24 января 2014 (11:35) | Дмитрий Богатырёв

Прополка грядок

В чьих интересах вводят систему лицензирования для управляющих компаний?
Прополка грядок

Не прошло и десяти лет (а всего-навсего девять) с момента принятия нового Жилищного кодекса, который отдал наш многоквартирный жилфонд на кормление управляющим компаниям (большинство из которых смело можно назвать уголовными компаниями), как до первых лиц государства наконец дошло, что их (УК) деятельность неплохо бы лицензировать. Почему же идея, лежавшая столько времени на поверхности, показалась властям актуальной именно сейчас? И к чему на самом деле приведет введение института лицензирования? Давайте разбираться.

При всех внешних сходствах жилищных контор прошлого и новоиспеченных управляющих компаний у последних есть одно важное отличие – практически полная неподконтрольность муниципалитету или субъекту РФ. УК – это коммерческая структура со всем втекающим и вытекающим. Если деньги, которые люди платили в ЖЭУ, через ДЕЗы стекались в бюджет и оттуда уже распределялись на содержание муниципального жилищного фонда, то с исчезновением последнего монеты покатились в частные карманы. Во что это вылилось на практике, мы все прекрасно знаем. Многомиллионные необоснованные неплатежи УК коммунальным поставщикам, многократная прокрутка собранных с жильцов средств и их дальнейший увод на сторону, далее – преднамеренное банкротство и создание новой управляющей компании все с теми же лицами во главе. И никакой ответственности ни перед кем. А чем прикажете отвечать, если уставной капитал большинства УК не превышает 10 тысяч рублей?

Как же и кем создавались подобные монстры? И куда, собственно, смотрели власти, когда их регистрировали и передавали им жилищный фонд? Ведь все же было очевидно: не может компания с таким смешным уставным капиталом отвечать даже за один многоквартирный дом, не говоря уже о десятках и сотнях. Конечно, очевидно. Как и то, что случайных людей к управлению жилфондом не допускали. Практически все суперУК были созданы на базе бывших районных ДЕЗов. То есть высокопоставленные чиновники, официально устранившись от ответственности за содержание жилищного фонда и за контроль над УК, де-факто всем этим жилищно-коммунальным бардаком и заправляли и очень сладко кормились с него.

Так было вначале. Но затем джинн был выпущен из бутылки. Во-первых, желающих крышевать эту сферу с каждым годом становилось все больше. Так началась битва за контроль над управлением целыми жилыми микрорайонами и даже районами между различными УК и их покровителями. Во-вторых, чувствуя свою безнаказанность перед законом и жителями, «укашки» стали кидать уже коммунальных поставщиков. Причем не просто кидать, а на огромные суммы, исчисляемые миллионами и даже миллиардами рублей. И в какой-то момент власти поняли, что ничего не могут поделать с этим беспределом. Даже в тех случаях, когда действительно этого хотят: не хватает законодательной базы.

Многие мои коллеги, друзья и знакомые убеждены, что введение системы лицензирования – чисто пиаровский ход, направленный на отвлечение общественного внимания и на имитацию бурной деятельности. Они также убеждены, что без введения личной уголовной ответственности для руководства управляющих компаний, без конфискации их личного же имущества, резкого увеличения уставного фонда и еще ряда мер одно лицензирование ничего не даст.

Позволю себе с этим не согласиться. Даст, еще как даст. Вопрос: кому даст? Рядовым потребителям жилищно-коммунальных услуг? Вряд ли.  Ведь заметьте: заявляя о необходимости введения лицензирования, власти старательно избегают конкретики. Кто будет выдавать лицензии? По какому принципу? Каким параметрам и требованиям должна соответствовать управляющая компания? Обо всем об этом – ни слова. Более того, данный законопроект до сих пор не представлен общественности для обсуждения. Все делается как бы впопыхах: Президент дал команду, премьер поддержал, партия власти одобрила, депутаты в ближайшее время примут. Думаю, это не случайно. Есть большие подозрения, что законопроект будет иметь очень серьезную коррупциоемкую составляющую и по сути позволит чиновникам выдавать лицензии исходя из собственных соображений. Грубо говоря, с помощью этого механизма начнется глобальная «прополка грядок». Неугодные (не свои, слишком засветившиеся и т. д.) УК будут выброшены на обочину истории. То есть вместо многих крыш на уровне региона будет выстроена по большому счету одна или несколько. И те, кого она накроет, будут жить долго и счастливо. Абсолютно на законных основаниях. С лицензией!        


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить