дома борются несколько управляющих компаний. Для жильцов это нередко оборачивается двойными платежками, пропажей собранных средств и, как следствие, общим недоверием ко всем коммунальным компаниям. Но похоже, что случай на улице Политехнической перешел все известные границы коммунального цинизма. Ради управления жилфондом новые «управленцы» замахнулись на прямой подлог документов и провели собрание в период карантинных мер с участием пожилых людей, которые наиболее подвержены тяжелому течению COVID-19. На что еще способны компании в битве за дома разбирался наш корреспондент.
Война за активы и пассивы
Четырехподъездный панельный дом № 116 на 80 квартир по улице Политехнической вряд ли можно назвать как проблемным активом, так и лакомым куском коммунального пирога. Со одной стороны, отчисления от 78 квартир и двух нежилых помещений это больше, чем скоромные платежи какого-нибудь старого жилфонда. Но это и не элитное жилье или «человейники», массово возводимые строителями. Свои проблемы у панельных домов тоже есть. Прежде всего это энергоэффективность. Собственникам нередко приходится нести повышенные расходы на отопление зимой, либо утеплять фасады за свой счет и следить за герметичностью швов между панелями, тщательно убирать снег с почти плоской крыши. Но, как показывают недавние события, даже за такие объекты разгораются нешуточные битвы.
Все началось, как часто бывает, с одного активиста. На Политехнической, 116 застрельщиком перемен выступила собственница из квартиры № 48 Ольга Точилкина. В Саратовской области фамилия весьма примечательная. Ведь это однофамилица Павла Точилкина на протяжении 13 лет официально находившегося у руля всех избирательных компаний в регионе. И совпадение может быть неслучайным, так как создается впечатление, что организация «общедомового референдума» была проведена не хуже многих скандальных избирательных компаний. Женщина организовала очно- заочное голосование, которое шло на протяжении одиннадцати дней с 24 июля по 4 августа. К слову, в это время даже деятельность кафе и ресторанов была ограничена лишь летними верандами, а вести речь о массовом собрании жильцов (то есть об «очной» его части) и вовсе не приходится. Но по документам в очной части приняло участие 10 собственников.
Молчаливые союзники
Но и к заочному волеизъявлению есть немало вопросов. По закону каждый собственник квартиры, как минимум, за десять дней до процедуры должен быть уведомлен инициатором собрания. Но явные противники голосования не получили уведомление вовсе. А в «союзники» были выбраны не только собственники квартир, но и наниматели по договору соцнайма. Таковых было очень немного, но их голоса также были учтены в ходе голосования. Это несмотря на то, что по квартирам, находящимся в собственности муниципалитета, решение должен принимать его собственник. А в случае муниципального жилья этим собственником является МО «Город Саратов», поэтому и голосовать должен не проживающий в квартире арендатор, а уполномоченный чиновник. Но даже такие прописные коммунальные истины в ходе голосования были проигнорированы. Теперь с этим вопросом разбирается начальник юр отдела администрации Октябрьского района Александр Асташкин, которому приходится выводить дом из искусственно созданной ситуации, грозящей обернуться проверкой прокуратуры.
В собранных документах была неверно указана даже площадь квартир. А ведь по числу квадратных метров, находящихся в собственности того или иного жильца, определяется его доля в общем вкладе при учете голосов.
В итоге правдами и неправдами была «нарисована» цифра 61,6 процентов голосов. Якобы, решение было поддержано при учете мнения 73-х собственников и их одобрения этого решения. Впрочем, сами жильцы о такой значимой поддержке слышат впервые. Житель дома Вадим Александрович, с которым пообщался журналист ИА «Стройсар» недоумевает: «Положили нам какой-то бюллетень в ящик, вроде бы мы против голосовали или воздерживались. А теперь утверждают, что у нас УК должна смениться. При этом я о новой компании просто не знаю ничего, впервые о ней слышу, как я могу ее поддержать»?
70-ти процентый прирост расходов на коммуналку
Действительно, если бы домом решила управлять добросовестная компания, каким мог быть ее первый шаг? Знакомство с жильцами, выяснение их потребностей, обещание привести дом в порядок и изложение конкретного плана, как конкретной схемы воплощения замыслов. Но на Политехнической, 116 новая компания, пора уже ее назвать, это УК «Профессионал» начала действовать решительно. Сразу 70% был поднят тариф на обслуживание дома - с 11 до 17, 2 рублей за квадратный метр площади. То есть, даже за «однушечку» в 33 квадратных метра жильцам придется платить не 350, а 650 рублей, а за трехкомнатную квартиру расходы увеличатся еще больше. В купе с летним повышением тарифов и началом отопительного сезона новые платежки могут вызвать у жильцов шок и обернуться социальным недовольством, когда на массовое мероприятие выйдут не 10, а уже сотня недовольных проживающих. Разумно ли такое поведение для компании, которая желает выстроить долговременное сотрудничество с жильцами дома? Или это больше напоминает действия коммунальных мошенников главная цель которых – быстро собрать деньги и исчезнуть. Саратову известно немало историй, когда, используя самых активных жильцов, коммунальные деятели начинали творить беззаконие, резко поднимали тарифы, быстро собирали деньги, выставляя задвоенные платежи, а затем растворялись с собранными средствами, оставляя жильцов дома выяснить отношения между собой. При подобном повороте ни о каком добрососедстве говорить не приходится, доверие между живущими в одном доме людьми теряется на годы.
Как удалось выяснить редакции, в данном случае, ситуация пока еще не зашла в тупик. Оказалось, что в доме есть инициативные жители, которые решили оспорить внеочередное решение общего собрания еще до того, как компания начала собирать деньги.
Ситуацию прокомментировал корреспонденту ИА «Стройсар» юридический представитель действующей УК «ООО «Весна 2011» Валентина Нефедова:
«Я была искренне удивлена, насколько беспардонно, с многочисленными нарушениями была проведена процедура выбора, якобы, новой управляющей домом компании. Свое общение с жильцами новая УК хочет начать с позиции силы, игнорируя или фальсифицируя мнение большинства, навязывая заведомо более дорогие услуги по обслуживанию дома. Мне было рекомендовано не пытаться оспорить решение по дому 116 на Политехнической, а защищать остальной фонд, находящийся под управлением, пока его такими же незаконными методами не забрали у компании, чьи интересы я представляю. Но считаю, что подобное явное нарушение закона не может остаться незамеченным со стороны контролирующих органов и суда. Я буду отстаивать их интересы всеми доступными законными методами».
Остается только надеяться, что Закон позволит поставит на место любителей манипулировать голосами жителей, восстановит справедливость и взаимное доверие и среди жильцов дома по Политехнической,116.
Лара 24 сентября 2020 (13:31)
Лучше платить меньше и не получать никаких услуг,тупо сдавать деньги в предыдущую УК.Главное, ничего не менять в своей жизни в лучшую сторону.