26 февраля 2014 (15:58) | Василиса Чернявская
Саратовская область давно закрепилась в лидерах по росту госдолговых обязательств перед федеральным центром и Минфином РФ. Но можем ли мы прожить без долгов, и кто способствует их наращиванию? Вытянут ли наш регион крупные налогоплательщики или малый бизнес, как оптимизировать расходы, а также об имеющихся резервах, строительстве аэропорта в Сабуровке и инвестициях в нашу губернию, рассказал ИА «Стройсар» заместитель председателя правительства Саратовской области по экономике Павел Большеданов.
Павел Владимирович, как это ни печально, но прогнозы по бюджету 2013 года не сбылись: область недобрала налогов. Особенно подвели крупные налогоплательщики. В итоге региональная казна потеряла не один миллиард рублей. В связи с чем это произошло? Готовы ли крупные игроки рынка, в особенности представители федеральных компаний, отчитаться перед областными властями о том, что пошло не так? Как выстроено с ними взаимодействие?
– Действительно, мы недополучили более трех миллиардов рублей с крупных налогоплательщиков. И конкретный вид налога – это налог на прибыль. Речь не идет о ежегодном росте на 10-15 %, как это было всегда. Мы говорим о сопоставимой базе с 2012 годом. Если бы эти средства с ростом были получены, то регион впервые за долгое время мог не заимствовать у коммерческих банков. Бюджетная политика была выстроена с учетом этих средств. Восполнение трех с лишним миллиардов рублей произошло за счет других налогов: имущественного, НДФЛ, акцизов и налогов с малого бизнеса, так называемой «упрощенки».
Анализ впереди: какие предприятия демонстрировали прирост, какие падение. Что касается самочувствия крупного бизнеса, и прежде всего РЖД, «Газпрома», Сбербанка, подразделения «Ростатома», то эти и некоторые другие компании в сумме дали минус 1,5 миллиарда рублей налога на прибыль. В тех компаниях, органы управления которых находятся в Москве, решение по налогам, распределению доходов и затрат, принимается в столице. К сожалению, субъекты поставлены в положение абсолютно неинформированных получателей средств. Контакт с ними не выстраивается в силу закрытости от органов власти, как самими вертикальными компаниями, так и теми налоговыми службами в Москве, в которых они администрируются. Правительство Саратовской области вынуждено через депутатов Госдумы и членов Совета Федерации напрямую выходить и общаться с руководством этих компаний. В скором времени должна состояться коллегия Минфина РФ, где будут присутствовать высшие должностные лица страны. Два года назад, когда Владимир Путин был на одной из таких коллегий, эта тема в преддверии изменения налогового законодательства была ему озвучена. Он ответил, что эти моменты должны подвергнуться исправлению, и все недоплаченные прибыли региональные бюджеты получат. Надеемся, что эта политическая воля будет реализована.
Но в чем скрыта причина недополучения облбюджетом этих средств?
– Причины достаточно общие. В 2012 году в Госдуме принят закон о списании затрат для тех объектов капиталовложений, которые десятилетиями не учитывались в крупнейших компаниях и даже не регистрировались в органах Росреестра и Роскадастра. Таким образом, была сделана поблажка для предприятий, которые имели подобные объекты. Это самая главная причина, повлиявшая на снижение прибыли крупных игроков рынка, и ее истоки находятся в налоговом кодексе. Не все области оказались в столь сложном положении, как Саратовская. Некоторые субъекты не имели такого набора предприятий. У нас же представлен серьезный «иконостас» налогоплательщиков. Например, «Газпром» одномоментно списал порядка 120 миллиардов рублей на затраты. Его доля в Саратовской области велика: каждый пятый куб газа, который прокачивается по их системе, проходит через наш регион. В связи с этим падение прибыли в «Газпроме» серьезным образом отразилось на нашем регионе. И это только один пример.
В то же время Саратовская область, недобрав в доходной части, вновь обратилась к внешним заимствованиям. Как сейчас выглядит структура госдолговых обязательств региона?
– Если бы мы получили три с лишним миллиарда рублей налога на прибыль, то смогли бы не заимствовать у коммерческих банков. Так как этого не произошло, нам пришлось обращаться к займам: в Минфине РФ был оформлен кредит порядка трех миллиардов рублей и столько же в банках. Мы прирастили внутренний долг области на 6 миллиардов рублей, но находимся в рамках Бюджетного кодекса и с точки зрения соотношения долга, собственных доходов и уровня заимствований в годовом бюджете. Уровень дефицита также у нас не более дозволенных норм – порядка 15%.
В этой части мы впереди соседей по ПФО и других регионов страны?
– Могу сказать, что за прошедший год нас обогнало порядка 20 регионов, в которых происходили подобные процессы с крупными налогоплательщиками. Они нас опередили не по темпам прироста долговой проблемы, а по ее абсолютной сумме. Так мы ушли с «лидирующих» позиций по госдолгу в третий десяток. Все, что декларировали на 2013 год с точки зрения экономии средств, ликвидации неэффективных затрат и очень сдержанной политики роста госдолга, выполнили. В условиях, когда все указы президента были реализованы, облправительство заняло только на них, а не на обычную жизнь, как это было в предыдущие годы. Начиная с 2005-го мы имели сопоставимый рост бюджета и ухитрялись в этих условиях, без особых всплесков расходов заимствовать иногда до 15 миллиардов рублей. Качественный анализ позволяет сказать, что при сопоставимом с 2012 годом бюджете мы могли бы прожить без единого рубля коммерческих займов.
Какова на сегодняшний момент сумма внутреннего государственного долга Саратовской области?
– Простому человеку она ничего не скажет. На сегодня это 44 миллиарда рублей. Но регион никто не закроет на замок и не обанкротит. Мы видим примеры других областей, где по займам кратно превышен допустимый порог. Есть субъекты РФ, где госдолг составляет порядка 170 % от уровня собственных доходов, но регионы живут. Другое дело, что накапливающиеся проблемы встают перед областным и федеральным руководством. Центр разделяет озабоченность подобной нестыковкой доходов и расходов. Но другого выхода, как обеспечивать указы президента через заимствования, никто не придумал. Поэтому необходимо мобилизовать усилия по сдерживанию роста долгов, а также исполнять директивы в рамках бюджета – от муниципального до областного уровня. К тому же мы заведены под строгий мониторинг со стороны правительства и Минфина РФ. Во-первых, мы впервые получили такой минус начиная с 1991 года. В облдуме никогда не принимался закон, который позволял бы уменьшать сопоставимые показатели бюджета с предыдущим периодом. Каждый последующий год всегда опережал предшествующий на некоторые проценты, а иногда и в разы. Но 2013 год исключение, он стал хуже предыдущего по прибыли. Это не просто плач неудачников: все падения зафиксированы, они проходили обсуждение в Госдуме и Совете Федерации. В связи с этим расходы также подвержены контролю. Мы просчитали каждый месяц, как будем жить весь год от 1 января до 31 декабря. Во-вторых, нами уже выявлены все несвойственные для нормального жизнеобеспечения расходы. К ним относится, кстати, и спорт. К нему сейчас приковано особое внимание, но Минфин РФ считает, что эта сфера должна жить за счет спонсоров. Повышение зарплат, численности в органах управления и несовершенство их структуры, а также закупка дорогостоящих техники, товаров, автомобилей, мебели и прочего также подвержены строгому контролю и дальнейшему пресечению. В тех случаях, когда Минфин России найдет неэффективные расходы, диалог по всякому взаимодействию и временной финансовой помощи будет прекращен. Если мы не будем эффективно работать, нас обязательно вскроют. Это навредит области, и тогда придется идти в банки и брать коммерческие кредиты, что станет не лучшим сценарием для региона.
Под какие проценты сейчас предлагают кредиты коммерческие банки и Минфин РФ?
– В банках кредиты для Саратовской области оформляются ниже 9%, а Минфин предоставляет под 4% годовых. Но порядок получения бюджетных кредитов изменился. Если раньше мы могли беспроцентно пользоваться остатками федеральных средств на счетах регионального минфина, то теперь федералы выстраивают другую политику: деньги будут выдаваться только на расходы, а оставшиеся средства, которые иногда измерялись 2-3 миллиардами, нам не позволят держать на своих счетах. Облправительство может их запросить в виде краткосрочных кредитов под 4% годовых.
Ежегодно областная власть отчитывается об исполнении взятых на себя социальных обязательств. С уменьшением доходной части бюджета и высоким госдолгом, как будут выполняться эти обязательства? Сколько из облказны заложено на них в этом году? Планируется ли их сокращение?
– Бюджет в части соцразвития не сокращается и остается на уровне 2013 года, то есть 72% от уровня доходов. При этом никто не говорит о том, что такие процессы, как оптимизация, приведение льгот и единых денежных выплат (ЕДВ) в соизмеримые и предусмотренные законом размеры, не должны происходить. Во-первых, у нас было много льгот, не обусловленных федеральным законодательством. Они принимались только на уровне Саратовской области и иногда не имели точной адресности. Например, есть ветеран войны, льготами которого также пользуются члены его семьи. Это не совсем в контексте закона. Иногда соцвыплаты (зубопротезирование, покупка слуховых аппаратов, оплата стационарного телефона) не привязывались к получению именно этой услуги. Теперь соцвыплаты будут оформляться только по факту оказанной услуги. Мы ставим перед собой задачу обеспечить в рамках закона льготами конкретных получателей. Во-вторых, необходимо пересмотреть укомплектованность соцучреждений. Если заведение рассчитано на 200 человек, нам никто не позволит содержать там только 50. Оптимизация будет происходить не за счет того, что у человека отрежут квадратные метры, сократят койку или дадут меньше лекарств, а за счет перенаправления в другое учреждение. Грамотное распределение тех же пациентов поможет сократить удельный вес затрат на медицину. В случае невостребованности учреждения, его перепрофилируют. Я неоднократно приводил пример: в одном селе 7 человек учатся в школе площадью две тысячи квадратных метров. И никто: ни муниципалитет, ни районные, ни уж тем более областные власти – не видели в подобной отчетности чего-то необычного. А ведь эти две тысячи квадратных метров отапливаются, убираются, освещаются, обрабатываются с точки зрения санитарных норм и правил противопожарной безопасности. Понятное дело, что обучать этих учеников тоже нужно. Но не на двух тысячах квадратных метров. Мы просто не можем себе этого позволить. Поэтому оптимизация будет продолжаться. Это тоже требование Минфина РФ, которое мы обязаны выполнить, чтобы выдержать принятую финансовую политику и контролировать расходы.
Павел Владимирович, уже не раз отмечалось, что проработанная налоговая база – это наш резерв. Однако сами налоги – палка о двух концах. С одной стороны, необходимо повышать их собираемость, с другой – весь бизнес от мала до велика просит преференций. Как найти компромисс?
– Тот закон о поощрении инвесторов, которым предусмотрены льготы для бизнеса, действует и совсем недавно был дополнен. Согласно ему, бизнес, инвестирующий на территории нашего региона или модернизирующий производство, будет получать преференции по областным налогам на пять лет. Это касается имущественного, земельного налогов и налога на прибыль. Областное правительство понимает, что терять налоги не хочется, но если мы не предоставим хотя бы элементарные, сопоставимые с другими регионами льготы, то говорить бизнесу «приходите к нам» будет бессмысленно. Инвесторы нужны любой области, и за них сейчас развернулась оживленная и даже ожесточенная борьба. Кроме финансовых преференций, мы предлагаем инвесторам личное участие в решении тех вопросов, которые у них могут возникнуть при реализации проекта. Это касается водо-, газо- и электрообеспечения объекта. Правительство старается максимально привлекать бизнес с помощью этих инструментов, пытаясь попутно создавать позитивный имидж губернии. Люди, которые реально вложились, могут это продемонстрировать.
Известно, что нашим соседям по ПФО – Татарстану, Нижнему Новгороду – федеральный центр выделяет миллиардные суммы на развитие. Диспропорция с Саратовской областью получается огромной. В чем секрет успеха соседей? И почему наш регион так проигрывает?
– Есть штампы, а есть факты. Если посмотреть на Ульяновскую область, то в масштабах России она максимально продекларирована как инвестиционно привлекательная. Но если взглянуть на цифры, то по инвестициям данный регион сопоставим с другими. Даже темпы прихода инвесторов туда не так велики. За 2013 год в Саратовскую область привлечено порядка 124 миллиардов рублей инвестиций, рост составил более 10%. Этот показатель выше, нежели в Ульяновской области. Безусловно, имеются и лидеры. Это Татарстан, Калуга и Московская область, где либо максимально эффективно размещены производительные силы, транспортные потоки и создана инфраструктура, либо федеральный центр осуществляет солидные вливания. Таких возможностей и преимуществ в Саратове нет. В удаленный регион, где нет международного аэропорта и выгодно расположенных транспортных магистралей, инвесторы идут менее охотно. Конечно, новые автомобильные дороги и аэропорт серьезно бы увеличили наши шансы на успех. В настоящее время облправительство занимается проработкой этих вопросов.
Калуга, Татарстан, Нижний Новгород – те инвестиционные центры России, где созданы свободные экономические зоны, где производства создают хорошую налоговую базу, а инвестиционный, промышленный и торговый бумы сопровождаются качественным развитием инфраструктуры по всем направлениям. Почему в Саратовской области не уделяется внимания созданию площадок с уже готовой инфраструктурой? Планируется ли в нашем регионе создание уже готовых участков для инвесторов? Или бизнес по-прежнему методом тыка будет выбирать в поле кусок земли?
– Мы планируем предложить крупные площадки в Энгельсе, Саратове и Саратовском районе китайцам. Сейчас они создаются: логистический и агропромышленный центр и технопарк. Часть из них будет запущена уже в 2014 году.
Осенью прошлого года министр экономразвития и инвестполитики Владимир Пожаров заявил, что налоговая база области должна пополниться взносами от тех, кто сдает квартиру в аренду, а сам в ней не живет. Как будет претворяться в жизнь подобная перспектива? Кто будет искать налогоплательщиков и принуждать их спать спокойно?
– Нормы Налогового кодекса, которые должны обеспечить уплату с каждой квартиры, не работают. Нет широкой практики служб в части поиска подобных налогоплательщиков. Несмотря на все процессы модернизации и информатизации, нужно потопать ножками, постучать в каждую дверь и выяснить обстоятельства проживания жильцов. Но это не в тренде развития налоговой инспекции как таковой. Понимая это, облправительство изучает и обобщает опыт Москвы, где участковые совместно с налоговиками и органами местного самоуправления пытаются организовать работу по выявлению арендодателей жилья.
А как доказать, что собственник не проживает в этой квартире и сдает ее не безвозмездно?
– Это вопрос переговоров. Пока я не вижу таких исполнителей, которые смогли бы это осилить. Но многие регионы озаботились данной проблемой, и нам тоже нужно искать свои подходы. И все же большая часть налогоплательщиков настроена на выплаты налогов. К тем, кто не настроен, будут применяться другие методы. Пока мы в начале пути.
Буквально на днях вам добавили полномочий. Теперь вы координируете взаимодействие по инвестиционным соглашениям государственно-частного партнерства при реализации проекта «Строительство аэропортового комплекса «Центральный» в Сабуровке. С кем вы уже контактируете и с кем планируете в рамках проекта? Кто из коммерческих структур реально готов прийти на земли Сабуровки? Какие работы оставлены за ними, а какие – за властями?
– Соглашения еще не заключены. Мы контактируем со всеми, кто проявляет интерес к проекту. В частности, к водообеспечению, строительству дорог северного и южного подходов, к возведению аэровокзального комплекса. Последнее – сейчас прерогатива ГК «Ренова». МРСК занимается электроэнергией, а структуры «Газпрома» – соответственно, газом. К водоснабжению и прокладке дороги есть интерес, но представители организаций запрашивают большое количество информации, в том числе и проектной по возможному проведению коммуникаций и их быстрой окупаемости. Последнее должно произойти либо за счет эксплуатации, либо за счет областного бюджета. При постепенном выкупе таких активов они перейдут в региональную и муниципальную собственность. Пока у нас своих ресурсов нет, и мы планируем привлечь частный бизнес для заключения консорциума в рамках государственно-частного партнерства, чтобы затем приступить к строительству. Когда пройдет конкурс, станет понятно, кто окажется победителем и подрядчиком. Двери не закрыты ни для кого. Другое дело, что не каждый сможет потянуть подобный проект. Для этого нужны свободные финансовые ресурсы и хорошие подрядные мощности. Сейчас идет работа по сбору информационных данных по каждому из озвученных направлений. В некоторых вопросах мы продвинулись хорошо, в других на уровне изучения сведений. Так, по аэровокзальному комплексу уже есть предложения и макеты, по дороге и водообеспечению необходимо смотреть, какие участки предстоит выкупить и какие затраты на это понадобятся.
Почему именно вам доверили этот блок вопросов в облправительстве?
– Государственно-частное партнерство – исключительно экономическая тема. Все стоит начинать с расчетов и соглашения. Стройка уже потом. Если все срастется на бумаге, то это предопределит успех данного проекта, тогда лучи сойдутся в одном месте, а затем начнется практическая реализация строительства аэропорта в Сабуровке.